доклад«Понимать ребенка — знать особенности его развития»
статья (младшая группа)
«Понимать ребенка – знать особенности его развития»
Часто у родителей, особенно у молодых, возникает вопрос: «Почему дети не слушаются, капризничают?.». Обязанность педагога донести до родителей о некоторых особенностях их развития, которые влияют на их поведение. Маленькие дети мыслят своеобразно, для них нет ничего невозможного, так как ребенок не знает, что возможно, а что нет. У них преобладают чувства над разумом, недостаточны волевые усилия, самоконтроль, но они склонны к подражанию и стремятся к самостоятельности, жаждут открытий. Малышу говорят: «Подожди до вечера» или «В гости пойдем завтра». Он не понимает, почему обещанное нельзя выполнить немедленно, он капризничает, настаивает. Взрослые раздражаются, они не понимают друг друга. Н. И. Пирогов писал: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Чтобы ребенок выполнил требование взрослого, он должен ясно представлять, что от него хотят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponimat_rebenka_-_znat_osobennosti_ego_razvitiya.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад воспитателя второй младшей группы «Понимать ребенка — знать особенности его развития»
«Понимать ребенка – знать особенности его развития»
Часто у родителей, особенно у молодых, возникает вопрос: «Почему дети не слушаются, капризничают?.». Обязанность педагога донести до родителей о некоторых особенностях их развития, которые влияют на их поведение. Маленькие дети мыслят своеобразно, для них нет ничего невозможного, так как ребенок не знает, что возможно, а что нет. У них преобладают чувства над разумом, недостаточны волевые усилия, самоконтроль, но они склонны к подражанию и стремятся к самостоятельности, жаждут открытий. Малышу говорят: «Подожди до вечера» или «В гости пойдем завтра». Он не понимает, почему обещанное нельзя выполнить немедленно, он капризничает, настаивает. Взрослые раздражаются, они не понимают друг друга. Н. И. Пирогов писал: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Чтобы ребенок выполнил требование взрослого, он должен ясно представлять, что от него хотят.
Когда детям говорят: «Берегите игрушки», «Будьте вежливыми», «Ведите себя достойно» им трудно уяснить, что заключено в таких обширных и абстрактных понятиях, выслушав внимательно взрослого, в их поведении ничего не меняется. Поэтому в детском саду воспитатель не случайно, когда дает задание малышам, называет каждого в отдельности: «И Даша, и Юля, и Валя, и Сережа – все будут убирать игрушки». Указание, обращенное ко всем детям, ребенок не всегда может отнести к самому себе, он мыслит конкретно.
Ребенок не может мыслить, как большой… Недостаток знаний и опыта заставляют его думать иначе. Дети живут более эмоционально, чем взрослые и тем более не занимаются рассуждениями. Привычка мыслить должна к ним приходить постепенно.
По своей природе ребенок любознателен. Его стремление познавать, взрослым доставляет беспокойство: малыш «нечаянно» разобрал бабушкину шкатулку, испортил дедушкин футляр, сломал заводную игрушку – надо ведь выяснить, почему двигается, закрывается и открывается, режется ли?
Взрослые, не вникнув в суть поступков познающего мир малыша, могут расценить его действия как злонамеренные. Поэтому надо создать ребенку условия для накапливания жизненного опыта, но не стихийного, а целенаправленного, тем самым предупреждая нежелательных экспериментов. К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть – он очень скоро устанет; лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать; но резвиться и двигаться целый день, переменяет и перемежает все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день».
Как выше говорилось, дети обладают большой склонностью к подражанию. Ребенкуеще недостает жизненного опыта, чтобы правильно оценить, что заслуживает одобрения, а подлежит осуждению, в то же время он совершенно уверен: все что делают взрослые достойно подражания (ему очень хочется быть большим и похожим на близких). Януш Корчак метко подметил эту детскую особенность: «Ребенокговорит языком окружающих…»
Так же рано у детей появляется тяга к самостоятельности, желание действовать самостоятельно в сочетании с подражательностью, но неумением оценить свои силы и возможности являются невольными причинами детского поступка, который оцениваются взрослыми как озорство.
Малыш «ремонтирует» шкаф как папа, «вытирает» пыль как мама, но движения маленького помощника пока, неловки, поэтому он роняет, ломает, проливает, делает «не так». Все это требует от взрослого терпения, умения вовремя помочь, показать.
Так же следует помнить и о том, ограничения детской активности и самостоятельности может вызвать у ребенка протест, желание настоять на своем, будет ошибочно считать такое поведение как каприз или упрямство.
Чем объясняется детская импульсивность? У ребенка нервная система еще не сформирована, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Вот почему дети иногда поступают даже вопреки здравому смыслу: они во власти собственных желаний и настроений, малыш может горько плакать, потеряв игрушечку из киндера, и радоваться, отняв игрушку у другого ребенка. Он не может понять, что обидел товарища. Кроме того, ему не известны многие этические нормы да и представления о хорошем и дурном. По мере накапливания жизненного опыта, расширения нравственного кругозора, приходит к детям умение соотносить свои действия с известными правилами поведения.
Чем старше ребенок, тем осознаннее он в своих проявлениях. Если поведение малыша зависело от его чувств, то старший дошкольник уже обрел элементарную способность к самоконтролю, его жизненный опыт обогатился. Знает многие правила поведения и благодаря развивающимся волевым процессам может и должен сдерживать свои желания. Старшие дети уже способны не только выполнять требования взрослых, но и заставить себя делать то, что необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь семьи в преодолении трудностей ребенка с особенностями в развитии.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, период интенсивного социального развития, то есть вхождения в человеческое общество, присвоени...
О важности эмоциональной обстановки при воспитании ребенка с особенностями в развитии.
В современном мире часто встречающейся трудностью в семьях воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, является сложная эмоциональная обстановка. Родители зачастую не принимая малыша, по тем или...
«Понимать ребенка — знать особенности его развития»
Понимать ребенка — знать особенности его развития»...
Адаптация ребенка с особенностями в развитии в детском саду
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему...
Советы родителям ребенка с особенностями в развитии
Каких результатов можно добиться, если учитывать индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии?...
Индивидуальный подход к ребенку с особенностями в развитии.
- знание и понимание детей;- любовь к детям;- основательный теоретический баланс;- способность педагога размышлять и умение анализировать....
Индивидуальный подход к ребенку с особенностями в развитии.
Индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированног...