Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности
методическая разработка по логопедии по теме
Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и коррекционным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шеренкова Э.А., учитель-логопед,
г. Самара, МБДОУ №149
Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности
Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и коррекционным.
Основной речевой формой при драматизации является диалог. Следует подчеркнуть роль диалогической речи в онтогенезе всего речевого развития ребёнка. Готовность ребёнка к диалогу возникает уже в первые месяцы рождения, когда появляются первые активные компоненты общения со взрослым: улыбка, двигательная возбудимость, вокализация. В данном возрасте содержание общения сводится к сообщению ребёнка взрослому об испытываемых им дискомфортных состояниях или об удовлетворении, которые были вызваны действиями взрослого. Постепенно потребность ребёнка в диалоге растёт, он видоизменяется, усложняется, приобретая новые формы, появляются новые субъекты коммуникации. Диалог из непосредственно – эмоционального общения переходит к вербальному. В ходе совершенствования диалогической речи ребёнок овладевает разными типами синтаксических конструкций, совершенствует просодическую сторону речи: учится пользоваться жестами, мимикой, интонацией, силой, высотой и тембром голоса. В целом, диалогическая форма речи предшествует монологической и подготавливает её появление, имея ярко выраженную социальную направленность, оттенок непринуждённости, спонтанности, а так же мотивированность (потребность в общении), она наиболее доступна в овладении детьми.
Характеризуя диалогическую речь детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием, следует отметить следующие её особенности:
- многие дети достаточно трудно вступают в диалог, испытывают трудности различной степени выраженности, связанные с поддержанием беседы;
- в основном, высказывания детей не логичны, имеет место застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов;
- общаясь в группе (несколько собеседников), дети не могут дождаться своей очереди, перебивают друг друга, теряют тему диалога;
- многие дети предпочитают не вступать в диалог, а «оставаться в тени»;
- содержание предложений детей, как правило, мало информативно;
- отмечаются стойкие недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи;
- самостоятельная речь детей характеризуется как сбивчивая, невнятная, маловыразительная, косноязычная.
Всё это ведёт к необходимости формирования у детей с речевым недоразвитием диалогической речи.
И самой яркой, непринуждённой формой, которая помогает справиться с вышеуказанными проблемами, является театральная деятельность.
В итоге, мы имеем сформированность у данной категории детей:
1.Собственно речевых умений.
К ним относятся умения:
- вступать в общение (ребёнок умеет и знает когда и как начать диалог);
- слушать и слышать участников диалога;
- говорить выразительно, в нормальном темпе, передавать интонацию диалога;
-контролировать свою речь и речь окружающих;
- пользоваться полученными речевыми навыками, в том числе, и нормированным звукопроизношением;
- пользоваться разными типами предложений.
2. Умения речевого этикета.
К этим умениям относятся:
обращение, приветствие, просьба, извинение, жалоба, неодобрение, благодарность, прощание и др. Именно в ходе овладения драматизацией дети учатся правильно использовать, а так же выражать эти чувства и эмоции.
3.Умений общаться в паре, в группе из нескольких человек, в коллективе.
4.Невербальных умений – уместно использовать мимику, жесты, пантомимику.
Анализируя проделанную работу в рамках организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими недостатки речевого развития, следует отметить её результаты:
формирование диалогической речи происходит в естественной для детей форме – в игре; на практике дети овладевают построением и использованием различных синтаксических конструкций, всех имеющихся типов предложений по интонации и по цели высказывания; у детей активизируется контролирующая функция речи; улучшается запоминание вербального материала; дети пользуются выразительными средствами языка, их разговорная речь становится ярче, богаче, образнее; формируются устойчивые навыки чёткой дикции и правильной артикуляции; дети активно используют полученные коммуникативные умения во всех ситуациях своего общения, чувствуют себя уверенными и раскрепощёнными.
Ниже предъявлены: протокол мониторинга развития диалогической речи у дошкольников с ОНР и приложение к протоколу мониторинга «Показатели уровня сформированности диалогической формы речи у дошкольников», разработанные автором статьи.
Результаты оцениваются по пятибалльной системе. Согласно мониторингу 30 баллов = 100%
В диагностических целях используются беседы: разговорно-описательного характера; по содержанию хорошо знакомых сказок, например, «Колобок», «Три медведя» и др., с элементами драматизации
Библиографический список
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. – метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений./ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М., 2004.
Приложение к протоколу мониторинга
«Показатели уровня сформированности диалогической формы речи у дошкольников»
1. Умение вступать и вести диалог:
0 баллов (низкий уровень) – трудно вступает в диалог, отказывается от диалога;
3 балла (средний уровень) – испытывает трудности при поддержании диалога;
5 баллов (высокий уровень) – легко вступает в диалог и поддерживает беседу.
2. Состояние вербальной памяти:
0 баллов (низкий уровень) – не запоминает речевой материал;
3 балла (средний уровень) – нарушает порядок слов во фразе;
5 баллов (высокий уровень) – легко запоминает роль.
3. Типы синтаксических конструкций:
0баллов (низкий уровень) – пользуется простыми нераспространёнными предложениями;
3балла (средний уровень) - пользуется простыми распространёнными предложениями, неверно использует средства связи между ними;
5баллов (высокий уровень) – пользуется разными типами предложений.
4. Грамматическое оформление речи:
0баллов (низкий уровень) – допускает стойкие ошибки грамматического характера;
3 балла (средний уровень) – имеют место отдельные аграмматизмы;
5 баллов (высокий уровень) – аграмматизмов нет.
5. Фонетическое оформление речи:
0 баллов (низкий уровень) – не использует умение нормированного звукопроизношения в самостоятельной речи;
3 балла (средний уровень) – допускает отдельные ошибки в фонетическом оформлении речи;
5 баллов (высокий уровень) - пользуется звукопроизносительной нормой.
6. Состояние просодической стороны речи:
0 баллов (низкий уровень) – не использует выразительные средства языка;
3 балла (средний уровень) – допускает неуместное использование выразительных средств языка;
5 баллов (высокий уровень) – активно и адекватно пользуется жестами, мимикой, интонацией.
Протокол
мониторинга развития диалогической речи детей старшей/подготовительной группы №_____ МБДОУ № ____ за 20___ - 20___ уч.год
Имя и фамилия ребенка | Умение вести диалог | Состояние слухо-речевой памяти | Синтаксические конструкции | Грамматическое оформление речи | Фонетическое оформление речи | Просодическая сторона речи | Индивидуальные показатели | ||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | ||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. | |||||||||||||||
10. | |||||||||||||||
11. | |||||||||||||||
12. | |||||||||||||||
13. | |||||||||||||||
14. | |||||||||||||||
15. | |||||||||||||||
16. | |||||||||||||||
Групповые показатели | Н. | ||||||||||||||
С. | |||||||||||||||
В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.
Презентация на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».
laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....
консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...
Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.
В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....
«Развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»
Процесс воспитания ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы живем во время бурного развития научно-технического прогресса и ускорения темпа жизни. Главный признак совре...
Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"
Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...