Мотивация детей младшего возраста при организации образовательной деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Сафонова Татьяна Николаевна

Личностно-ориентированный подход является одним из условий развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_malyshey_pri_organiz._obr.deyat_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация детей младшего возраста при организации образовательной деятельности.

Личностно  - ориентированный подход является одним из основных условий развития личности ребенка.

Проявление собственных целей, первые успехи в их достижении порождают потребность чувствовать себя значимым, компетентным и состоятельным. Эта потребность может быть удовлетворена, если ребенок  совершает что – то нужное, полезное или приятное другим или себе и получает от этого удовлетворения.

Для удовлетворения этой потребности я использую три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что будете им передаваться.

  1. Тип мотивации

Потребность в своей значимости и превосходстве ребенок может реализовывать, помогая различными игрушками решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Создание подобной мотивации, которая называется игровой, строится по очень простой схеме.

  1. Рассказываю, что у каких – то игровых персонажей что – то случилось (например, что – то сломалось, грозит опасность или наоборот предстоит радостное событие), вследствие чего им крайне необходимы те или иные предметы, которые можно вылепить, нарисовать, построить и т.д. Сами они (игровые персонажи) подобное сделать не в состоянии, но слышали или  уже успели убедится, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им обязательно помогут.
  2. Обращаюсь к детям с вопросом, согласны ли они помочь, и дожидаюсь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
  3. Предлагаю детям научить их (игрушек) делать это очень хорошо и тоже дожидаюсь их  согласия на помощь. После этого  можно рассчитывать, что мой показ и объяснения будет адекватно восприняты.
  4. Во время работы каждый ребенок должен иметь подопечного (игрушку), который находится рядом с ним и по ходу радуется, высказывает свои пожелания.
  5. Эти игрушки использую и для оценки детской рабаты, которая дается от лица данных персонажей и как бы с их позиции.
  6. По окончании работы предлагаю детям поиграть со своими подопечными, используя при возможности то, что они сделали. Это обязательно, потому что для ребенка выполнение учебного задания было только вставным эпизодом в его отношениях с данной игрушкой, и подобные отношения не следует резко обрывать.

Стараюсь не менять персонажей, которым дети помогают.  Пуст это будет узкий круг друзей, к которым дети смогут привыкнуть, привязаться, войти в круг их жизни, трудностей, интересов.

При данном типе мотивации ребенок выступает в позиции помощника и защитника, ее уместно использовать для обучения различным практическим умением.

Подобную игровую мотивацию использую и при решении интеллектуальных, умственных задач. Ребенок выступает  более умным и сообразительным, чем игровой персонаж. Создание мотивации  строится по следующей схеме:

  1. Рассказываю детям, как игрушки столкнулись с проблемой (например, хотят построить крышу к домику, а она проваливается между стенками), и обращаются за помощью к умным детям.
  2. Спрашиваю, в чем ошибка игрушек и как им поступить. В отличие от практических ситуаций, ничего не показываю и не объясняю,  даю возможность детям самим сообща найти правильное решение.
  3. Предлагаю показать, объяснить игрушкам, как разрешить поставленную перед ними задачу.

  1. Тип мотивации

Он построен на том же желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость.

В этом случае побуждающими для детей мотивами является общение с воспитателем, возможность получать одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребенок  совершает вместе с педагогом.

Создание мотивации строится по следующей схеме.

  1. Сообщаю детям, что собираюсь заняться определенным делом, излагаю суть, говорю, что в одиночку мне будет сложно справится, и предлагаю всем желающим принять участие.
  2. Даю каждому желающему посильное задание (можно всем одинаковое) показываю и объясняю, как их выполнить.  Дети охотно участвуют в общем деле, стремятся помочь мне. Не скуплюсь на выражение признательности.
  3. В конце обязательно подчеркиваю, что достигнутый результат был получен путем совместных усилий, к нему пришли все вместе.
  1. Тип мотивации

Он основан частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим и частично на его личной заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов для личного пользования.

Разумеется, те вещи, которые ребенок может изготовить для себя – игрушки, платочки, салфетки, то все не являются жизненно необходимыми. Однако тот факт, что ребенок сделал это сам, является очень значительным. Дети искренне гордятся своими «произведениями» и пользуются ими.

Создание подобной мотивации осуществляется по следующей схеме.

  1. Показываю детям какой – либо предмет и его достоинства и спрашиваю, хотят ли они иметь такой же.
  2. Дожидаюсь ответа,  говорю, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи. Затем предлагаю желающим показать, как изготовить  такой предмет.
  3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка. Создаю условия для того, чтобы она получилась доступной привлекательной, чтобы ребенок гордился своим трудом.

Также новое содержание можно давать детям, опираясь на уже действующую мотивацию.

Например, когда ребенок уже занят каким – то интересующим его делом (играет, строит), а значит уже имеет необходимую мотивацию, знакомлю его с новыми путями решения и  этих задач.

Реализация данного принципа требует соблюдения определенных условий, ибо увлеченный своим делом ребенок не терпит грубого вмешательства.

  1. Не навязывать ребенку своих подходов, а только знакомим с ними.
  2. Если вижу, что ребенок занят каким – то делом, а я хочу продвинуть его в данной области, интересуюсь, что именно он делает.
  3. Обязательно хвалю действия ребенка и полученный результат.
  4. Спрашиваю разрешения заняться рядом с ребенком тем же делом, ставя себя в позицию не поучающего взрослого, а в позицию партнера, которому понравились действия ребенка и который хотел бы подражать им.
  5. Действуя одновременно рядом с ребенком, знакомлю его со своими планами, целями и способами их достижениями; советуюсь по поводу своих.

Вопрос о том, как оценивать достижение детей, приобретает ключевое значение. Наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов деятельности.

Данные виды мотивов, необходимы для развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности

Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения....

Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по физическому воспитанию в ОУ

В статье рассматривается влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей старшего дошкольного возраста...

Семинар для педагогов "Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности"

Именно  с  мотивации  начинается  всякое взаимодействие  между  ребёнком  и взрослым.  Без  мотивации  со  стороны  взрослого у  дошкол...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к ок...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к ок...