Влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по физическому воспитанию в ОУ
статья по физкультуре (старшая группа)
В статье рассматривается влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние логоритмики на физическое развитие
и коррекцию речи детей с ОНР при организации образовательной деятельности по физическому воспитанию в ОУ.
Ефимова Ольга Викторовна
инструктор физической культуры
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад№ 63 компенсирующего вида
Петроградского района
Санкт-Петербурга.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
В статье рассматривается влияние логоритмики на физическое развитие и коррекцию речи детей с ОНР.
Ключевые слова: логоритмика, непосредственная образовательная деятельность, дыхательная гимнастика, самомассаж.
Основная задача педагогов дошкольного образования - всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Дети с нарушением речи неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух; темп и ритм речи часто нарушены; диафрагмально-речевое дыхание не сформировано, поверхностное. Отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, неумение распределять речевой выдох в соответствии с длиной высказывания, все это отрицательно сказывается на общем звучании речи.
Одной из эффективных форм коррекционно-воспитательной работы по устранению недоразвития речи и развитию ритмических, двигательных способностей у детей дошкольного возраста является Логоритмика
Включение логоритмики в непосредственную образовательную деятельность по физической культуре помогает реализовать следующие задачи:
Обучающие: сохранять физическое и психическое развитие детей путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;
Развивающие: развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость); совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом; развивать основные психические процессы(память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).
Воспитательные: воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям; воспитывать чувство ритма и темпа; воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).
Занятия с использованием логоритмики включают в себя следующие здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.
Практика использования логоритмики на физкультурных занятиях в ОУ показывает положительную динамику в физическом развитии и коррекции речи у детей с ОНР, что способствует повышению двигательной активности и укреплению дыхательной системы у воспитанников.
Комплексный подход к занятиям обеспечивают интегрированные связи между всеми специалистами, работающими с детьми.
Так, например, в системе физкультурно – оздоровительной работы ОУ ежедневно используется в режиме дня дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, подвижные, хороводные игры со словами, точечный массаж, самомассаж , релаксация под музыкальное сопровождение.
Специалисты ОУ ежедневно проводят, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, физкультминутки, ставят и автоматизируют звуки.
Совместно с педагогическим коллективом ОУ были разработаны комплексные логоритмические занятия, в которых особое внимание уделяется просодической стороне речи (тембр, темп, сила и высота голоса, интонация), отрабатываем координацию движений, согласованность движений с речью, подбираем музыкальные произведения для проведения дыхательной гимнастики. Тематика игровых логоритмических занятий разнообразна в зависимости от времени года, лексической темы и т.д.
Например:
«Осенний лес», « Дышим - играя, здоровье прибавляем» - с использованием дыхательной гимнастики, с играми на улучшение дыхания.
«Лесные звери», «Здоровейка-не болейка» - с использованием точечного и самомассажа,
«В гости в сказку» - пальчиковая гимнастика, физкультминутки, звукоподражание, работа над просодической стороной речи.
В начале учебного года совместно с педагогами и специалистами ОУ составляется план коррекционной работы с учетом изучения лексических тем и автоматизации звуков. После утверждения плана и составления рабочей программы на год, формируется картотека методического материала по месяцам в которую входят: логоритмические упражнения, комплекс дыхательной гимнастики, считалки, комплексы утренней и бодрящей гимнастики, игры разной активности со словами, комплексы самомассажа, точечного массажа с учетом автоматизации звуков.
На первых занятиях с использованием логоритмики дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих самостоятельно произносят словесный материал вместе с выполнением движений и упражнениями на дыхание.
Логоритмика в вводной части НОД формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность.
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию способствует оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса
Физические упражнения помогают детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программе физического развития ребенка с ОНР помимо обязательного раздела по физкультуре, соответствующего возрасту, входят и специальные логоритмические упражнение на развитие ритмической способности и преодоления речевого нарушения.
Упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова,
Например:
«Фыр!» - лошадка фырчит, «Мур!» - кошечка поет,
«У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок,
«Х-ш-с!» - звуки леса, «Ш-ш-ш» шарик сдувается,
«Ч-Ч-Ч-Ч» кипит чайник,
При проведении дыхательной гимнастики одновременно выполняются двигательные упражнения в медленном темпе. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.
Использование логоритмических упражнений способствует урегулированию процессов возбуждения и торможения;
Например: Логоритмическое упражение
“Медвежата”
1. Мы веселые ребята
Наше имя-медвежата.
Любим, лазать и метать,
Любим, прыгать и играть
(ходьба, ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой)
2. Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел.
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.
(ходьба в глубоком приседе, руки на коленях, в среднем темпе)
3. Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел.
Сделал полный поворот,
Через речку пошел вброд.
(ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов, темп средний, высокий)
4. Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел.
Он попрыгал на лужайке,
Быстро, ловко, словно зайка.
(прыжки с продвижением вперед от среднего к высокому темпу выполнения задания)
Такие упражнения дают возможность постепенно формировать координацию движений (увеличивая темп выполнения заданий) их переключаемость (от одного действия к другому), точность и ориентировку в пространстве.
Логоритмические упражнения позволяют сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем развивают у него произвольное внимание.
При систематическом использовании логоритмики в работе у воспитанников концентрируется слуховое и зрительное внимание, улучшается память, координация движений, улучшаются двигательные навыки, функции дыхания, техника выполнения упражнений общефизической подготовки. Происходит воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Список литературы.
1.Е.А.Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» изд. «Детство-Пресс» 2011г.
2.Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» изд. «Детство-Пресс» 2009г.
3.М.Ю.Картушина «Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет» «Сфера» 2008г.
4.Г.А.Хацкалева «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики» изд. «Детство-Пресс» 2013г
5.А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика для дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию детей
Рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию детей раскрывают основные принципы построения физкультурного занятия, фазы фо...

Организация образовательной деятельности по физическому развитию с дошкольниками с элементами акробатики.
Воспитатель Зинченко И.А., обосновав актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, разработала свою систему работы на основе парциальной программы «Старт» Л.В. Яковлевой и РА...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Область : «Физическое развитие» для детей с ОВЗ. «Веселый зоопарк». Автор: инструктор по физической культуре МАДОУ№20 Татарина Татьяна Николаевна
Программное содержание. -Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам; содействовать осмыслению детьми понятий “высоко”, “низко”, “широко”, “узко”; развивать глазомер; -содействовать ...

Физическое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию во второй младшей группе «Теремок»
Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию во второй младшей группе «Теремок»...

Физическое развитие: Конспект организационной образовательной деятельности по физическому развитию «МЫ-МОРЯКИ» для старшей группы
Конспект организационной образовательной деятельности по физическому развитию «МЫ-МОРЯКИ» для старшей группы...

Статья "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей"
В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развита...

Формы организации образовательной деятельности по физическому развитию на основе здоровье сберегающих технологий в условиях ФГОС.
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкол...