Сообщение из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольника"
статья
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya_dekabr_2016.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Хилиманюк Олеся Андреевна,
воспитатель 1квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 5» г. Калачинск
Духовно-нравственное воспитание дошкольника
Актуальность
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Воспитанию духовности детей большое внимание уделял выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. Он разработал идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования и связывал ее с воспитанием духовности школьников. К.Д. Ушинский [2]вкладывает в духовность понимание бескорыстного стремления человека к познанию истины и добра.
«Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [1]
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др. [4].
Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством присвоения ею духовно-нравственных ценностей [3].
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении должно быть ориентировано на формирование правильной гражданской позиции, ответственности, социальной активности, самостоятельности, высокой духовности и культуры.
Главной целью педагогов является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Основные задачи воспитателей в ДОУ:
-развить у ребенка нравственное сознание, правильные чувства и эмоции, обучить поведению в коллективе;
-сформировать основу эмоционально-волевой сферы детей;
-развить базисные социальные умения и навыки поведения в обществе;
-воспитать позитивное отношение к окружающему миру.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач можно выделить следующие:
1. формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, честь, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;
2. воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;
3. обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»;
4. формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.).
Работая над духовно-нравственным воспитанием дошкольников, опираясь на программу духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина, мы выстроили свою работу по тематическому принципу, основными темами которого являются:
- «Семья»
- «Добро и зло»
- «Слово»
- «Благодарность и доброжелательность»
- «Щедрость и жадность»
- «Милосердие и жестокость»
- «Послушание и упрямство»
- «Правда и ложь»
- «Прощение и обида»
- «Трудолюбие и лень»
- «Дружба и вражда»
- «Верность родной земле».
В процессе работы у каждого ребенка формируются представления о важных духовно-нравственных ценностях и их антиподах, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром.
Каждая тема предполагает обращение к литературе, беседам, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках (так как дети часто формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними) [5].
Очень много внимания мы уделяем сказкам и беседам. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Обращаться к сказкам можно во всех возрастных группах.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают и закрепляют в играх и других формах работы.
Особое место в такой деятельности отводится таким формам, как говорящий круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Формы работы с детьми:
Говорящий круг – основная активная форма обучения. В говорящем кругу каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Результатом такой формы работы становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в говорящем кругу, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая
выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле.
Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с
некоторым участием родителей).
Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома.
Структура занятия с родителями:
1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.
2. Знакомство с перспективным планом по духовно-нравственному воспитанию для осмысления важнейших нравственных категорий.
3. Проведение «Говорящего круга», где родителям предоставляется возможность выразить свое отношение к обсуждаемой теме.
Структура занятия с детьми:
1. Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия.
2. Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)
3. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.
4. Подведение итога
5. Оформление страницы «Альбома».
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список литературы:
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944стр.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Избр. пед. произв. – М.: Педагогика, 1968.
- Рябчикова С.Б., Синягина С.А., Шарова А.Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: Программа и методическое пособие. – Ярославль, 2009. – 442с.
- Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . – 1456 с.
- Программа «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Составители : Кузьмин И. А., автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», профессор, член – корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки». Абрамова О. С., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №99 «Почемучка» города Вологды, составитель книг для развития детей дошкольного возраста к программе «Социокультурные истоки». Кудряшева Н. С., старший воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Росинка» города Вологды, автор-составитель программы «Социокультурные истоки» и книг для развития детей дошкольного возраста. Перькова С. В., аспирант Вологодского государственного педагогического университета, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Росинка» города Вологды, автор-составитель программы «Социокультурные истоки» и книг для развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников
Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей - является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше вре...
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....
Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом»
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении....
Сообщение из опыта работы «Социально - нравственное воспитание дошкольников» (с использованием технологии И.Ф.Мулько и Н.Г.Комратовой)
Социально-нравственное воспитание дошкольника - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь с взрослыми и све...
Презентация из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников "
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России - является ключевой задачей современной государственной политики нашего государства. Духовно-нравственное разви...
Презентация опыта работы: "Духовно -нравственное воспитание дошкольника через приобщение к музыкальному наследию"
quot; Духовно - нравственное воспитание дошкольника"...