Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ .
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Управление образования
МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»
Педагогический проект
« Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
(на 2017-2018 учебный год)
Выполнила:
воспитатель первой кв.категории
Малаева Ольга Борисовна
г. Саранск 2017
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ .
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитаниит детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.
Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость. » А. С. Макаренко.
Цель проекта:— развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Задачи реализации проекта:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
- уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; -формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям);
-воспитание интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
-ориентирование семей на важность духовно –нравственного воспитания детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми православные календарные праздники.
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками , их обычаями и традициями, проведение русских народных и мордовских подвижных игр, совместное детско-родительское творчество.
Участники проекта:
Воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети группы компенсирующей направленности, родители воспитанников.
Вид проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
– по времени проведения: долгосрочный (9 месяцев)
Основные формы организации проекта:
- НОД воспитателя с детьми (окружающий мир, восприятие художественной литературы и фольклора, рисование, лепка, аппликация)
- Совместная коррекционно-образовательная деятельность учителя логопеда с детьми.
- Индивидуальная работа.
- Народные праздники, развлечения, досуги, экскурсии.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей
- Информация на стенде
- Папка-передвижка
- Памятка
- Совместная работа с детьми
- Организация тематических досугов и развлечений.
Методы и приемы:
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов,
целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры, обряды);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
- Здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.
- Коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
- Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
- Сказкотерапия.
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
- «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Книги:
- Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2001.
- Михайлова З.А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2000.
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М., 1996.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
- Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.-240 с.- (Из опыта работы по программе «Детство»).
- Г.М.Науменко «Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года».
Журналы:
Дошкольное воспитание
Ребенок в детском саду
Обруч
Дошкольная педагогика
Управление ДОУ
Ресурсы интернета:
Развивающие мультфильм для детей
Картотеки:
- Пальчиковая гимнастика (картотека)
- «Гимнастика для глаз»
Наглядно-дидактические пособия:
Картотека предметных картинок «Народные промыслы»
Демонстрационный материал «Народы России и ближнего зарубежья»
Картотека предметных картинок «Народный костюм в культуре народов России»
Демонстрационный материал «Дымковская игрушка»
Материально-техническое:
Картинки, иллюстрации, репродукции картин, мнемотаблицы и мнемодорожки,
бумага, карандаши, ножницы, акварельные краски, гуашь, фломастеры, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
Аудио - и видеотека, книги по теме, книжки - панорамы, раскраски, альбомы по теме.
Реализация образовательных областей:
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
срок с 01.09.2017 г. по 31.09.2017г.
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для опытно-экспериментальной деятельности;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 02.10.2017 г. по 11.05.2018 г.
– Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
– Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий),
срок с 14.05.2017 г. по 31.05.2018 г.
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
- Открытие в группе мини-музея «Бабушкин сундук ».
Ожидаемый результат:
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- развитие интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Дорожная карта проекта
«Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа »
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
Работа с детьми | |||
1. | Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). | сентябрь | воспитатель
|
2. | Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».
| сентябрь | воспитатель
|
3. | Показ презентации «Народные традиции» Обсуждение темы проекта, задач с детьми. | сентябрь | воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Разработка плана мероприятий на год | сентябрь | воспитатель
|
2. | Уточнение словаря по лексической теме: «Народный костюм » | сентябрь | воспитатель
|
3. | Создание необходимых условий для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель
|
4. | Подбор необходимой литературы по данной теме. | сентябрь | воспитатель
|
Работа с родителями | |||
1. | Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. | сентябрь | воспитатель
|
2. | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Мордовские народные игры», «Русский народный костюм», «Мордовский народный костюм» «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских и мордовских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Мордовская народная одежда», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома». | сентябрь | воспитатель
|
Практический этап | |||
Работа с детьми | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10.
| НОД «Мир старинных вещей»: знакомство с жилищем, бытом русского народа Оформление макета «Русская изба» Дидактические игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?» Праздник урожая «Осенины» Обучающее занятие по изготовлению лоскутного одеяла «В гости к бабушке » Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». Организация сбора экспонатов для создания музея русского и мордовского народного быта. Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»; Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи». Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой. | октябрь | воспитатель
|
| НОД «Традициями и обычаями русского и мордовского народа» 16 ноября Международный день толерантности – Развлечение «Калейдоскоп народных игр» «Так мы раньше одевались»: исследование характерных особенностей русских и мордовских национальных костюмов. Выставка рисунков «Головные уборы русского и мордовского народа» Дидактическая игра «Оденем русский национальный костюм», «Оденем мордовский национальный костюм». Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
Инсценировки по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Маша и медведь» и др., моделирование сказок. Декоративное рисование куклы Татюня в мордовском костюме. | ноябрь | воспитатель
|
| «Русский народный фольклор»- разучивание песен и потешек. Чтение русских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок Просмотр мультфильма «Морозко» Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником». Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год». Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку». Тематическое развлечение «Колядки». Аппликация Украшение головного убора (сороки): | декабрь | воспитатель
|
| НОД «Знакомство с блюдами народной кухни» Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки», «Гори - гори ясно» Мастер- класс по изготовлению народных обрядовых кукол «Куклы наших бабушек» Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
Отгадывание загадок по теме (см. картотеку) Этические беседы на основе просмотра сказки «Двенадцать месяцев» Речевые игры: «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными); «Четвертый лишний?» «Образуй похожее слово» «Что перепутал художник?» (составление предложений по картинке-нелепице « Русский народный костюм», «Мордовский народный костюм». Рисование. «Украшение пояса мордовским орнаментом» | январь | воспитатель
|
| Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука» Продуктивная деятельность Рисование «Укрась русские сапоги» Буклет для родителей о традициях русского народа Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
«Кому что нужно»; «Кто что делает» Руссский народный православный праздник «Масленица» Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». | февраль | воспитатель
|
| Исследование характерных особенностей русских и мордовских национальных костюмов. Выставка «Куклы наших бабушек» Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро» Лепка из соленого теста «Оладушки для любимой бабушки» Раскрашивание раскрасок «Народные костюмы» Сюжетно-ролевая игра «Ателье» «Собери предложение» (работа с деформированным предложением); «Составь рассказ» (составление рассказа «Моя семья » с опорой на серию картинок) Пальчиковая гимнастика «Гости» Экскурсия в библиотеку.
| март | воспитатель
|
| Подготовка к православному празднику «Светлая Пасха» (рассказ воспитателя «Вербное воскресенье» Просмотр презентаций «Самое-самое в Пасхе», «Церкви и храмы на Руси», просмотр мультфильмов о Пасхе, истории возникновения праздника) Продуктивная деятельность Рисование «Роспись игрушки» «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история». Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальная корзиночка» Экскурсия в Мордовский национальный музей. | апрель | воспитатель
|
| Совместное мероприятие с родителями «Калейдоскоп народных традиций» Ярмарка народных подвижных игр Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание Тематическое развлечение «Праздник народных игр». Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
Рисование по мокрому « Красота родного края» Просмотр фильма «Праздник великой Троийцы» Составление рассказа « Любимые праздники моей семьи» Разучивание народных песен. Чтение произведений по теме Рассматривание репродукции картин Д/и «Достань и назови», «Разрезные картинки», д/и «Скажи иначе» Речевые игры: «Сложи цепочку» (образование родственных слов); Пальчиковая гимнастика «Семья» Пальчиковая игра «Дружная семья» Речь с движением Аппликация. Мордовское платье (панар) | май | воспитатель
|
Работа с участниками проекта | |||
1. | Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»; | ||
2. | Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»; | ||
Работа с родителями | |||
1. | Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников» | октябрь-май |
воспитатель |
2. | Памятка «Гимнастика для глаз», «Пальчиковая гимнастика». | ноябрь | воспитатель |
3. | Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта» | декабрь | воспитатель |
4. |
| февраль | воспитатель |
5. | Папка-передвижка « Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!» | март | воспитатель |
6. | Совместная работа с детьми:
| октябрь-май | воспитатель |
7. | Организация тематических досугов и развлечений. | апрель-май | воспитатель |
Заключительный этап | |||
Работа с детьми | |||
1. | Диагностика | май | воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Оформление мини-музея «Бабушкин сундук ». | май | воспитатель |
2. | Журнал для родителей «Природа родного края» | ||
Работа с родителями | |||
1. | Изготовление книжки –малышки (сказки, придуманные детьми совместно с родителями) | май | |
2. | Итоговое мероприятие: презентация развлечения «Калейдоскоп народных традиций» | май | воспитатель |
Ресурсы интернета:
Развивающий мультфильм для детей
Картотеки:
- Пальчиковая гимнастика (картотека)
- «Гимнастика для глаз»
Наглядно-дидактические пособия:
- Комплект тематических наглядных материалов «Красота народного костюма»
- Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г
- Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Как наши предки выращивали хлеб».
Литература
1.Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2006.
2.Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
4. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
6.Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
7. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
8. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. Бойчук И.А.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
9. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.
10.И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997.
11. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
12.Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
13. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
14. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
15.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2012
16.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий сценарии календарно- обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор- составитель Л.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.-СПб.: «Детство-пресс», 2004.
17.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
18. Интернет-ресурсы.
Диагностика
В сентябре 2017-2018 учебном году в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) в количестве 15 человек, была проведена диагностика развития детей
Результаты представлены в таблице:
Уровень | Количество детей | % |
высокий | - | - |
средний | 8 | 53 |
низкий | 7 | 47 |
Результаты в мае 2018-2019 учебном году.
Уровень | Количество человек | % |
высокий | 9 | 60 |
средний | 6 | 40 |
низкий | - | - |
Вывод:
С начала учебного года в группе ежедневно ведется работа по ознакомлению дошкольников с народным календарем, обрядовыми и государственными праздниками. Каждый день во время утреннего сбора группы мы с детьми работаем с календарем, во время этой работы происходит систематическое закрепление дней недели, месяца, и дети знакомятся с праздником, который отмечается в этот день, народными приметами, именинниками дня. Мы знакомимся с названием праздника, обсуждаем, почему у него такое название, с чем это связано (изменения в природе, в трудовых действиях людей). После этого обсуждаем, как мы можем отметить этот праздник, что можно сделать в разных центрах.
Прожив каждый день народного календаря в соответствии с традициями, наши воспитанники разучили заклички, считалки, которые используют в самостоятельной деятельности. В свободной деятельности они организуют и подвижные игры, с которыми познакомились в рамках проекта. Сюжеты праздников дети используют в игровой, изобразительной деятельности. С интересом рассматривают репродукции картин русских и мордовских художников с изображением празднования.
В целом можно сказать, что в результате нашей работы у детей сформированы представления о традициях празднования народных обрядовых праздников; продолжают формироваться навыки поисковой деятельности; развивается интерес к изучению традиций русского и мордовского народа, к его играм, фольклору.
Для родителей: формируются навыки совместной с детьми поисковой деятельности, проявляется интерес к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Все русские и мордовские народные праздники связаны с изменениями в природе, сменой времен года, началом каких-либо сельскохозяйственных работ- все эти изменения русский народ подмечал, отмечал их повторяемость из года в год. Наши дети познакомились только с частью народных традиций, но у нашего народа столько праздников- это и Кузьминки, и Покров, есть и небольшие праздники, даже не праздники, а дни, посвященные какому-либо событию; и все это еще неизвестно нашим детям. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Мы не хотим лишать своих детей будущего, поэтому будем продолжать знакомить дошкольников с прошлым: с традициями, обрядами, праздниками, историей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа
Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...
Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...
Представление инновационного педагогического опыта «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа"
Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической зад...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...
Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа
В статье освещена роль культурных традиций народа в духовно -нравственном воспитаниии детей...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...