Проект по работе с родителями "Главное - вместе!"
проект (младшая группа)

Коваленко Ольга Владимировна

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_rabote_s_roditelyami.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по работе с родителями «Главное - вместе!»

Воспитатель первой младшей группы Коваленко Ольга Владимировна 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ''успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений.

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

• Воспитание уважения к детству и родительству;

• Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

• Объединение усилий для развития и воспитания детей;

• Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

• Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

• Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

• Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

• Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «Радуга» в специально организованной деятельности:

• Совместной деятельности педагога и ребенка;

• Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

• В самостоятельной детской деятельности;

• В условиях проведения активной методической работы.

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта

Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие:

Всего участвовало: 12 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

Далее моя работа по проекту была следующая…

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проектаРазработала методические материалы для его реализации.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные:

- Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.

- Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.

- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.

- Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные:

- Консультативно- рекомендательная работа: беседа, консультация, посещение на дому, буклеты, поручения, библиотека.

- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные:

- Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.

- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.

- Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.

Основной этап (Октябрь-Май). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности: беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятельность:

1. Дидактические игры«Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры«Дочки – матери»«Мой дом», «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми»«Семья едет в отпуск»,

«Семья путешествует»«Мамины и папины помощники»«Мама, папа и я – дружная семья»«Еду с папой на машине»«В гости к бабушке»«Мастерим вместе с дедом».

3. Словесные игры«Назови по образцу»«Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т. д.

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми«Мои родные»«Любящие родители»«Моя семья» «Мамочка любимая моя»«Хорошо с мамой рядом»«Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость»«Я и моё имя»«Я - маленький и Я – взрослый»«Я и мои друзья»«Бабушка рядышком с дедушкой…»«Как на нашей улице…»«Как вы отдыхали летом»«Что такое дружба?»«Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы»«Чего я боюсь»«Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями:

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Критерии адаптации, рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;

Буклет «Безопасный Новый год»,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспита-нии.

3. Д/и«Поможем кукле выбрать покупку»;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность:

1. Рисование«Моя семья»«Я в детском саду» (совместно с родителями).

2. Фотоколлаж«Семейный сад».

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы:

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры«Дочки – матери»«Мой дом»«Мама ведёт детей в детский сад»«Папа играет с детьми»«Семья едет в отпуск»«Семья путешествует»«Мамины и папины помощники»«Мама, папа и я – дружная семья»«Еду с папой на машине»«В гости к бабушке»«Мастерим вместе с дедом».

4. Игры с напольными пособиями:

Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.

Материал в уголок родителей «Моя семья».

Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».

Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Выводы по проделанной работе:

Показатели результативности проведенной работы: На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Педагогический проект по работе с родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Вместе весело шагать»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл...

проект по работе с родителями "Вместе весело шагать"

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.Цель проекта: вовлечение семьи в един...

Перспективный план работы по проекту "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья"

В этом плане отражена вся работа по проекту как с детьми, так и с родителями....

Проект по работе с родителями "Вместе мы сможем многое"

Современные родители – грамотны, образованны и вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодейств...

Проект по работе с родителями "Вместе весело шагать"

Цель данного проекта-установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «Вместе с семьей»

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда и воспитателей МБДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социа...