«Чудо мешки-тренажеры» Методическое пособие по организации игр с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Мешки-тренажёры - это игра, совмещающая и коррекционную работу, и познавательное развитие детей.
Цель: Разработка методического пособия «Чудо мешки-тренажеры» для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение.
Данный проект направлен на решение следующих задач:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей, положительной мотивации на занятии и коммуникативных навыков.
- Формирование здоровье созидающих представлений.
- Развитие речи, мелкой и крупной моторики, психических процессов (внимание, мышление, воображение, память) творческого воображения.
- Создание положительного эмоционального фона, радости
- Формирование дружеских взаимоотношений
Использование мешков-тренажёров позволяет интегрировать образовательные области: физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meshki-trenazhyory.docx | 130.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 73 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Чудо мешки-тренажеры»
Методическое пособие по организации игр
с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы - разработчики: | Наталья Владимировна Оболдина, старший воспитатель Мария Сергеевна Корсак, учитель-логопед Татьяна Антоновна Васехо, воспитатель |
Материал по внедрению в практику работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста мешков - тренажёров является актуальным. Т.к. основная задача педагогов ДОУ на сегодняшнем этапе внедрения ФГОС ДО - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий являются мешки-тренажёры. Образовательная деятельность в формате игр с мешками-тренажёрами замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО: поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме – игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Мешки-тренажёры - это игра, совмещающая и коррекционную работу, и познавательное развитие детей.
Цель: Разработка методического пособия «Чудо мешки-тренажеры» для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение.
Данный проект направлен на решение следующих задач:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей, положительной мотивации на занятии и коммуникативных навыков.
- Формирование здоровье созидающих представлений.
- Развитие речи, мелкой и крупной моторики, психических процессов (внимание, мышление, воображение, память) творческого воображения.
- Создание положительного эмоционального фона, радости
- Формирование дружеских взаимоотношений
Использование мешков-тренажёров позволяет интегрировать образовательные области: физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое развитие.
Мешки-тренажёры используется для развития сенсорных ощущений ребенка. Мешок - тренажёр глубоко давит на руки и ноги, заставляет ему сопротивляться, чем способствует улучшению ощущения положения тела в пространстве. Это эффективный инструмент сенсорной интеграции, предназначенный для активного развития детей и совместных весёлых игр.
Благодаря нахождению в мешке улучшается ориентация в пространстве, координация движений. Изделие воздействует на вестибулярный аппарат и очень хорошо развивается тактильное сенсорное восприятие. Дети лучше чувствуют и свое тело, оно становится ловким и гибким. Внутри мешка с натянутой тканью дети успокаиваются, расслабляются.
Методическое пособие направлено на всех участников образовательного процесса и рекомендовано:
- Педагогам и психологам. Это новый эффективный инструмент для развития детей, который позволяет интегрировать все образовательные области: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие и художественно-эстетическое.
- Родителям, которые хотят найти для своих непосед весёлое и полезное развлечение. Вместо компьютерных игр – «живой» и необычный мешок-тренажёр, который поощряет фантазию.
- Родителям, для которых важно развитие ребёнка. Мешок-тренажёр помогает детям расти умными и сильными. Через кожу и тело он воздействует на важные центры головного мозга.
- Мамам «особых» детей. Мешок - тренажёр даёт новые сенсорные ощущения, помогает прочувствовать своё тело, испытать новые эмоции.
Мы используем специально разработанные упражнения и игры с помощью мешков – тренажёров в режимные моменты: во время приёма детей, утренней гимнастики, подготовки к прогулке и сну, в подвижных и сюжетно-ролевых играх, в индивидуальной работе с детьми. Проанализировав первичный опыт использования «Чудо мешков - тренажеров», мы решили, что работа с мешками – тренажёрами должна идти в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом и инструктором по физическому развитию. Инструктор использует эти мешки в танцевальной студии по развитию пластики и ритма «Пластилин».
Мешки-тренажёры представлены как форма работы, которая объединяет всех участников образовательного процесса, решает задачи различных образовательных областей, разнообразие форм детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Был проведен мастер-класс для родителей о технологии использования мешков-тренажёров, многие родители заинтересовались ей. Купили ткань, сшили мешки. В группе у каждого ребёнка – свой собственный мешок-тренажёр. Мешки хранятся в специально отведённом месте. В конце недели ребёнок забирает свой мешок - тренажёр домой, чтобы поиграть с ним дома. А заодно, и постирать. Родители с удовольствием применяют наш опыт работы для совместного время препровождения в выходные дни, через различные упражнения и игры. Данная работа позволила привлечь внимание родителей к профилактике здоровья ребенка, его социализации в дошкольном образовательном учреждении и в обществе в целом.
Во время проведения игр с мешками, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность. Это новое направление, над которым наше дошкольное учреждение работает и считаем, что наш опыт работы могут использовать и в других образовательных организациях. Это не требует большого материального вложения, доступно, вариативно, несёт высокую мотивационную направленность. Это готовые игры и упражнения, и в то же время есть, где педагогу проявить творчество. Многие, уже известные детям игры тоже можно проводить с мешками - тренажёрами, внеся в них небольшую корректировку.
Вы можете посмотреть некоторые упражнения и игры, которые мы используем в своей работе:
Название игры | Задачи | Инструкция к упражнениям; Правила игры |
«Проползи, как змейка» | Развитие межполушарного взаимодействия | Детям предлагается проползти по полу. Варианты: 1) ползти, помогая себе только руками. 2) ползти, используя поочерёдно только правую сторону тела (руку и ногу), затем – только левую. 3) ползти, используя противоположные руки и ноги (правую руку и левую ногу, и наоборот). |
«Поспешим к Айболиту» | Развитие межполушарного взаимодействия | "Раненый зайчик" |
"Раненый медвежонок" | ||
«Потягушки» | Развитие межполушарного взаимодействия | Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем - то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз. |
«Бревнышко» | Развитие межполушарного взаимодействия | Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например, справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз. |
«Лодочка» (лежа на спине лицом вверх) | Развитие межполушарного взаимодействия | Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз. |
«Угадай, кто я?» | Развитие фантазии, координации, ориентировки в пространстве. | Ребёнку предлагается надеть мешок – тренажёр и изобразить кого он захочет (сказочного героя, животное). Остальные дети – отгадывают |
Воспитатель, стоя лицом к ребёнку в мешке показывает карточку изображением. Ребёнок в мешке должен изобразить, а остальные отгадать. | ||
«Замри - отомри» | Развитие координации, самоконтроля. | Детям предлагается по звуковому сигналу воспитателя – останавливаться, не шевелясь. |
«Водяной» | Развивать слух, тактильные ощущения, внимание, память, воображение. | Вариант 1.Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: Водяной, Водяной, На одну минуточку Только глаз не открывай По одежде угадай. Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним, дотрагиваясь до одежды. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим. Вариант 2. Водяной должен узнать ребёнка по голосу. Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: Водяной, Водяной, На одну минуточку Только глаз не открывай Кто позвал тебя узнай. Варианты: 1)Водяной в кругу в мешке- дети без мешков 2)Водяной без мешка, а дети в мешках. |
«У медведя во бору» | Развитие ловкости, координации движений. | Ребёнок в мешке-тренажёре изображает медведя. Его задача – изобразить медведя как можно реалистичнее и поймать детей. |
«Каравай» | Развитие ориентировки в пространстве, координации движений | «Каравай» - ребёнок в мешке-тренажёре |
Эстафеты | Развитие ориентировки в пространстве, координации движений, ловкости | Дети делятся на 2-3 команды. Они выполняют различные задания – прыгают, ползают, бегают в мешках-тренажёрах. |
Мини - футбол | Развитие координации движений | Предложите ребёнку провести мяч по линии, намеченной на полу в группе, как настоящему футболисту. |
«Садись – вставай» | Развитие координации движений, внимания детей | Детям предлагаются противоположные понятия, которые будет называть воспитатель. Дети должны, в зависимости от ответа вставать или садиться. |
«Летает – не летает» | ||
«Вершки – корешки» | ||
«Хищные – травоядные» | ||
Зимующие – перелётные» | ||
«Перекинь мяч» | Детям в мешках-тренажёрах предлагается перекидывать мяч друг другу. Воспитатель показывает картинку с каким – ни будь предметом (по изучаемой теме), а дети должны правильно его назвать. Варианты игр: | |
Развивать умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. | «Один – много» Один ребёнок называет предмет в единственном числе, а другой тот же предмет называет во множественном. | |
Развивать умение детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения. | «Большой - маленький» Воспитатель показывает картинку и предлагает назвать, что на карточке: одному большой предмет, а другому маленький. Пример: круг – кружочек. | |
Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов. | «Закончи предложение» Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают. Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник). Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница). | |
«Передай мяч» | Развитие координации движений, внимания, активизация словаря детей | Детям в мешках-тренажёрах предлагается передавать мяч по кругу, стараясь подобрать как можно больше слов, чтобы не оказаться последним. |
«Слова-родственники» Дети должны подобрать однокоренные слова. | ||
«Кто больше» («Подбери признак»,«Подбери действие», «Подбери предмет к признаку») | ||
Этюды «Бабочка», «День рождения», «Необычное дерево», «Как много грибов», «Поздняя осень», и т.д. | Развивать умения передавать эмоции с помощью выразительных движений | Предложить детям превратиться в артистов, и показать небольшое представление. Воспитатель читает ситуацию, а дети выполняют в соответствии с текстом. |
«Театр теней» | Предложить детям включить фонарик и выключить свет. 1. Дети в мешках принимают разные позы, а другие присутствующие дети рассказывают, что они видят на стене! 2. воспитатель показывает детям картинку с изображением кого - нибудь, а другие присутствующие дети угадывают. | |
«Придумай танец» | Развитие фантазии, развитие координации движений | Детям предлагается послушать музыку и придумать какие – нибудь танцевальные движения. |
«Скульптор» | Развитие фантазии, осязания | Играет два ребёнка. Одному ребёнку предлагаем представить себя скульптором, который «лепит» из куска глины (ребёнка в мешке-тренажёре) то, что хочет. |
«Месим тесто» | ||
«Живой снеговик» | ||
«Волшебное зеркало» | Повторение всех движений и жестов. | Воспитатель предлагает повторить за ним движения. (воспитатель без мешка, а дети в мешках) |
«Свет мой, зеркальце, скажи…» | Развитие фантазии, координации движений | Становитесь перед зеркалом. Примите какую-то позу. Замрите. Отсчитайте 10 секунд. Смотрите, что получилось. Прислушайтесь к внутренним ощущениям. |
«Узнай на ощупь» | Развитие памяти, внимания, осязания | Ребёнку в мешке даётся предмет, он должен его назвать, сказать, где используется, из чего сделан и т.д. (составление описательного рассказа) |
«Укрепляем знания!» | Формирование элементарных математических представлений | Детям предлагается, находясь в мешке показать различные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, круг. |
Релаксация. | Развитие ориентировки в пространстве, снятие психоэмоционального напряжения | Предложите ребёнку просто посидеть (полежать, походить) в мешке – тренажёре, слушая приятную спокойную музыку, выполняя движения, которые захочется ребёнку. |
«Обнимашки» («комплименты») | Снятие психоэмоционального напряжения, обмен положительными эмоциями. | Предложить ребёнку встречать детей, обнимать их и говорить что-нибудь приятное. |
«Делайте, зарядку!» | Развитие координации движений, снятие психоэмоционального напряжения | Воспитатель предлагает детям, находящимся в мешках, по очереди показывать упражнения, которые все будут повторять. |
«Помоги Золушке!» | Помощь в размещении игрушек на свои места | Воспитатель предлагает детям, находящимся в мешках, убрать игрушки. Воспитатель может направлять детей к игрушкам: один шаг вправо, 3 шага вперёд и др. |
«Чего не стало» | Развитие памяти, внимания, осязания | Определённое количество предметов(крупные, не больше 6) дети рассматривают, затем по очереди забираются в мешки, воспитатель убирает предмет и они должны определить, чего не стало. |
Сюжетно-ролевые игры | Развитие воображения детей. Обогащение сюжета игр. | Детям предлагается взять на себя необычную роль… «Пришельцы», «Цирк», «Зоопарк», «Ателье» и т.д. |
Представленные в методической разработке авторские дидактические игры с «Чудо мешками - тренажерами» вызвали огромный интерес у дошкольников. В процессе использования игр, воспитанники смогли быстрее и лучше ориентироваться пространстве. Дети лучше чувствуют и свое тело, оно становится ловким и гибким.
Благодаря нахождению в мешке улучшается ориентация в пространстве, координация движений.
Изделие воздействует на вестибулярный аппарат и очень хорошо развивается тактильное сенсорное восприятие.
Внутри мешка с натянутой тканью дети успокаиваются, расслабляются.
Использование инновационного продукта в практике детского сада будет способствовать:
- социализации детей, т.к. во время проведения игр с мешками, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении.
- повышению уровня профессионального мастерства педагогов.
- формированию позитивного имиджа образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность в саду....
Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста «Учимся лепить».
В пособии представлен материал для занятий с детьми среднего дошкольного возраста лепкой из разных пластичных материалов. Приведены конспекты занятий по лепке, соответствующие возрастным возможностям ...
Методические рекомендации к организации беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Украина»
Формирование представлений об украинском народе, его быте и культуре; развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии....
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)
Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Весна» (с использованием мнемотаблиц)
Цель:закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.Задачи: продолжать формировать знания детей о весне, сезонных изменениях в природе, используя образные слова и выр...
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)
Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...