Проект по нравственному воспитанию дошкольников "Азбука доброты"
проект (старшая группа)
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;
учат злу – в результате будет зло –
ибо ребенок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Азбука доброты" | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 31 села Святогорье Муниципального района имени Лазо Хабаровского края
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«АЗБУКА ДОБРОТЫ»
Разработала –
Воспитатель 1-й категории
Кузьмина АВ
С. Святогорье
2020
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;
учат злу – в результате будет зло –
ибо ребенок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать».
В.А.Сухомлинский
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
В соответствии с ФГОС ДО, раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Поэтому, у детей нужно формировать не только представления о нормах поведения, а прежде всего - нравственные чувства.
Для решения данной проблемы я разработала проект «Азбука доброты».
Вид проекта: информационно-творческий.
Тип проекта: групповой, среднесрочный.
Срок реализации: январь - май
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта: Обогатить и углубить знания детей дошкольного возраста о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
- формировать понятие, что такое доброта, добрые поступки;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развивать детское творчество через совместную деятельность взрослых и детей;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки;
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- воспитывать бережное отношение к природе и труду;
- способствовать созданию в группе доброжелательной, дружеской атмосферы;
- повышать педагогическую грамотность родителей.
Проектная идея.
В ходе работы над проектом, подвести детей к пониманию того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг.
Методическое обеспечение:
Для успешной реализации проекта была преобразована предметно-развивающая среда в группе: были пополнены развивающие центры, созданы дидактические игры, разработаны картотеки бесед, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, приготовлены материалы для продуктивной и художественной деятельности детей, подобраны сюжетные картинки.
Принципы
Основу проекта составляют принципы:
1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.
2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.
3. Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую деятельность.
4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в справедливом отношении к детям.
5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.
6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Важность коллектива проявляется:
а) в воспитании у детей основных норм и правил отношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, человечности);
б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных увлечений;
в) в раскрытии индивидуальности ребенка;
г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;
д) во взаимовлиянии детей друг на друга.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей используются соответствующие методы и приемы воспитания и планируется его конкретное содержание. В процессе воспитания нужно учитывать также индивидуальные особенности ребенка, обусловливаемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от чуткого изучения педагогом поведения каждого ребенка с применением соответствующих методов и приемов его воспитания
Формы организации проекта:
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей четкого представления о доброте и добрых поступках;
- повышение интереса у детей к совместной творческой деятельности со взрослыми;
- применение детьми навыков доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;
- формирование у детей стремления совершать добрые поступки;
- осознание детьми значимости разных профессий;
- формирование у детей осознанно бережного отношения к природе;
- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских отношений между детьми;
- повышение педагогической грамотности родителей;
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
- поиск, изучение и обработка информации;
- создание проблемы и постановка целей и задач;
- работа над методической литературой, подбор игр, подготовка наглядно- демонстрационных пособий;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- разработка НОД;
- подборка материалов для консультаций.
2 этап - основной
- работа над проектом;
- реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности;
-сотрудничество с родителями.
3 этап - заключительный
- проведение итогового занятия;
- подведение итогов.
Схема реализации проекта
Работа с детьми | ||
1. | Познавательное развитие
| Беседы: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Как ты помогаешь маме?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец» Непрерывная образовательная деятельность: «Дружба начинается с улыбки», «Дорогами добра», «Сказки учат нас добру». Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему. |
2. | Речевое развитие | Составление описательных рассказов: Рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела». Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия». «Кто больше скажет добрых и теплых слов». Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Аким «Жадина», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Осеева «Плохо», Е.Благинина «Подарок» Е. Алябьев «Добрым быть приятно», В. Катаев «Цветик-семицветик». Русские народные сказки. Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре. |
3. | Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность | Разучивание считалок и мирилок. Дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково», «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй», «Скажи ласковое слово другу», «Вежливые слова». С/р игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин». Дежурство по столовой, ремонт книг, помощь в уходе за комнатными растениями, помощь в уборке снега на участке во время прогулки. Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка». |
4. | Физическое развитие | Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички». «Ручеек», «Ловишки», Веселые старты». |
5 | Художественно-эстетическое развитие | Прослушивание песен о дружбе «Улыбка»; Изготовление поздравительного плаката ко дню мам; лепка «Подарок другу» Акция «Подари улыбку»; Создание Солнышка добра (правила вежливости). |
Сотрудничество с родителями по реализации проекта по нравственному воспитанию «Азбука доброты».
Беседы с родителями на выяснение их мнения по данной теме.
Консультации:
-«Воспитание добротой»;
- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
- «Воспитание примером».
Анкетирование «Нравственное воспитание ребенка».
Рекомендации:
- «Вежливость воспитывается вежливостью».
Советы для родителей:
- «Умение воспитывать в детях доброту».
Памятки «Воспитываем в ребенке доброту», «Ребенок – зеркало семьи».
Папка-передвижка «Детская вежливость».
Предложить родителям совместно с детьми создать генеалогическое древо своей семьи.
Предложить родителям участие в акции «Подарите нам улыбку»
Подготовить с ребенком рассказ о добрых поступках членов семьи.
Обновление информационного стенда для родителей.
Заключение
В процессе реализации проекта «Азбука доброты» предполагаемые результаты были достигнуты:
- обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания;
- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков
- пополнился словарный запас детей;
- научились честно оценивать свои поступки;
- дети с удовольствием участвовали в творческих мероприятиях совместно с родителями и воспитателем;
- дети стали бережнее относиться к окружающему миру, прониклись заботой о птицах, домашних животных;
- в группе была создана атмосфера доброжелательности и тепла;
- повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания;
- повысился интерес к профессиям.
- мной был накоплен определенный опыт в вопросах нравственного воспитания дошкольников;
По итогам проекта: была организована акция для родителей «Подарите нам улыбку»; создана коллективная поздравительная открытка для мам; проведена акция «Не бросайте птиц зимой» (изготовление кормушки); создали «Солнышко Добра» (добрые советы) в подарок для детей младшей группы; дети совместно с родителями приготовили рисунки «Моя семья»; выполнена презентация проекта.
В самом начале своей работы я задалась вопросом: «А нужна ли она – доброта, современным детям и их родителям». Конечно, нужна – это ценность у которой нет срока годности. Во все времена воспитание доброты, отзывчивости, умение сопереживать другим людям, совершать благородные поступки не потеряет своей актуальности. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Он получает опыт общения, учится правильно себя вести с близкими ему людьми, усваивает традиции и культуру своего народа. Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.
Дари добро, что так необходимо
Ему любой безмерно будет рад
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И все к тебе вернется во сто крат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по нравственному воспитанию старших дошкольников "Азбука доброты"
Педагогический проект "Азбука доброты"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» в средней группе.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаРешая задачи воспитания, необходимо опереться на разумн...
Проект по нравственному воспитанию «Доброта в ладошках»
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений веж...
Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...
Проект по нравственному воспитанию «Дарите людям доброту!»
Проект по нравственному воспитанию «Дарите людям доброту!»...
проект по нравственному воспитанию в средней группе "Добро и доброта!"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОБРО И ДОБРОТА!»Воспитатель:Дырда Елена Сеергеевна Образовательные области:Социально коммуникативное развитие;Познавательное развити...