Инновационный проект «Песочная терапия, как средство адаптации и развития детей младшего возраста»
проект (младшая группа)

Юрьева Светлана Владимировна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inn_proekt_pesok.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Песочная терапия, как средство адаптации и развития детей младшего возраста»

Светлана Владимировна Юрьева, воспитатель МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г.Тамбов


Тип проекта: cреднесрочный, творческий, практический, игровой.

Участники проекта: дети, воспитатель Юрьева С.В., родители воспитанников.

Срок реализации проекта: среднесрочный (декабрь-май).

Актуальность проекта:

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.

К. Д. Ушинский писал«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Цель: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

способствовать адаптации малышей к новым условиям, установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;

способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

обеспечивать (создать) комфортные условия пребывания в ДОУ, что сократит период адаптации к условиям ДОУ;

способствовать функциональному вовлечению родителей в общую работу по привыкания ребенка к условиям ДОУ.

Ожидаемый результат:

1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2. Развивается «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».

3. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика.

4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5. Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации, период адаптации проходит легче.

6. Устанавливаются доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

Реализацию проекта осуществляли в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

- Перспективное планирование проекта.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление

информационного уголка для родителей и педагогов.

II этап – основной (практический).

- Реализация проекта в соответствии с планом.

III этап – заключительный.

Анализ проведённой работы:

-Анкетирование родителей по результатам адаптации (реализации проекта).

- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

Презентация проекта:

- Организация фотовыставки по проекту «Из жизни детей в детском саду»;

- Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости».

Предварительная работа.

1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме (проблеме).

2. Приобретение кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

3. Составление картотеки игр с кинетическим песком.

4. Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки, песен для прослушивания детьми.

5. Подготовка места для игр с кинетическим песком.

Взаимодействие с родителями:

Месяц Мероприятия

Декабрь Родительское собрание«Здравствуй, детский сад! Мы вместе»

Памятка для родителей "Первые дни пребывания в детском саду".

Консультация: «Необычные материалы для развития детей: Кинетический песок».

Январь Папка-передвижка: «Кинетический песок своими руками. Способ приготовления».

Консультация«Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»

Февраль Мастер – класс для родителей

«Играя с песком, развиваемся и познаём».

Март Творческая мастерская «Рисование песком»

Папка-передвижка «Игры с кинетическим песком для детей раннего возраста»

Апрель-май Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости»

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Образовательные области

Формы и методы работы

Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП«Один и много»«Большой – маленький» (формочки, ведерки, трафареты, печатки, кинетический песок)

Ознакомление с предметным окружением«Найди такой же», д/и, направленные на появление обобщающих понятий «Игрушки»«Посуда»«Одежда»

Ознакомление с миром природы: д/и «Дождик»«Веселая ферма»«Дикие животные»«Фрукты»«Овощи».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Д/и «Ручеек»«Подарок на всех»«Секретики»«Мое настроение»«Кукла Катя в детском саду»«Кукла Катя ест кашу»«Кукла Катя собирается на прогулку»«Уложим куклу Катю спать»

Образовательная область «Речевое развитие» Чтение потешек «Кто у нас хороший»«Жили-были сто ребят»«Ай, лады-лады-лады…»«Водичка, водичка…» «Я пеку, пеку, пеку…»«Сорока-белобока».

д/и «Кто как кричит?»«Катины помощники»«Разноцветный сундучок»«Как зовут зверя?».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» Рисование песком, на песке, трафареты, штампики, печатки.

Конструирование«Заборчик»«Башенка»«Домик». Строительные игры с использованием песка в групповом помещении и на улице.

Слушание музыки«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Вы- сотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Пляска с куклами» сл. A. Ануфриевой; колыбельные.

Образовательная область «Физическое развитие» Подвижные игры «Зайка беленький сидит»«Через ручеек»«Поезд».

Планирование работы по теме

Месяц Тема занятия, оборудование Ход занятия Совместная деятельность

Сентябрь

“В гостях у Песочной Феи. Знакомство”

Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей, которая любит детей, игрушки. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир. От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице. Мини-истории «Песочные человечки»

Структура:

Тактильная разминка

Создание сказочной ситуации

Практическое задание по сюжету

Поощрение детей за помощь человечкам

«Знакомство с песком»

(контейнер, песок) Педагог просит по-разному “поздороваться с песком”, то есть различными способами дотронуться до песка. • Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• Легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• Дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

Октябрь

«Песочные прятки»

(контейнер, песок, киндер-игрушки, лопатки, палочки, кисточки) Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу«Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Чтение А. Барто «Игрушки»

Игровое упражнение:

«Помоги найти игрушку».

Д/и «Волшебный мешочек»

«Песочный праздник»

(контейнер, песок, большая кукла, формочки, подносы) У куклы Кати день рождения. Выпекаем из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торты). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Затем ребенок “угощает” пирожками взрослых, кукол. Игровые упражнения:

«Напоим куклу Катю чаем»,

«У Мишки день рождения».

Ноябрь

Декабрь

«Песочный круг»

различные предметы: камешки, пуговицы, и др. ; контейнер, песок) Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Рисование на песке пальчиком.

Д/и «Волшебный мешочек»

«Я пеку, пеку, пеку»

(контейнер, песок, формочки, лопатка,

стека-нож, тарелочки) Выпекаем из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торты). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно “выпекать” и руками, перекладывая песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок “угощает” пирожками взрослых, кукол.

Чтение потешки «Я пеку, пеку, пеку…»

Д/и «Чаепитие»

Игровое упражнение:

«Напоим куклу Катю чаем»«У Мишки день рождения».

«Секретики»

(глубокий контейнер, песок, палочки, кисточки, перышки)

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую кисточку, палочку.

Игровое упражнение:

«Помоги найти игрушку».

Д/и «Волшебный мешочек»

«Песочные строители»

(контейнер, песок,

киндер-игрушки, формочки)

Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома круглой формы, медведь - только прямоугольной, а волк хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.

Чтение А. Барто «Строители»

Игровое упражнение:

«Помоги построить домики».

Д/ и«Кто где живет?»

Январь

«Необыкновенные следы»

(контейнер, песок, формочки, палочки)

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслаблен-ными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях)«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. «Крокозябла» - ребенок оставляет на песке самые разнообразные следы. Игровая ситуация:

«В гости к нам пришли зверята».

Просмотр мультфильма«Маша и медведь»

Прослушивание аудио-записи«Песенка про следы».

Рисование«В мире по следам любого узнавать умею я …» - коллективная работа (печатание штампами).

«Песочный детский сад» Поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек- «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка. Игровая ситуация:

«Кукла Катя ест кашу»

«Кукла Катя собирается на прогулку»

«Уложим куклу Катю спать»

Итог:

Организуя работу с кинетическим песком, обратили внимание на то, что песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.

Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице, мы стабилизируем их эмоциональное состояние.

Определение перспективы:

Продолжить работу в данном направлении. Мотивировать детей по окончании работы над проектом на дальнейшую познавательную деятельность с кинетическим песком.

Приложения

Картотека игр с кинетическим песком:

«Норки для мышки»

Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ход: Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ход: Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

«Заборчики»

Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений.

Ход: Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек (За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.

«Игра на пианино»

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе.

Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Отпечатки»

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит»). Затем произвольно лепит изделия.

«Собери грибы»

«Ты корзину в лес бери,

Там грибы мне собери.

Удивишься ты, мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Рыжики, волнушки

Найди-ка на опушке!»

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

«Следы»

Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы).

«Загадка»

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее

найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

«Секретики»

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

«Сапер»

Рука одного играющего превращается в «мину» : она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Готовим печенья и кексы»

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.

«Тренируем навыки владения ножом»

Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб»«масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

«Кто выше»

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры. Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков. Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.

«Угадайка»

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

«Лепим из кинетического песка»

Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками! Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку трафареты.

План-конспект занятия с кинетическим песком

в группе раннего возраста

“В гостях у Песочной Феи. Знакомство”

Задачи:

знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развитие тактильной чувствительности, сенсорных представлений; развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои ощущения; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

пластиковые короба, кинетический песок, Песочная Фея (маленькая куколка, колокольчик, таз с водой и полотенца для мытья рук.

Ход занятия:

Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей: “Песочная Фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир”.

От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице: “Песочная Фея просит тебя, малыш, беречь песчинки – не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики”.

Педагог от имени Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной, перетирает песок между пальцами, ладонями (старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения).

От имени Феи педагог говорит: “В моей стране может идти необычный песочный дождик. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит”. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика, мытьем рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста

Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...

Песочная анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста

Песочная анимация — (рисование при помощи песка) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию п...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребёнок раннего возрас...

«Песочная анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста»

laquo;Песочная анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста» Песочная анимация — (рисование при помощи песка) появилась в 1970-х годах XX-го века. ...