Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности
проект (младшая группа) на тему

Андрушко Алиса Валерьевна

Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность24.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 115/89 Невского района города Санкт-Петербурга

Семинар

Тема: «Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности»

Андрушко Алиса Валерьевна

 воспитатель

2017

Санкт-Петербург

Проектная деятельность дошкольников

При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка т. е. педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей. Но не должен предлагать свои варианты решения задачи, иначе ребёнок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному.

• Необходимость формирования субъективной позиции педагога т. е. педагог должен сначала выяснить, как ребёнок видит эту позицию, а затем оказать помощь при реализации замысла.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.

• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.

Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

• Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.

Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок: родители пишут заголовок, а ребенок украшает страницу.

Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребёнка, сверстников, родителей и знакомых. Ребёнок самостоятельно проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрений и одна из должна принадлежать ребенку.

• Третий этап – защита проекта.

• Четвертый этап педагог организует выставку проектов.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.

Творческие проекты создается новый творческий продукт.

• На первом этапе проводится подготовительная работа.

• Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

• Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта

• Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.

• Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.

• Шестой этап информирование родителей.

• Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.

• Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.

• Девятый этап презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:

a. Запрещающие

b. Позитивно нормирующие

c. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

• Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

• Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть

• Трети этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

• На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

• На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.

• Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

• Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.

• Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда конфликтные ситуации в группе.

Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно.

По определению американского

психолога и педагога Вильяма Килпатрик:

«Проект – есть всякое действие, совершаемое

от всего сердца и с определенной целью».

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни, а также в условиях модернизации отечественного образования, в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСДО) , реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Так, одним из наиболее актуальных, ярких, развивающих, интересных и значимых методов обучения детей в современном информационном обществе становится метод проектов.

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность, ведущая к достижению поставленной цели. В проектном методе обучения меня привлекла возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Внедрение метода проектной деятельности позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Я работаю над темой «Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «Деревья».

Цель проектной деятельности:

1. Создать систему работы по формированию основ экологической культуры дошкольников, по приобщению их к исследовательской работе по теме «Деревья», через различные виды деятельности: циклы наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, проектов.

2. Развитие свободной творческой личности ребенка: предоставление воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей.

Задачи развития детей в проектной деятельности.

1. Развитие познавательных способностей: познакомить с явлениями природы, представителями растительного и, связанного с ним, животного мира, устанавливать взаимосвязи в природе, формировать систему элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

2. Активизировать интеллектуально – познавательную деятельность и творческое самовыражение.

3. Воспитывать интерес и любовь к природе, растительному и животному миру, формировать первоначальные представления о сезонных изменениях в жизни растений и животных.

4. Развивать у детей коммуникативные навыки.

5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

Пути реализации.

I этап – подготовительный:

1. Определяется тема проекта, оценивается доступность исследования этой темы, определяется территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования.

2. Проводится разъяснительная и организаторская работа с родителями и самими детьми.

- Провела родительское собрание, с целью познакомить родителей с нашим проектом, с его целями и задачами, постаралась привлечь их к совместной деятельности по проекту.

– Анкетирование родителей;

- Провела беседу с детьми о деревьях, с целью выявить знания об исследуемых объектах, заинтересовала детей.

– Подобрала методическую и художественную литературу по теме проекта.

3. Отбор участников проводила по желанию самих детей включиться в проектную деятельность.

II этап – исследовательский:

Реализация целей и задач проекта: проводятся наблюдения, экскурсии, опыты, беседы, исследования, труд в природе, продуктивная деятельность, все это тщательно фиксируется. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи.

III этап – подведение итогов;

– Анализировали полученные результаты;

– Разработали рекомендации по отношению ребят к природе, к деревьям.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Вывод:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно.

3. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.

4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Дети обретают уверенность и гордость за совместные достижения, учатся решать свои собственные задачи на уровне образного мышления.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

• Успешно приобретаются навыки общения со сверстниками и со взрослыми.

• Возрастает эрудиция детей и педагогов.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.- 128 с.

2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада/авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 286 с.

3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-у изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.–104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)

Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)"...

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и  детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»...

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности и роль педагога-психолога.

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога)             Человеком с самого рождения движ...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.

В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"

В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...