Педагогический проект по нравственному воспитанию старших дошкольников "Азбука доброты"
проект (подготовительная группа)

Алтунина Наталья Евгеньевна

Педагогический проект "Азбука доброты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Азбука доброты"35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Белочка»

 комбинированного вида г. Кондрово

Педагогический проект

Тема: «Азбука доброты»

 

по нравственному воспитанию старших дошкольников

 

 

                       Выполнила:

воспитатель                                                                

Алтунина Наталья Евгеньевна                                           

МКДОУ Детский сад «Белочка»

г. Кондрово 

2018 г.

Пояснительная записка.

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать».

В.А.Сухомлинский

Каждая эпоха предъявляет к человеку разные требования, тем самым, формируя определенные приоритеты на данный момент. Но есть вневременные ценности- это нравственные качества личности. К ним относится доброта, отзывчивость, взаимопомощь и многие другие. Так ли необходимо в наше время, стремительно меняющихся технологий, помнить о нравственности, воспитывать в детях стремление помогать друг другу, совершать добрые поступки, учиться дружить. Возможно,  это пережиток прошлого? Я решила разобраться в этом вопросе подробнее.

           Дошкольный возраст – время вхождения ребенка в широкий социальный мир, время установления взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте, необходимо задать ориентиры нравственного развития ребенка. В настоящее время многие дети не умеют общаться со взрослыми, друг с другом, не желают принимать и следовать нравственным нормам поведения. Несмотря на это, социологические исследования, проведенные среди родителей и детей, показывают, что самыми ценными качествами детей  все-таки являются доброта и отзывчивость.        

           Нравственное воспитание – целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным ценностным качествам человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок начинает постепенно овладевать нормами, правилами поведения  и взаимопомощи, принятыми в обществе. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, формирование этических норм поведения. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строятся взаимодействия людей, знакомится с нормами поведения. Наша задача  - воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Побуждать детей к активным действиям, помочь, проявить заботу, внимание успокоить, порадовать.                                        

           Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми доброжелательной, спокойной, позитивной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он с удовольствием общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Современные родители в силу своей занятости, очень мало общаются со своими детьми. Часто приходится наблюдать, как взрослым проще дать ребенку в руки планшет или мобильный телефон. А как же поговорить с ребенком, почитать ему книгу, рассказать, что такое уважение, сострадание, доброта? Умение приходить на помощь, уважать мнения других людей, доставлять радость своим близким – это необходимые качества, которые важно заложить в детстве.

Актуальность.  

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития  нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос  формирования  у детей представлений о нормах поведения, регулирующих отношения дошкольников к окружающим людям, природе. Дети в возрасте 6-7 лет начинают вести активную жизнь в обществе, порой сталкиваясь с множеством проблем и трудностей.                                 В соответствии с ФГОС ДО, раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Поэтому, у детей нужно формировать не только представления о нормах поведения, а прежде всего - нравственные чувства.

Для решения данной проблемы я подготовила и реализовала проект «Азбука доброты» в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: информационно-творческий.

Тип проекта: групповой, среднесрочный.

Срок реализации: август - ноябрь

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».                            

 Цель проекта: Формирование у детей понятия – доброта.

Задачи:

- формировать понятие, что такое доброта, добрые поступки;

- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развивать детское творчество через совместную деятельность взрослых и детей;

- развивать коммуникативные умения и навыки;

- воспитывать стремление совершать добрые поступки;

- воспитывать уважение к людям разных профессий;

- воспитывать бережное отношение к природе и труду;

- способствовать созданию  в группе доброжелательной, дружеской  атмосферы;  

- повышать педагогическую грамотность родителей.

Проектная идея.

         В ходе работы над проектом, подвести детей к пониманию того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг.

Методическое обеспечение:

Для успешной реализации  проекта была преобразована предметно-развивающая среда в группе: были пополнены развивающие центры, созданы дидактические игры, разработаны картотеки бесед, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, приготовлены материалы для продуктивной и художественной деятельности детей, подобраны сюжетные картинки.

Ожидаемый результат:

 - формирование у детей четкого представления о доброте и добрых поступках;

- повышение интереса у детей к совместной творческой деятельности со взрослыми;

- применение детьми навыков доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;

- формирование у детей стремления совершать добрые поступки;

- осознание детьми значимости разных профессий;

- формирование у детей осознанно бережного отношения к природе;

- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских отношений между детьми;

- повышение педагогической грамотности родителей;

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

- поиск, изучение и обработка информации;                                        

- создание проблемы и постановка целей и задач;

- работа над методической литературой, подбор игр, подготовка наглядно-  демонстрационных пособий;

- предварительная работа с детьми и родителями  о важности проблемы;

- разработка НОД;

- подборка материалов для консультаций.

2 этап - основной

- работа над проектом;

- реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности;

-сотрудничество с родителями.

3 этап - заключительный

- проведение итогового занятия;

- подведение итогов.

Модель  реализации проекта

Работа с детьми

Сотрудничество с родителями

Методическое сопровождение

Беседы

Оформление консультаций для родителей  

Организация развивающей среды

Дидактические, настольно-печатные, подвижные игры

Помощь в изготовлении настольно - печатных, дидактических игр

Разработка цикла дидактических, подвижных игр, проблемных ситуаций

Чтение художественной литературы

Родительское собрание

Подборка художественной литературы

Целевые прогулки, наблюдения

Сбор консультативного

материала для родителей

Продуктивная коллективная и индивидуальная деятельность

Разработка конспектов непрерывной организованной

деятельности.

Итоговое занятие

Анкетирование родителей

Схема реализации проекта

                                                     Работа с детьми

1.

Познавательное развитие

 

Беседы: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Как ты помогаешь маме?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец»

Непрерывная образовательная деятельность: «Дружба начинается с улыбки», «Дорогами добра», «Сказки учат нас добру».

Обыгрывание и обсуждение  ситуаций на нравственную тему.

2.

Речевое развитие


    Составление описательных рассказов:
«Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
   Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».

   Рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела». 

   Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия». «Кто больше скажет добрых и теплых слов».

   Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Аким «Жадина», А.Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Осеева «Плохо»,  Е.Благинина «Подарок»  Е. Алябьев «Добрым быть приятно», В. Катаев «Цветик-семицветик».

   Русские народные сказки.

   Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.                                

3.

Социально-коммуникативное развитие                  

Игровая деятельность

   Разучивание считалок и мирилок.

   Дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково»,  «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй», «Скажи ласковое слово другу»,  «Вежливые слова».

   С/р игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин».

  Дежурство по столовой, ремонт книг, помощь в уходе за комнатными растениями, помощь в уборке снега на участке во время прогулки.

  Кукольный театр по  сказке «Заюшкина избушка».

4.

Физическое развитие

Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», «Голуби».
Подвижные игры: «Воробышек и автомобиль», « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»,

«Ручеек», «Ловишки», Веселые старты».

5

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песен о дружбе «Улыбка»;

Изготовление поздравительного плаката ко дню мам; лепка «Подарок другу»

Акция «Подари улыбку»;

Создание Солнышка  добра (правила вежливости).

Принципы

Основу проекта составляют принципы:

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.

2. Принцип комплексного воспитания предусматpивает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемствeнную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.

3. Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую деятельность.

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в справедливом отношении к детям.

5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуaльности. В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Важность коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил отношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, человечности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных увлечений;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отнoшение к окружaющим; в возможности упражняться в нравствeнных пoступках;

д) во взаимoвлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей используются соответствующие методы и приемы воспитания и планируется его конкретное содержание. В процессе воспитания нужно учитывать также индивидуальные особенности ребенка, обусловливаемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от чуткого изучения педагогом поведения каждого ребенка с применением соответствующих методов и приемов его воспитания.

Методы и приёмы.

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внуше-ние, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

- соответствие метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

- подготовленность условий и средств для использования метода;

- избирательность отбора метода;

- тактичность применения метода;

- планирование возможного результата воздействия метода;

- терпение и терпимость педагога при использовании метода;

- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

    Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.  

Сотрудничество с родителями по реализации проекта по нравственному воспитанию старших дошкольников «Азбука доброты».

Беседы с родителями на выяснение их мнения по данной теме.

Консультации:

-«Воспитание добротой»;

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Воспитание примером».

Анкетирование  «Нравственное воспитание ребенка».

Рекомендации:

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

- «Умение воспитывать в детях доброту».

Памятки «Воспитываем в ребенке доброту», «Ребенок – зеркало семьи».

Папка-передвижка «Детская вежливость».

Предложить родителям совместно с детьми создать генеалогическое древо своей  семьи.

Предложить родителям участие в акции «Подарите нам улыбку»

Подготовить с ребенком  рассказ о добрых поступках членов семьи.

      Обновление информационного стенда для родителей.

Заключение

           В процессе реализации проекта «Азбука доброты» предполагаемые результаты были достигнуты:

- обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания;

- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков

- пополнился словарный запас детей;

- научились честно оценивать свои поступки;

- дети с удовольствием участвовали в творческих мероприятиях совместно с родителями и  воспитателем;

- дети стали бережнее относиться к окружающему миру, прониклись заботой о птицах, домашних животных;

- в группе была создана  атмосфера доброжелательности и тепла;

- повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания;

- повысился интерес к профессиям.

 - мной был накоплен  определенный опыт в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

        По итогам проекта: была организована акция для родителей «Подарите нам улыбку»; создана коллективная поздравительная открытка для мам; проведена акция «Не бросайте птиц зимой» (изготовление кормушки); создали «Солнышко Добра» (добрые советы) в подарок для детей младшей группы; дети совместно с родителями приготовили рисунки «Моя семья»; выполнена презентация проекта.

        В самом начале  своей работы я задалась вопросом: «А нужна ли она – доброта,  современным детям и их родителям». Конечно,  нужна – это ценность у которой нет срока годности. Во все времена воспитание доброты, отзывчивости, умение сопереживать другим людям, совершать благородные поступки не потеряет своей актуальности. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Он получает опыт общения, учится правильно себя вести с близкими ему людьми, усваивает традиции и культуру своего народа. Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.

Дари добро, что так необходимо

Ему любой безмерно будет рад

Не забывай, что наша жизнь взаимна

И все к тебе вернется во сто крат!

Список используемой литературы

1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №5, 2008 год.

 4.Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире/С.А.Козлова// Дошкольное воспитание. 2001 год

5. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва, 2004 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из се...

Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...

Представление инновационного педагогического опыта «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа"

Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической зад...

Проект по нравственному воспитанию дошкольников "Азбука доброты"

laquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро; учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».В.А.Сухомлинский...

Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.

Духовно-нравственное воспитание  - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, свое...

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...

Проект по нравственному воспитанию «Дарите людям доброту!»

Проект по нравственному воспитанию «Дарите людям доброту!»...