Развитие креативности детей посредством театрализованной деятельности
статья на тему

Щербина Татьяна Викторовна

Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kreativnosti_posredstvom_teatralizatsii_v_dou.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3-4

Развитие креативности детей посредством театрализованной деятельности……………………………………………………………………4-7

Виды театрализованной деятельности…………………………………………………………………..7-14

Виды театрализованных игр дошкольников, их тематика………………………………………………………………………14-16

Подготовка к театральной игре……………………………………………..16-17

Особенности руководства театрализованной игрой в разных возрастных группах детского сада………………………………………………………..17-18

Вывод…………………………………………………..……………………...19-20

Приложение…………………………………………………………………..21-23

Литература……………………………………………………………………….24


Введение

         Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам  и событиям. Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться,сопереживатьперсонажам исобытиям. 
           Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

            Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

    •    овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);

    •    опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

    •    обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музы-кальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;

    •    достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;

    •    полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

    •    способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу дошкольного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац, Н.С.Шер, Л.Г.Шпет, В.С.Шербаков  и др.).

Развитие креативности детей посредством тетрализованной деятельности

  Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью к спонтанным решениям, любопытством, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

  Возможность формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной и литературной способностей детей дошкольного возраста теоретически обоснована в работах известных ученых. Однако существует противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на востребованность решения данной проблемы и ее теоретическую обоснованность, до сих пор не разработаны соответствующие диагностические и обучающие программы и методики. Программы, связанные с развитием творческих способностей, используются отдельно от программ амплификации интеллектуального развития и литературного образования дошкольников.

 Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших дошкольников, и развития их творческих способностей.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

Выбор театрализованной игры в качестве условия и средства формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной способности воспитанников обусловлен результатами анализа взаимосвязи между уровнями развития способностей воспитанников детского сада.

Задачи:

1. Выявление психолого-педагогических условий развития интеллектуальной и литературной способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.

2. Определение методов и приемов развития интеллектуальной и литературной способностей у детей младшего и старшего дошкольного возраста с помощью комплекса театрализованных игр и театральных мастерских.

З. Определение содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы (младший и старший дошкольный возраст) и разработка конспектов занятий по развитию интеллектуальной и литературной способностей детей в театрально-игровой деятельности.

Этапы реализации задач:

1-й — подготовительный. Оптимизация работы по развитию связной и образной речи, литературному образованию, налаживание координации между воспитателями и педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом и музыкальным руководителем;

2-й — основной. Создание оптимальной предметно-развивающей и игровой среды для возникновения интереса к театрально-игровой деятельности, формирование опыта совместной игровой деятельности и овладение детьми правилами участия в театрализованных играх;

3-й — конвергенция линий развития литературной и интеллектуальной способностей — развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в процессе театрально-игровой деятельности.

            Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.

Виды театрализованной деятельности

            Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов (С.А. Козлова, Т.А. Куликова.)

            В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка,  можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка (С.А.Козлова,  Т.А Куликова). 

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.

 Мы отметили, что театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. В них, как и в настоящем  спектакле, жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.

 Таким образом, яркой особенностью театрализованных игр является то, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом определена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка и развиваются ли у него творческие способности?

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческих способностей.  Выделим творческие проявления детей в театральной деятельности.

Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинация в одной игре изобразительных средств, свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им способы изображения.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит требовать его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.

            Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:

 • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

 • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

 • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

 • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

  • Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

            У детей младшего  возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

  Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

  Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

  Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

  Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

  Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Итак, театрализованная деятельность обладает богатым потенциалом для развития творческих способностей младших дошкольников.

Педагогическая Ценность театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствую» умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про изведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников, их тематика

Виды :

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка;

Б) фланелеграф;

В) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

А) пальчиковый театр;

Б) театр «Би-Ба-Бо»;

В) кукольный театр;

Г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Д) импровизация.

C:\Users\xxx\Desktop\фото К\P1040133.JPG

F:\фото К\P1040136.JPG

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре

Подготовка осуществляется в 3 этапа:

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства тетральной игрой в разных возрастных группах детского сада

          В младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать раз витию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

  • Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;
  • Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр «Би-Ба-Бо»);
  • Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;
  • Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;
  • Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

Упражняются в приемах вождения персонажей театра «Би-Ба-Бо» и его основной атрибутикой;

Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;

В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

А) соответствие возрастным возможностям детей;

Б) прочность, безопасность, гигиеничность;

В) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.

Вывод

Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль.

        Психологи доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники  переходят к игровой деятельности. Как научить детей играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? С нашей точки зрения, этому поможет театр. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. Велико и воспитательное значение театрализованных игр. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка, развиваются его творческие способности. Учитывая, важность работы педагог, обязан:

  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощряет исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
  •  Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театром);
  • обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.  

Приложение

Интегрированное занятие по театрально – игровой и изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Рукавичка».

Задачи занятия. Развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, дети учатся внимательно следить за сюжетом сказки, дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика) повадок животных – героев сказки. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Занятие начинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка». 
Сказочница: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка. 
Мышка: Вот так хатка-невеличка, 
Из овчины рукавичка 
На дороге лежит. 
В рукавичке буду жить. 
Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц. 
Заяц: Серый зайчик - побегайчик 
Я по ельничку бежал, 
Я от шороха дрожал, 
Я дорогу к своей норке 
С перепугу потерял. 
Ой, рукавичка! 
Кто, кто в рукавичке живёт? 
Мышка: Я – мышка-норушка. 
Заяц: Я– зайчик - побегайчик. Пусти и меня. 
Мышка: Иди ко мне жить. 
Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса. 
Лиса: По кусточкам, по лесам 
Ходит рыжая лиса. 
Ищет норку – где-нибудь, 
Приютиться и уснуть. 
Что это? Рукавичка! 
Кто, кто в рукавичке живёт? 
Мышка: Я–мышка-норушка. 
Заяц: Я–зайчик - побегайчик. А ты кто? 
Лиса: Лисичку – сестричку пустите в рукавичку. 
Мышка: Иди к нам жить. 
Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь. 
Медведь: Трещат кусты под лапою, 
Под лапою мохнатою. 
Иду, бреду по ельничку, 
По хрусткому валежничку. 
Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет? 
Мышка: Я мышка – норушка 
Заяц: Я – зайчик - побегайчик. 
Лиса: Я – лисичка сестричка! А ты кто? 
Медведь: Я – мишка косолапый. Пустите и меня жить. 
Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно 
Медведь: А что же мне делать? 

Сказочница показывает медведю белую рукавичку.
Медведь (опускает голову): Нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку. 
Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы поможем мишке? Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами. 

Дети разрисовывают каждый свою рукавичку. 
После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить украшенные рукавички медведю. 

Литература


1.    Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
2.    Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3.    Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной куль-туры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
4.    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. 
5.    Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
6.    Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
7.    Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.
8.    Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972
9.    Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.- М., 1995.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
  11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"....

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

В нашей группе собраны разнообразные виды театра, которые мы создаём своими руками....

Презентация «Развитие креативности детей, через театрализованную деятельность».

Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность удивлять и познавать.Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность уди...