Семинар для педагогов "Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа)
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_motivatsii_detey_k_raznoobraznym_vidam_detyaelnosti.docx | 62.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности
Цель: повысить уровень компетенции педагогов ДОУ в вопросе мотивации детей к разным видам деятельности.
I. Виды мотивов, типичных для детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.
Мотивация –это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Виды мотивов, типичных для дошкольного возраста
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.
Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,—говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» — сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.
Так, например, в одном психологическом исследовании детям предлагали из изображений четырех предметов — человека, льва, лошади и повозки -отобрать «лишний». Дети в этих условиях считали лишним льва и так объясняли свой выбор: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев? Лев может съесть и его и лошадь, его нужно отправить в зоосад».
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку.
Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием.
Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
4.
Мотивы самолюбия, самоутверждения.
Их исходный пункт —возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения.
Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах
ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения.
И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У детей трех —пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона».
5. Познавательные и соревновательные мотивы.
Уже в три- четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т. п.
Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри».
Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие -либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием.
Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что -то новое.
Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисования или другой практической деятельности.
Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности. И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.
Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов —стремление выиграть, быть первым.
Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.
Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т. п.
Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают.
Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.
Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного
детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют.
Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания,
постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное.
Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.
Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует.
В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т. е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы —желание сделать что -то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.
Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностно помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать рейтузы.
Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в
развитии личности дошкольника.
Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.
По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.
Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов.
Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец; причем, как и другие дети, он получил хорошую конфету.
Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее есть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».
Роль мотивации в структуре занятия
Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей
дошкольного возраста является игра. Как превратить рядовое занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность и не выпадал из нее?
Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети не выпадут из педагогического процесса, а будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.
Если рассматривать структуру любого занятия, любого вида деятельности то условно в ней можно выделить три части:
1.Мотивация;
2.Содержание;
3.Анализ (он должен быть таким, чтобы способствовал дальнейшей мотивации)
Первая часть занятия -мотивация.
Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка. Ведь цель мотивации состоит именно в этом –заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить во второй структурной части решить ее. Ребенок должен быть мотивирован на протяжении всего занятия. Бывает так, ребенок может выйти из ситуации. Для этого необходим момент повторения ситуации.
При построении мотивации нужно учитывать некоторые правила:
1.Мотивация должна быть экономичной, не более 2-3 минут;
2.При выборе мотивации обязательно учитывать возраст детей.
В дошкольном возрасте ребенок развивается в игре, значит, мотивация должна быть игровой.
В младшем возрасте в мотивации должно присутствовать больше манипулирующего материала. Игровая форма в младшем возрасте предметно- манипулируемого характера, но при этом нельзя выпускать познавательное содержание. В этом возрасте нельзя отделять мотивационный блок от игровой формы, познавательный блок от игры. Мотивация должна лежать в самом дидактическом материале, которым дети манипулируют на занятии.
В среднем возрасте в качестве мотивации хорошо идет ролевая игра с введением какого-либо персонажа. Этот персонаж не должен забываться на протяжении всего занятия. Герой, который пришел к детям на занятие, не должен одиноко сидеть на стуле или лежать на полу. Этого делать ни в коем случае нельзя.
В старшем дошкольном возрасте в качестве мотивации идет сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте главное в мотивации не персонаж, а сюжет: часто используются письма, карты, эксперименты, путешествия, поисковая деятельность.
Еще одно немало важное правило, которое нужно учитывать при построении мотивации -если ребенок вошел в ситуацию, то ситуация должна быть завершена.
Если на занятии вы полетели в космос, то обязательно должны вернуться домой.
Нередко воспитатель сам упускает мотивацию, а после занятия слышит недоуменные вопросы детей: «А мы что, в космосе остались?»
В качестве мотивации каждый педагог должен выбирать то, что близко его детям.
В качестве мотивации к занятиям можно брать сюжет из какой - либо сказки или придумывать ее самим.
Детям очень нравятся такие занятия, они с большим интересом занимаются, да и процент усвоения программного материала значительно выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение речевой активности детей раннего дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности
Этот материал предлагается для родителей дошкольников. Здесь раскрываются подробно вопросы о том, почему ребенку бывает трудно заговорить и советы родителям по преодолению подобных проблем....
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности»
Актуальность В своей работе с детьми я большую часть времени уделяю развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. эта проблема остается актуальной в д...
Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"
Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...
Статья на тему: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».
Тема: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитательОрганизация: МБДО...
Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ
Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...
Презентация "Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам детской деятельности"
quot;Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам детской деятельности"...
Презентация Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам детской деятельности
Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам детской деятельности...