Программа саморазвития педагога на тему "Социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Курданова Анжела Геннадьевна

Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samorazvitie_2020-2022.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 40 «Радуга»

г. Саров

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 40»

_______________________  С.Н. Сиротова

 « ____ »   _______________  22       г.

Программа

профессионального  саморазвития воспитателя

Курдановой Анжелы Геннадьевны

на 2020-2022   учебные годы

 

Актуальность: 

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие и познавательной сферы ребенка.
Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у воспитанников, так как особенности дошкольного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности .

В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.

      

Цель: Повышение собственной профессиональной компетентности посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.  

Задачи профессионального саморазвития: 

  1. Изучить и проанализировать литературу и передовой педагогический опыт по проблеме взаимоотношений детей с ОВЗ.

  1. Исследовать уровень комфортности детей в группе (позицию в коллективе, уровень самооценки)  

  1. Посетить семинары, конференции, КМО, мастер-классы коллег; принимать участие в дискуссиях, совещаниях.
  2. Преобразовать существующую предметно-пространственную среду группы с учетом принципов ФГОС ДО.
  3. Изучить  и апробировать различные  коммуникативные игры,  положительно влияющие на  преобразование взаимоотношений в детском коллективе.

  1. Подобрать наиболее эффективные формы повышения компетентности родителей по проблеме, привлечь к совместной работе.

Предполагаемый результат:

  • Дети с ОВЗ социализируются, они могут поддерживать беседу, игру со сверстниками, взрослыми, получают удовольствие от совместной творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы, создаётся благоприятный климат в группе.

Содержание работы по изучаемой проблеме

«Социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.

Задачи: 

1. Развивать социально - коммуникативных умения и навыки детей через игровую деятельность.

2. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

3. Развивать у детей социальные навыки освоения различных способов разрешения конфликтных ситуаций умение договариваться соблюдать очерёдность устанавливать новые контакты.

Формы работы по проблеме

Содержание работы

Сроки (месяц, год)

Отметка о выполнении

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2003.

Зворыгина Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления. //Дошкольное воспитание //.- 1981 , № 12.

Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.

Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.

Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011

Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3, 2007

В.  Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год.

Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –

 « Книголюб» М.,   2006

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.

2020-2021

2021-2022

Методическая помощь: консультации, семинары, вебинары, курсы и пр.

  1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методические издания и Интернет.
  2. Консультация старшего воспитателя
  3. Курсы: «».
  4. Вебинары:«Социально коммуникативное развитие детей с помощью игр» - Алябьева Е.А., «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях инклюзии»
  5. Вебинары: «Игровые технологии в дошкольном образовании» (WWW.Prodlenka.org); «Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения» (https://infourok.ru/webinar/31.html)

2020-2021

2020-2021

2021-2022

Открытые просмотры, взаимопосещения

  1. Открытые просмотры педагогов МБДОУ

2020-2022

Выступление на методических мероприятиях

  1. Участие в творческой группе по внедрению ФГОС
  2. Выступление из опыта работы для педагогов
  3. Мастер-класс для педагогов
  4. Участие в школе начинающего воспитателя
  5. Участие в конкурсах в соответствии с годовым планом.
  6. Консультации для педагогов по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру».
  7. Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

2020-2022

Работа с использованием  Интернет-ресурсов

  1. Размещение на своём мини-сайте на nsportal материалов и рекомендаций по теме.

2020-2022

Оснащение образовательного процесса

  1.  Создание в группе предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для коммуникативного развития  дошкольников.
  2. Подбор сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для них.
  3. Подбор  и изготовление дидактических игр совместно с детьми.
  4.  Подбор подвижных игр, театрализованных, игр с правилами.

2020-2022

Создание электронных образовательных ресурсов

  1. Составление картотеки коммуникативных игр.
  2. Разработка конспектов занятий познавательно-речевого цикла с включением коммуникативных игр.
  3. Перспективное планирование по использованию игр.

2020-2021

2020-2021

2021-2022

Организация образовательного процесса с детьми

  1. Проведение диагностики игры детей.
  2. Совместная игровая деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме (подгрупповая, индивидуальная работа).
  3. Совместная самостоятельная деятельность самих детей.

2020-2022

Партнёрство с семьями воспитанников

  1. Консультации для родителей: «Игровая деятельность ребенка, роль взрослых в её организации», «Социализация детей», «Поиграй со мной!»
  2. Консультация для родителей:
  3. Анкетирование: «Социализация и коммуникация ребёнка», «Выявление игровых интересов ребёнка».
  4. Семинар – практикум «Игра в развитии ребёнка».
  5.  Круглый стол с родителями «Играя – готовимся к школе».
  6. Памятка для родителей: «5 условий успешной игры», «Правила организации детской игры».
  7. Папки-передвижки
  8. Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту.
  9. Привлечение к изготовлению игр и пособий, созданию в группе предметно-пространственной развивающей среды.

2020-2021

2021-2022

2020-2021

2020-2021

2020-2022

2020-2022

Трансляция опыта по проблеме: выступления

  1. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети для работников образования.
  2. Выступления из опыта работы.

2020-2021

2021-2022

Отслеживание результатов: форма отчетности, продукт

  1. Отчёт о реализации программы по самообразованию.
  2. Картотека игр.
  3. Проведение родительского собрания по проблеме взаимоотношений детей.
  4. Перспективное планирование.
  5. Игровые пособия
  6. Пополнение картотеки игр по теме

2021-2022

2020-2021

2020-2021

2021-2022

2021-2022

2021-2022

Используемая литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001
  2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М.,   2006
  3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011
  4. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011
  5.   Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3, 2007
  6. Зворыгина Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления. //Дошкольное воспитание //.- 1981 , № 12.
  7. Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
  8. Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.
  9. Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  - “Детство-Пресс” Спб, 2004, Педагогическая коррекция и социальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: «Детство Пресс», 2010.
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  11. Савченко В. «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год.
  12. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
  13. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.
  14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Воспитатель                                Курданова А.Г.

Ст. воспитатель                        Салищева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация социально-коммуникативного развития воспитанников в ДОО через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Игра.

Презентация составлена на собственном наблюдении за детьми в течении определенного времени. Игра у детей стоит на первом месте и только через нее дети познают мир. Развитие личности ребенка формируетс...

Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...

«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Выступление перед педагогами ДОО с мастер-классомна тему«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста черезтеатрализованную деятельность»Мастер-класс для педагоговЦель:обучение учас...

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе через игровую деятельность.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе через игровую деятельность....

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребён...

Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"

Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"...