Программа саморазвития педагога на тему "Социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_2020-2022.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 40 «Радуга»
г. Саров
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 40»
_______________________ С.Н. Сиротова
« ____ » _______________ 22 г.
Программа
профессионального саморазвития воспитателя
Курдановой Анжелы Геннадьевны
на 2020-2022 учебные годы
Актуальность:
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие и познавательной сферы ребенка.
Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.
«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у воспитанников, так как особенности дошкольного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности .
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.
Цель: Повышение собственной профессиональной компетентности посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.
Задачи профессионального саморазвития:
- Изучить и проанализировать литературу и передовой педагогический опыт по проблеме взаимоотношений детей с ОВЗ.
- Исследовать уровень комфортности детей в группе (позицию в коллективе, уровень самооценки)
- Посетить семинары, конференции, КМО, мастер-классы коллег; принимать участие в дискуссиях, совещаниях.
- Преобразовать существующую предметно-пространственную среду группы с учетом принципов ФГОС ДО.
- Изучить и апробировать различные коммуникативные игры, положительно влияющие на преобразование взаимоотношений в детском коллективе.
- Подобрать наиболее эффективные формы повышения компетентности родителей по проблеме, привлечь к совместной работе.
Предполагаемый результат:
- Дети с ОВЗ социализируются, они могут поддерживать беседу, игру со сверстниками, взрослыми, получают удовольствие от совместной творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы, создаётся благоприятный климат в группе.
Содержание работы по изучаемой проблеме
«Социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность»
Цель: Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
Задачи:
1. Развивать социально - коммуникативных умения и навыки детей через игровую деятельность.
2. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
3. Развивать у детей социальные навыки освоения различных способов разрешения конфликтных ситуаций умение договариваться соблюдать очерёдность устанавливать новые контакты.
Формы работы по проблеме | Содержание работы | Сроки (месяц, год) | Отметка о выполнении |
Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом | Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2003. Зворыгина Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления. //Дошкольное воспитание //.- 1981 , № 12. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011 Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011 Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3, 2007 В. Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006 Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г. | 2020-2021 2021-2022 | |
Методическая помощь: консультации, семинары, вебинары, курсы и пр. |
| 2020-2021 2020-2021 2021-2022 | |
Открытые просмотры, взаимопосещения |
| 2020-2022 | |
Выступление на методических мероприятиях |
| 2020-2022 | |
Работа с использованием Интернет-ресурсов |
| 2020-2022 | |
Оснащение образовательного процесса |
| 2020-2022 | |
Создание электронных образовательных ресурсов |
| 2020-2021 2020-2021 2021-2022 | |
Организация образовательного процесса с детьми |
| 2020-2022 | |
Партнёрство с семьями воспитанников |
| 2020-2021 2021-2022 2020-2021 2020-2021 2020-2022 2020-2022 | |
Трансляция опыта по проблеме: выступления |
| 2020-2021 2021-2022 | |
Отслеживание результатов: форма отчетности, продукт |
| 2021-2022 2020-2021 2020-2021 2021-2022 2021-2022 2021-2022 |
Используемая литература:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006
- Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011
- Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011
- Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3, 2007
- Зворыгина Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления. //Дошкольное воспитание //.- 1981 , № 12.
- Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
- Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.
- Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004, Педагогическая коррекция и социальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: «Детство Пресс», 2010.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Савченко В. «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год.
- Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Воспитатель Курданова А.Г.
Ст. воспитатель Салищева С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация социально-коммуникативного развития воспитанников в ДОО через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Игра.
Презентация составлена на собственном наблюдении за детьми в течении определенного времени. Игра у детей стоит на первом месте и только через нее дети познают мир. Развитие личности ребенка формируетс...
Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...
«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Выступление перед педагогами ДОО с мастер-классомна тему«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста черезтеатрализованную деятельность»Мастер-класс для педагоговЦель:обучение учас...
План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность...
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе через игровую деятельность.
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе через игровую деятельность....
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребён...
Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"
Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"...