Представление инновационного педагогического опыта «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа"
статья (старшая группа) по теме

Малаева Ольга Борисовна

 Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.  

Духовно-нравственное воспитание детей культурными традициями своего народа на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим пок

 

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Этнокультурное воспитание дошкольников в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российского государства.    Национальный проект "Образование" одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Основными задачами государства в сфере образования признаются, среди прочих, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Многообразие, а не однородность является фактором мирного сосуществования и развития человечества, при этом самоизоляция и неприятие других культур может сказаться пагубно на существовании цивилизации в целом.     Наше общество находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Старые ценности и традиции разрушены, а новые  - не сформированы. Сегодня в сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству.

     Поэтому назрела необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Ведь, как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.олениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление  

 инновационного педагогического опыта

воспитателя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

                                Малаевой Ольги Борисовны

«Духовно -  нравственное воспитание  старших дошкольников культурными традициями своего народа»

 

 Мордовия – часть нашей славной России,

                                           Прекрасный, чудесный её уголок.

                                            Лесами, полями, народом красива,

                                      Красив её рек говорливый поток.

                                          Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу,

                                          Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.  

Духовно-нравственное воспитание детей культурными традициями своего народа на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Этнокультурное воспитание дошкольников в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российского государства.    Национальный проект "Образование" одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Основными задачами государства в сфере образования признаются, среди прочих, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Многообразие, а не однородность является фактором мирного сосуществования и развития человечества, при этом самоизоляция и неприятие других культур может сказаться пагубно на существовании цивилизации в целом.     Наше общество находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Старые ценности и традиции разрушены, а новые  - не сформированы. Сегодня в сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству.

     Поэтому назрела необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Ведь, как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

         В настоящее время  детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Ныне материальные ценности доминируют над  духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.  

Ведущая педагогическая идея инновационного опыта: «Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников культурными традициями своего народа» - это воспитание гуманной, духовно-нравственной, творческой личности, достойного будущего гражданина России, патриота своей Родины на основе  этнокультурного образования.

Теоретическая база опыта

Теоретико-методологической основой моей работы по духовно- нравственному воспитанию послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы   используемые в ДОО.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», – так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Каждый автор видит по своему  духовно-нравственное воспитании дошкольников, проводя его через тот или иной вид детской деятельности.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах  В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Неизмеримый  вклад в разработку проблемы  нравственного воспитания детей внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.

Список использованной литературы:

  1. Абрамов В.К. Мордвины: вчера и сегодня. Краткие очерки мордовской государственности и национального движения. Саранск, 2002.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М. ЦГЛ, 2005г.
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. ЦТЛ, Москва 2000.
  4. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск, 1992.
  5. Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия /М-во образования Респ. Мордовия – Саранск: Тип. «Крас. Окт.»2001. – 108с.
  6. Вихляев В.И. Происхождение древне-мордовской культуры. Саранск, 2000.
  7. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные исторические, культурные. 2-е изд. Саранск, 1982.
  8. Дерябина Л.Б. «Моя Родина Россия» серия «Малышам о родине» СПб Издательский дом «Литера», 2007.
  9. Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск, 1976.
  10. Земскова-Незванова Л.М. «Люби и знай свой край родной». Занятия по краеведению с малышами. М. Чистые пруды, 2006.
  11. История и культура мордовского края: учеб. для вузов /В.М. Арсентьев, Э.Д. Богатырев/; Издат. Центр НСН МГУ им. Н.П. Огарева, Саранск, 2008.
  12. Князева О.Л., М.Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство - Пресс», 2006.
  13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет». Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
  14. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Саранск, 2000.
  15. Куклин В.Н. Биография саранских улиц. Саранск, 1993.
  16. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск, 1993.
  17. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг., 2 изд-е».
  18. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Изд. Доп. и перераб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
  19. Мордовия. 1941-1945гг.: Документы и материалы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 747с.
  20. Мордовия. Энциклопедия; В 2т, Т.2: М-Я /А.И. Сухарев и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
  21. Мордовское устное народное творчество. Саранск, 1987.
  22. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. Образования /(О.В. Бурляева и др). – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104.
  23. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; приложение к журналу «Обруч» - М. Липка – Пресс.
  24. Образование Мордовской АССР: Документы и материалы. (1917-1937гг.). Саранск, 1981.
  25. Петерсон Г.Л. Странички старины. Саранск, 1993.
  26. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой и др.).
  27. Родной край /Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
  28. Татарникова Л.Ю. «Я и моя Семья» серия «Малышам о Родине» СПб Издательский дом «Литера» 2007г.
  29. Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западноевропейских авторов VI – XVII столетий. Саранск, 1995.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Начиная деятельность по данной теме: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа», была поставлена  цель – воспитать духовно-нравственного гражданина,  знающего и уважающего культурные традиции своего народа.

        Для достижения этой цели решались следующие задачи:

 -Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского и мордовского народа и традиционного уклада жизни, формирование чувства сопричастности к культурному наследию.

 Важно чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.

- Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

-Знакомство с русскими и мордовскими народными традициями, православными праздниками.

В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и  различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 

- формирование таких нравственных качеств как  доброта, сострадание, трудолюбие;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.

 Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к  духовно-нравственному воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольников.

В своей работе по духовно-нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

-        Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт. Партнёрство и взаимодействие – основные формы общения педагога с детьми.

 -        Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, фотографии семьи, города, памятников, достопримечательностей и т. д.

-        Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

-        Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 - Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

 В своей работе  по приобщению дошкольников к культурному наследию я используем следующие формы работы:

-работа с народным календарем;

 -праздники и развлечения;

-посещение краеведческого музея, экскурсии;

-оформление в детском саду мини-музеея «Русская изба»

-чтение художественной литературы;

-познавательные беседы;

-творческую продуктивную  и игровую деятельность детей;

-экскурсии, целевые прогулки по улицам города

        Из бесед с детьми было выявлено, что знания о своей Родине, народе, культуре и традициях  родного края частичны и недостаточно яркие. Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Поэтому для  того, чтобы дети проявили интерес к стране, ее истории, традициям своего народа нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес ребенка к истории, культуре и традициям своей семьи, детского сада, родного города, края.

          Это содействовало созданию долгосрочных проектов «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии».

Цель проекта: познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициям многонационального народа, проживающего в Республике Мордовия, знакомство с национальными  костюмами, вышивкой, колоритом и самобытностью.

Были получены результаты:

Дети узнали много нового о городе и республике;

познакомились с культурой и традициями народов проживающих в республике Мордовия; знают национальные костюмы своего народа, элементы одежды и национальной вышивки. Научились проявлять уважение к многонациональной культуре.

Формирование чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.  Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Это послужило к созданию проекта: «Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»  

Цель проекта:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через традиции своего народа.

 

Полученные результаты:

- сформировалось  чувство национального достоинства;

-развился  интерес  и  уважение к   культуре своего народа, народному творчеству; народному календарю;

-  знание обычаев, традиций, обрядов,   народных  игра;

Большое значение в духовно-нравственном   воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о городе Саранске, о республике, познакомиться с достопримечательностями родного города. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия, рассмотреть альбомы и книги о жизни, традициях и культуре разных народах, рассмотреть иллюстрации к любимым сказкам и рассказам. Куклы в национых костюмах, которые были помещены в уголок, позволяеют детям познакомиться с национальными костюмами русского народа, мордвы и других национальностей. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Вместе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре проводим различные праздники и развлечения.   Народный фольклор  используется  не только на обрядовых праздниках, но и на утренниках.    Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов  использую фольклорные произведения. Содержание фольклора  отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Фольклор, как сокровищница каждого народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты своего народа, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий  использую методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Всё это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти детей остаётся незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки – на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы – праздника русской березки, Масленицы – проводов зимы, разъясняю некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данными праздниками. На Пасху с детьми краситм яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелёными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество делаем с детьми ангелов и украшаем рождественскую ёлку, на Масленицу «сжигаем» чучело Масленицы и лакомимся блинами.

Активно использую и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.С детьми мы побывали в краеведческом музее, в музее национальной культуры.

В нашем детском саду функционирует мини - музей  « Мордовская изба .В музее воссоздана обстановка   далёкого        прошлого.  
          Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством я,    провожу в избе. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей.  

После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на мой взгляд, является устное народное творчество. 

Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

         К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.

 Но самым любимым видом деятельности у детей остаётся игра. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны. В своей работе  стараюсь  чаще обращаться к народным играм, как русским, так и мордовским. Все игры развивают фантазию и воображение ребёнка. А это является главным двигателем развития творческих проявлений         детей.
Осуществляется знакомство  детей  и с народным искусством.

 Дети  сравнивают  матрёшек  по  форме, росписи. Знакомлю  детей  с  историей   возникновения  матрёшки, мастерами. Дети  вырезают  из  бумаги  и  раскрашивают  плоскостные  фигурки  матрёшек, лепят  их  из  глины, расписывают.       Декоративно – прикладное  искусство, в  том  числе  резьба  по  дереву – неотъемлемая  часть  культуры  любого  народа. В  детском  саду  мы  рассматриваем  с  детьми  фотографии, слайды  с  видами  Саранска, Темникова  и  других  городов  и  сёл  республики. Знакомим  детей  со  способами  украшения  деревянных  домов  затейливой  резьбой.

 Вышивка  всегда  была  и  остаётся  одним  из  любимых  видов  народного  искусства. У  каждого  народа  своя  вышивка, не  похожая  на  другую. Она  отличается  и  узором, и  способами  вышивания, и  определёнными  сочетаниями  цветов. Дети    знакомятся   с  русской  и  мордовской  национальной  вышивкой. Для  этого  провожу занятия, беседы,  экскурсии  в детскую библиотеку, краеведческий  музей, где  знакомлю  детей  не  только  с  вышивкой, но  и  с  историей, культурой  и  традициями  национального  костюма, учим  сравнивать  праздничную  и  повседневную  одежду  прошлого, сообщаем  сведения о том, как  и        из чего  раньше    делали      нитки,ткань.

В чём бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно – это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу – время, потехе – час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел – береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь недаром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним – выросло, отразило в себе всю его историю». Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения как Святой Руси, так и нашей малой Родины – Мордовии, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем, и возрождение духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей не возможно  без совместных усилий семьи, образовательного учреждения и государства. Работа с семьей в области духовно-нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов по работе с детьми окажутся напрасными. Успех духовно-нравственного воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:

- «Я с бабуленькой своей»

- «Моя мама»

- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»

- «Город, в котором я живу»

- выставка рисунков «Мой любимый город»

- «Мой дом»

- «Моя малая Родина»

Разрабатываются семейные альбомы, журналы:

- «Вместе дружная семья»

- «Семейное древо»

- «Традиции моей семьи»

Обогащение детско-родительских отношений по духовно- нравственному воспитанию осуществляется с планом работы, который составляется на учебный год.

Анализ результативности.

        В процессе работы над проблемой: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа», дети прониклись любовью к родному краю. У них начало формироваться чувство гордости за свою малую родину. Детям не составит особого труда рассказать,  о традициях и праздниках своего народа. Гораздо глубже стали знания об истории своей Родины.

- Дети принимают активное, осмысленное участие в народных праздниках, с удовольствием исполняют русские и мордовские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах (ложках, трещотках, свистульках).

-Дети знают и называют предметы русского и мордовского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.

-Дети знают произведения устного народного творчества,  используют в активной речи  считалки, загадки, пословицы, поговорки, и т.д.

-Играют в русские и мордовские народные игры, знают и выполняют правила игры.

-Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской и мордовской народной культуре.

-  продолжают формироваться навыки поисковой деятельности; развился интерес к изучению традиций русского  и мордовского народа, к его играм, фольклору.

Таким образом – инновационный педагогический опыт стал фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовными ценностями и нравственно-патриотическими чувствами, уважающими культурное историческое прошлое и настоящее России, ориентированное на толерантность.

В дальнейшем буду продолжать  работу по духовно-нравственному воспитанию, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приближать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю,  к его культурным традициям. Это одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть нравственно воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение. Ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Духовно – нравственное воспитание у дошкольников - процесс не простой и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно   в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, надо уметь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка родителей в решении задач воспитания подрастающего поколения.

Прежде чем начать работу по духовно-нравственному воспитанию с детьми, я постаралась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование среди родителей воспитанников. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа, семьи, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Информацию о накопленном мною положительном опыте  «Духовно -  нравственное воспитание  старших дошкольников культурными традициями своего народа»  открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.

С целью распространения положительного педагогического опыта, размещаю опыт работы и его описание на сайте детского сада и на интернет сайтах:

 https://nsportal.ru/malaeva-olga-borisovna

 http://www.maam.ru/users/1607809
 

а так же делилась с опытом работы на  Городском образовательном семинаре организованным на базе МДОУ «Детский сад № 99 комбинированного вида». «Приобщение детей к народным календарным праздникам и обрядам как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»;   выступила с  докладом «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного наследия» в ГБУ ДПО «Мордовском Республиканском институте образования» на Образовательном форуме «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русского народа

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна традициях русского народа Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое...

Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

Духовно нравственному воспитанию на культурных традициях своего народа

Наиболее ярко представлены народные традиции, обряды, отражающие крестьянский быт, явления природы, связанные со сменой времен года, на праздниках....

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном ДОУ в рамках ФГОС ДО» от 28.04.2021

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном ДОУ в рамках ФГОС ДО» от 28.04.2021...

Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»

Описание педагогического опыта Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»...