Адаптация ребенка с особенностями в развитии в детском саду
консультация

Якимец Валерия Викторовна

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения грустят, плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Ребёнок в период адаптации — живая модель стрессового состояния!

И это подтверждают слова исследователя: Е. И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» (1999 г.)

Но детский сад – это ещё и первая ступень приобретения социального опыта, знакомства с обществом, законами, правилами и нормами.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % детей старшего дошкольного и 5 % детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60 % детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка и врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.                    Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и  в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка с особенностями в развитии в детском саду

     Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А. С. Макаренко

     Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся условиям (С. И. Ожегов, 1999 г.)

     Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения грустят, плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Ребёнок в период адаптации — живая модель стрессового состояния!

      И это подтверждают слова исследователя: Е. И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» (1999 г.)

      Но детский сад – это ещё и первая ступень приобретения социального опыта, знакомства с обществом, законами, правилами и нормами.

     По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % детей старшего дошкольного и 5 % детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60 % детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

     Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка и врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.                    Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и  в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии.

«Он научается видеть мир…». Е. О. Смирнова

     Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения предыдущих лет в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна. Это сложный период не только для детей, но и для его родных и персонала ДОУ. Выявлены были следующие причины дезадаптации: - расставание с мамой — стресс не только для ребёнка, но и сильные переживания для мамы; - часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно: родителям, кажется, что всё происходит само собой, и какие проблемы могут быть у малыша; вспоминают свой опыт посещения детского сада (как было раньше), когда ребёнка можно оставить сразу на целый день, и склонны приписывать все слёзы, капризы — плохой работе воспитателей. Конечно, такой подход способствует усилению напряжённости эмоционального состояния, снижению аппетита, расстройству сна, снижению познавательной и игровой активности, а дальнейшем стойкому нежеланию посещать детский сад; - другие родители тревожатся, что ребёнок слабый и его будут обижать, он будет болеть, или наоборот, очень активный, энергичный ребёнок и мама переживает, что никому от него не будет покоя и это плохо; - родители не мотивируют детей к посещению детского сада; - воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и педагогическую поддержку, часть из них испытывали и испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.

     Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Чтобы снизить уровень тревожности негативные проявления, эмоциональное напряжение у детей, родителей, сотрудников ДОУ, мы разработали систему мероприятий, учитывая особенности работы и специфику нашего учреждения.

      Цель нашей работы в решении вопроса адаптации и профилактики дезадаптации детей раннего возраста к детскому саду — это сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, сотрудниками детского сада и родителями.      Комплексный подход к данной проблеме — это залог успешной адаптации детей к новым условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....

"Адаптация ребенка в первые дни пребывания в детском саду"

Приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно знать про ос...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Адаптация ребенка с 3-4 лет к детскому саду

Консультация для родителей...

"Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Рекомендации для родителей, которые планируют отдать своих малышей в детский сад. Материал также будет полезен воспитателям ДОУ....

Консультация для родителей "Адаптация ребенка при переходе в старшую группу детского сада".

О трудностях, с которыми может столкнуться родитель и педагог при смене обстановки для ребенка из-за перехода в другую группу....