Развитие креативной личности средствами театрализованной деятельности.
методическая разработка
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty._kreativnost.docx | 125.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 комбинированного вида
Усть-Катавский городской округ
456040 г. Усть-Катав МКР-1 д. № 8, ИНН 7419003429, тел. 3-13-71, 3-06-90
Развитие креативной личности средствами театрализованной деятельности
Выполнила: Брезгулевская
Татьяна Николаевна,
воспитатель 1 категории
Усть-Катав
2016г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
Теоретические основы развития креативной личности средствами театрализованной деятельности
| 5 |
| 9 |
| 20 |
Практическая часть
| 24 |
| 29 |
Заключение ………………………………………………………………… | 32 |
Литература………………………………………………………………….. | 33 |
Приложение |
Введение.
Детство - самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Сегодня всё больше уделяется внимание развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где граница между одарённым и неодарённым ребёнком, никому не известно. Ещё сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается творческий потенциал каждого ребёнка. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому как можно эффективнее необходимо использовать их в дошкольном возрасте. Дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности, т.е. креативности.
В истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Цель деятельности: способствовать формированию креативной личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности.
Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного мышления, является театрализованная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу несмотря на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.
Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Театрализованная деятельность в ДОУ
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
- Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
- Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
- Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
- Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
- Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
- Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
- Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
В чем заключается польза от театрализованной деятельности в детском саду?
Благодаря подобным занятиям происходит:
- расширение знаний об окружающей среде;
- формирование самостоятельности и творческой активности;
- обогащение словарного запаса;
- развитие памяти, образности мышления и фантазии;
- улучшение координации движений, плавности и гибкости;
- повышение выразительности речи и дикции;
- приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
- умение работать в коллективе.
Театрализованная постановка в детском саду способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь каждое представление основывается на определенном литературном произведении или сказке, которое несет духовно-нравственную составляющую.
Через эмоциональное восприятие, ребенок постигает такие важные понятия как дружба, честность, смелость, предательство, добро, зло и т.д.
Театрализованная сказка в детском саду помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Постепенно малыш приобретет уверенность в своих силах, и его самооценка неуклонно растет.
Как правило, сначала педагог знакомит малышей с разновидностями театра. Существенно облегчают эту задачу наличие театрализованных уголков в детском саду. Они могут включать в себя такие виды театра: кукольный, пальчиковый, масок, матрешек, настольный, театр из пластилина или игрушек и т.д.
Для младших дошкольников кукольный или пальчиковый театр – завораживающее зрелище. Постепенно дети вовлекаются в театрализованные игры. Затем игровые задания постепенно усложняются.
Старшие дошкольники уже могут принимать непосредственное участие в спектаклях. Первые выступление на сцене перед зрительным залом – непростое испытание для ребенка. Важно, чтобы родители верили в своего малыша и всячески его поддерживали и подбадривали. И тогда страх и застенчивость постепенно сменится уверенностью и радостью от игры.
Театр для детей – это веселье и множество позитивных эмоций. А так как театрализованная деятельность неразрывно связана с музыкой и танцами – это еще больше усиливает детские впечатления и делает игру еще более привлекательной.
В то же время, театрализованная деятельность в детском саду может принести немало хлопот родителям. Ведь очень часто юному актеру или актрисе необходимо изготавливать или брать в прокат костюмы для игры. Также нужно постоянно помогать и поддерживать любимое дарование. Но, несмотря на все возможные трудности, результат превзойдет все ваши ожидания.
Глаза ребенка буду светиться от счастья, а родители буду испытывать чувство радости и гордости за подрастающее чадо.
Театрализованная деятельность в детских садах учит детей видеть красоту окружающего мира. Кроме того, детский театр вызывает интерес у малышей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.
- Развитие креативного потенциала детей средствами театрализованной деятельности.
Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью к спонтанным решениям, любопытством, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Возможность формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной и литературной способностей детей дошкольного возраста теоретически обоснована в работах известных ученых. Однако существует противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на востребованность решения данной проблемы и ее теоретическую обоснованность, до сих пор не разработаны соответствующие диагностические и обучающие программы и методики. Программы, связанные с развитием творческих способностей, используются отдельно от программ амплификации интеллектуального развития и литературного образования дошкольников.
Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала дошкольников, и развития их креативных способностей.
В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития способностей детей дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
Выбор театрализованной игры в качестве условия и средства формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной способности воспитанников обусловлен результатами анализа взаимосвязи между уровнями развития способностей воспитанников детского сада.
Задачи:
- Выявление психолого-педагогических условий развития интеллектуальной и литературной способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.
- Определение методов и приемов развития интеллектуальной и литературной способностей у детей младшего и старшего дошкольного возраста с помощью комплекса театрализованных игр и театральных мастерских.
- Определение содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы (младший и старший дошкольный возраст) и разработка конспектов занятий по развитию интеллектуальной и литературной способностей детей в театрально-игровой деятельности.
Этапы реализации задач:
1-й — подготовительный. Оптимизация работы по развитию связной и образной речи, литературному образованию, налаживание координации между воспитателями и музыкальным руководителем;
2-й — основной. Создание оптимальной предметно-развивающей и игровой среды для возникновения интереса к театрально-игровой деятельности, формирование опыта совместной игровой деятельности и овладение детьми правилами участия в театрализованных играх;
3-й — конвергенция линий развития литературной и интеллектуальной способностей — развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в процессе театрально-игровой деятельности.
Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.
Система работы по развитию креативных способностей детей посредством театрализованной деятельности строится в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.
4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.
5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном общеобразовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно, совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционных подход к режиму жизни в ДОУ, которому присущи зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно- пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «по репетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряженья.
Раскрытию креативных способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т.д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения.
Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.
Так, например, в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок.
Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи.
Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу богородской.
Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет гапит – деревянный стержень, который является позвоночником куклы.
Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.
В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.
Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.
В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче.
Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация зон приватности;
- предоставление нрава и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункционнальность использования помещений и оборудования;
- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
- Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.
Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально-эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.
Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский).
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.).
После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправит ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.
Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
- во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Имитационным движением (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай интересное событие и т.д.).
Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков.
- Методы и приёмы, способствующие развитию креативных способностей детей
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театральная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Основными методами являются следующие:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
- Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы:
- Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
- Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
- Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
- Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
- Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
- Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
- Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
- Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:
- на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
- на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;
- на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);
- на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.
Классификация театрализованных игр
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
- настольный, плоскостной и объемный,
- кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).
Из многообразия средств рекомендуется включать:
- Специальные театральные этюды и упражнения;
- Игры на превращения;
- Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
- Ритмопластика;
- Игры на развитие двигательных способностей;
- Ритмический этюд;
- Музыкально-пластические импровизации;
- Жесты;
- Артикуляционная гимнастика;
- зарядка для губ,
- зарядка для шеи,
- зарядка для языка.
- Упражнения на дыхание;
- Сочини сказку;
- Придумай диалог;
- Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
- Скороговорки.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Создание условий для развития креативных способностей детей средствами театрализованной деятельности
Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:
«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д.; «Театральная палитра» Гончарова О.В.; «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А.
Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О.Ф., Политыкиной А.А.; «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О.А.
Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного,экологического воспитания, безопасности.
Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста.
На основе изученной литературы разработала и составила программу работы театрального кружка «Волшебники» на учебный год. (см. приложение)
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
- Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:
♦ Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
♦ Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.
♦ Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.
♦ Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Развивающую среду я пополняла учитывая различные виды театров.
В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом:
- Пальчиковый театр
«Зоопарк», «Сорока», «Семья».
- Театр игрушек Би- ба – бо
«Семеро козлят».
- Деревянный настольный театр
«Репка».
- Настольный театр
«Муха-цокотуха», «Три поросёнка», «Теремок».
- Театр теней.
- Театр масок.
- Театр на лопатках и на ложках.
«Теремок», «Кто, петух и лиса».
Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.
Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем –песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я руководствуюсь:
- Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
- Повторные показы спектакля.
Особую роль в развитии детей играет тесное взаимодействие с родителями. Поэтому работе с родителями мы придаем особое значение. Родители не только присутствуют на занятиях, но и активно в них участвуют. Мы стараемся общаться не только с мамами, но и с другими родственниками, окружающими ребенка в семье. В работе используем активные формы: заседания дискуссионного клуба, творческие гостиные, консультации по вопросам развития креативности, родительские собрания, совместные спектакли, театральные постановки, видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детей группы «Маячки». Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в воспитании и обучении детей развитию способностей. Я считаю, что формирование креативных качеств личности должно осуществляться в тесном сотрудничестве со всеми сторонами художественного воздействия на ребёнка, поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Стремимся, чтобы каждый педагог осознал, что развитие креативности следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определённой суммы знаний, а как интересный, увлекательный процесс доверительного общения с детьми, «погружения» в мир творчества, создания новых образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Систематически поводятся консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы, мозговые атаки по проблеме развития творческих способностей детей через театрально – игровую деятельность.
- Результаты работы
Свою работу я строила, опираясь на структурно-функциональную модель развития креативных способностей дошкольников.(рис.1)
Функциональная модель развития креативных способностей дошкольников.
Рис.1
Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг показал, что некоторые дошкольники не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности. Игры воспитанников были индивидуальные, часто носили разрозненный характер (ребенок брал настольный театр «Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём). К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая сюжет от лица разных героев сказки, дети научились создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.
Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет, составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.
Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель и др. Дошкольники стали больше общаться и взаимодействовать между собой.
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.
Результаты мониторинга можно увидеть на экране. (рис.2)
Диаграмма развития театральных способностей детей.
Рис.2
Заключение
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту и чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.
Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребёнка сможет только увлечённый человек, поэтому моя главная цель – заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.
Литература
1.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
3.Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду.
4.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.
5.Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.
6.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2010.
7.Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.
8.Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.
9.Гончарова О.В. Театральная палитра. М 2010.
10.Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М. 2012.
11.Зеленова Н.Г. Осипова Л.Г. Мы живем в России. М 2010.
12.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.
13.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
М. «Генезис» 2000.
14.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
15.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.
16.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.
17.Полянская Т.Г. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010.
18.Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.
19.Строунинг А.М. Росток. 2-х. Обнинск 2000.
20.Шоррыгина Т.А. Точные сказки: формирование временных представлений. М. 2004.
21.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г.
22.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г
23.О.А.Шиян Развитие творческого мышления работаем по сказке. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2012г
24.Т.А.Шорыгина Зеленые сказки. Экология для малышей. . г. Москва. Издательство Книголюб 2004г.
Приложение 1
Муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13
__________________________________________________________
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №1 от 31.08.2015 г. Заведующая МКДОУ д/с №13
_______________ Тюкова Т.В.
Программа работы театрального кружка
«Волшебники»
в средней группе
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
Брезгулевская Татьяна Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
Усть-Катав
2015г.
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,то что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы – развитие коммуникативно-творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
•Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Здоровье сберегающие технологии
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки, динамические паузы.
Перспективный план работы кружка в средней группе
№ | Тема занятия | Цели занятия | Методы, приёмы взаимодействия с детьми | Материалы, оборудование | |
Октябрь | |||||
1. | «Знакомство» | - познакомить с видами театра; | - просматривание презентации «Какие бывают театры»; | Презентация, картинки, иллюстрации, посвящённые театру, мяч. | |
2. | «В гостях у Сказочницы» | - вспомнить с детьми уже знакомые им сказки; | - игра «Угадай сказку»; | Иллюстрации к различным сказкам, картинки с изображением героев сказок. | |
3. | «Кто я?» | - формирование интереса к театральным играм; | - беседа «Что такое театр?»; | Картинки, иллюстрации с изображением театра, видео с театральными этюдами. | |
4. | «Мир театра» | - познакомить детей с понятием театральная атрибутика; - учить выражать эмоции через движения и мимику; - учить выразительной интонации. | - просмотр презентации «Как превратиться в артиста?»; | Презентация «Как превратиться в артиста?», различные костюмы для ряжения, ширма для кукольного театра, куклы бибабо. | |
Ноябрь | |||||
1. | «В гостях у сказки» | - познакомить с новой сказкой; | - чтение сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок»; | Сказка В. Бианки «Колобок-колючий бок», иллюстрации к сказке, презентация с изображением героев сказки. | |
2. | «Колобок» | - познакомить с настольным театром; | - рассказывание детьми сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок»; | Иллюстрации к сказке «Колобок-колючий бок», заготовки для настольного театра, жребий для выбора ролей. | |
3. | «Играем в сказку» | - разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; | - показ настольного театра; | Настольный театр по сказке «Колобок-колючий бок», костюмы к сказке, игра «Найди чья тень» с героями сказки. | |
4. | «Мы артисты» | - развивать творческие способности; | - драматизация сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок». | Костюмы, декорации к сказке, музыкальное сопровождение. | |
Декабрь | |||||
1. | «В гостях у русских народных сказок» | - развивать умение сочинять короткие сказки; | - показ презентации «Какие они русские народные сказки»: | Презентация «Какие они русские народные сказки?», иллюстрации к русским народным сказкам. | |
2. | «Мы волшебники» | - воспитывать любовь к народному фольклору; | - чтение сказки «Теремок»; | Сказка «Теремок», иллюстрации к сказке, маски героев сказки. | |
3. | Тантемарески - что это? | - познакомить детей с новым видом театра «Тантемарески»; | - рассматривание картинок-тантемаресок; | Театр «Тантемаресок», иллюстрации к сказке «Теремок», материал для изготовления декораций. | |
4. | «Кто-кто в теремочке живёт?» | - создать положительный эмоциональный настрой; | - театр «Тантемарески». Постановка сказки «Теремок». | Картинки-герои к сказке «Теремок», декорации к сказке. | |
Январь | |||||
2. | «Музыка в сказке» | - познакомить с музыкальной сказкой «Петя и волк»; | - просмотр музыкальной сказки «Петя и волк»; | Мультфильм «Петя и волк», подборка музыкальных композиций. | |
3. | «Кошки-мышки» | - формировать устойчивый интерес к стихотворному творчеству; | - чтение стихотворения С.Маршака «Мышки»; | Стихотворение С.Маршака «Мышки», иллюстрации к стихотворению, картинки-отгадки к загадкам. | |
4. | «Мышки» | - вызвать желание выступать вместе с коллективом сверстников; | Инсценировка стихотворения С.Маршака «Мышки» | Декорации, шапочки или маски мышек, детские вещи и имитация иголок и ниток. | |
Февраль | |||||
1. | «Сундук со сказками» | - учить детей внимательно слушать сказки; | - чтение коротких сказок из сундука; | Сундук, книжки со сказками, костюм сказительницы. | |
2. | «Сказка в гости к нам идёт» | - познакомить детей с новой сказкой «Дружная семья; | - чтение сказки «Дружная семья; | Сказка «Дружная семья», иллюстрации к сказке. | |
3. | «Скоро премьера!» | - учить детей подбирать роли; | - выбор актёров и ролей; | Настольная ширма, пальчиковый театр, декорации. | |
4. | «Дружная семья» | - развивать воображение при помощи пальчикового театра; | - показ пальчикового театра, сказка «Дружная семья» | Настольная ширма, пальчиковый театр, декорации. | |
Март | |||||
1. | «Что же могут наши ножки» | - познакомить детей с носковым театром; | - рассматривание носкового театра; | Носковый театр, дидактическая игра «Подбери пару». | |
2. | «Как похожи эти сказки!» | - познакомить детей с новой сказкой «Рукавичка»; | - чтение сказки «Рукавичка»; | Сказка «Рукавичка», презентация по сказкам «Теремок» и «Рукавичка». | |
3. | «Всё мы делим пополам» | - учить выразительно двигаться под музыку; | - музыкально-ритмическая композиция «Всё мы делим пополам»; | Музыкальное сопровождение, загадки, картинки с отгадками. | |
4. | «Рукавичка» | - развивать у детей способность преодолевать сценическое волнение; | - показ сказки «Рукавичка» с помощью носкового театра. | Носковый театр. Ширма. | |
Апрель | |||||
1. | «Добрые слова» | - побуждать к активному восприятию стихотворения; | - чтение стихотворения добрые слова; | Цветок, текст стихотворения, музыкальное сопровождение. | |
2. | «Больше я не буду плакать» | - познакомить детей с новой пьесой «Капризка»; | - чтение пьесы «Капризка»; | Пьеса «Капризка», иллюстрации к пьесе, картинки для игры. | |
3. | «Весёлые этюды» | - вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; | - пантомимические этюды к пьесе «Капризка»; | Иллюстрации к пьесе. | |
4. | «Капризка» | - учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; | Драматизация пьесы «Капризка». | Костюм для матрёшки, маски для Барбоса и Мурзика. | |
Май | |||||
1. | «Кто в лесочке живёт?» | - развивать умение выслушивать друг друга; | - просмотр презентации «Кто в лесу живёт?»; | Презентация «Кто в лесу живёт?», потешки, дидактическая игра «Кто где живёт?» | |
2. | « Хитрая лисичка» | - побуждать к активному восприятию сказки; | - чтение сказки «Заюшкина избушка»; | Сказка «Заюшкина избушка», иллюстрации к сказке, картинки с изображением героев сказки. | |
3. | «Чья тень?» | - познакомить детей с Теневым театром; | - знакомство с Теневым театром; | Теневой театр, экран, лампа, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», дидактическая игра «Чья тень?». | |
4. | «Кто же зайчику помог?» | - учить передавать характерные движения героев сказки; | - показ теневого театра «Заюшкина избушка». | Теневой театр, экран, лампа. |
Работа с родителями
Месяц | Формы, методы работы |
Октябрь | Анкетирование на выявление отношения семьи к совместной культурно-досуговой деятельности |
Ноябрь | Консультация: «Театр в детском саду. Какой он?» |
Декабрь | Показ сказки «Колобок колючий бок». |
Январь | Родительское собрание: «Подведение итогов полугодия». |
Февраль | Консультация «Возрождаем домашнее чтение» |
Март | Вечер вопросов и ответов. |
Апрель | Показ спектакля «Капризка» |
Май | Родительское собрание: «Подведение итогов работы за год». |
Мониторинг уровня знаний по программе кружка
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
№ | Ф.И. ребёнка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Музыкальное развитие | Основы коллективной творческой деятельности |
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).
Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристика героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;
Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристикигероев, музыкальное сопровождение к частям сюжета (из предложенных педагогом); с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Литература
- Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
- Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
- О.В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.
- Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. «Развитие детей в театрализованной деятельности», Москва, 1997г.
- М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
- Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
- Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры вдеском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
- Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
- Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
- А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
Приложение 2
Рекомендации воспитателям:
- Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
- Ребенку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
- Ребенок – самое деятельное существо в мире. Задача воспитателя – включать его в театральную деятельность.
- Нет ребенка, у которого не было бы любимого занятия и хорошо, если любимым занятием станет театральная деятельность.
- Ребенку важно, чтобы его успех был замечен.
- Привлекайте детей к выбору театральных приёмов, учитывайте их мнения.
- Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей.
- Рассматривайте ребенка как равноправного партнера, и вы от него можете узнать много интересного.
- Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим.
- Умейте слушать и слышать ребенка.
- Подходите к ребенку с положительным прогнозом.
Приложение 3
Рекомендации родителям
- разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям - особое внимание уделить выразительной интонации;
- использовать упражнения и этюды, ритмопластику, речевые игры и упражнения; театральные игры;
- учить владеть куклой, игрушкой, и всеми доступными видами театра;
- изготавливать и подбирать атрибуты, куклы и игрушки, элементы костюмов;
- на семейных праздниках и в свободной деятельности использовать различные виды театров (плоскостные, теневые, игрушки, пальчиковый и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
Развитие креативности детей посредством театрализованной деятельности
Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль....
Проектная деятельность в детском саду. «Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»
«Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»...
Самообразование."Формирование творческой личности средствами театрализованной деятельности"
Цель: Расширять рамки традиционного рационального мировосприятияСоздать благоприятную творческую среду для развития фантазии, воображения, совершенствования речевой культуры,поведенческих навыковПомоч...
Статья "Развитие творческой личности средствами театрализованной деятельности"
Театрализованная деятельность способствует появлению и развитию ребека творческих способностей,воображение,памяти,мышления. Она помогает детям осознать чувства,мысли, увидеть окружающий мир через обра...
«Развитие творческой личности через театрализованную деятельность» доклад к пед.совету.
В настоящее время дети хорошо информированы, разбираются в компьютерных играх, но в то же время у них снижена фантазия, творческая активность, речь; реже восхищаются и удивляются, все чаще проявляют р...
Презентация «Развитие креативности детей, через театрализованную деятельность».
Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность удивлять и познавать.Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность уди...