Нравственная беседа по литературному произведению Е.Чарушина "Про зайчат" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Шляпина Юлия Владимировна

Беседа, направленная на формирование начал нравственного сознания у старших дошкольников (понятия сострадание, милосердие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственная беседа по литературному произведению

Е. Чарушина «Про зайчат» (старший дошкольный возраст)

Задачи:

- развитие нравственных чувств и эмоций (добро, сострадание, милосердие);

- формирование нравственно-ценной лексики, развитие способности высказывать нравственные суждения;

- формирование умения определять и дифференцировать противоположные моральные понятия «сострадание (милосердие) – бездушие».

Методы и приёмы: вопросы; объединение картинок в соответствии с нравственно-направленной темой «Милосердие».

Оборудование: картинки с изображением зайчат; картинки с изображением маленьких детей, стариков, инвалидов, больных людей, бедных, животных, растений; мультимедийная установка для показа презентации.

Ход беседы:

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ Евгения Чарушина, который называется «Про зайчат» и поговорим о сострадании (милосердии).

Детям показывается картинка с зайчатами.

- Посмотрите, кто изображен на картинке? (зайчата).

- Какие зайчата? Как про них можно сказать? (они маленькие, пушистые, мягкие).

- А ещё можно сказать, что они похожи на мохнатые, пушистые шарики.

- Кто знает, чем питаются маленькие зайчата, когда они только родились? (травкой).

- Зайчата ещё очень маленькие, не умеют есть травку, они сосут молочко мамы – зайчихи. Их называют сосунками, а маму – кормилицей.

- А как вы думаете, кошка может кормить маленьких зайчат? (предположения детей: нет).

- Но вот однажды такое произошло и об этом написал Евгений Чарушин в своём рассказе «Про зайчат». Послушайте внимательно, как это произошло.

Первичное чтение рассказа. Уточнение героев, событий.

- О ком говорится в рассказе? (о двух зайчатах).

- Какие события описаны в рассказе? (мальчики спасли двух маленьких зайчат, принесли их домой; кошка стала их кормилицей, когда они выросли, убежали в лес).

- Почему зайчата чуть не умерли с голоду? (они были маленькие, не могли кушать сами).

- Как же спасли зайчат, кто им помог? (спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей).

- Какие были зайчата? Как их описывает Евгений Чарушин? («Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят»).

- Сейчас я прочитаю этот рассказ ещё раз, а вы запомните и дома расскажете своим родным эту интересную историю.

Вторичное чтение рассказа.

- Ребята, почему только четвертая кошка смогла стать кормилицей для зайчат, как вы думаете? (потому что у неё умерли котята и она их везде искала).

- Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.

- А почему же зайчата убежали в лес, когда подросли? (зайцы – дикие животные, не могут жить в неволе, им в лесу вольнее).

- А вам понравилось, как поступили мальчишки? Почему?

- Мальчишки спасли зайчат, иначе они бы умерли с голоду. Какое нравственное качество их отличает? (сострадание, милосердие).

- А какое противоположное милосердию качество? (бездушие).

- Какого человека называют бездушным? (того, кто думает только о себе; не замечает, когда близким людям плохо, когда им нужна помощь).

- Каким стал Кай из сказки «Снежная Королева», когда ему в глаз и в сердце попали льдинки? Можно ли назвать его бездушным? Почему?

- Ребята, давайте с вами поговорим о милосердии.

- Сейчас я вам прочту стихотворение Виктора Павлова о милосердии.

Милосердие в моём понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь,

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет – одень,

Если голоден – накорми,

Если жаждет он – напои,

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

- Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.

- Ребята, а вам было когда-нибудь кого-нибудь жалко? Расскажите об этом.

- А как вы считаете, кто нуждается в милосердии? Я предлагаю вам выбрать из данных картинок ответ на мой вопрос и обосновать его. (детям предлагаются картинки, на которых изображены маленькие дети, старики, инвалиды, больные люди, бедные, животные, растения).

- Да, помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи, всем тем, кто обделён вниманием. Не зря русская пословица гласит: «За добро добром и платят».

- А сейчас давайте вместе с вами вспомним, кто из героев книг или мультфильмов, также как и наши мальчишки, проявили милосердие?

Показ презентации: К. Чуковский «Доктор Айболит», сказка Сутеева «Мешок яблок», сказка «Мороз Иванович», В. Катаев «Цветик – семицветик», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (в презентации показаны соответствующие отрывки из произведений).

- Ну вот и подошла к концу наша беседа. Какое произведение мы сегодня читали? Вам понравился рассказ Евгения Чарушина? О каком нравственном качестве мы говорили? Что нового вы узнали?

Приложения

Приложение 1

Евгений Чарушин «Про зайчат»

Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:

— Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!

А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.

— Да что ты, Никитушка, — говорю, — что с тобой?

А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.

Тут пришла мама и всё мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита всё перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай кроликов».

Взяли мы зайчат, стали они у нас жить.

Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.

Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют... Сыты, что ли?

А спустили их на пол — они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их... Должно быть, ищут мать-зайчиху.

Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки ещё.

Тут в комнату пришёл Томка, наш пёс. Тоже захотел посмотреть на зайчат. Они, бедняжки, на Томку наскочили, лезут на него... Томка зарычал, огрызнулся и убежал.

Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду.

Думали мы, думали, и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу-кошку.

Кошка лежала на лавке у соседнего дома, кормила своих котят. Она такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный.

Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом, чуть не воет. Да ну её!

Пошли мы другую кормилицу искать.

Видим, на завалинке лежит кошка, вся чёрная, с белой лапой. Мурлычет кошка, нежится на солнышке... А как взяли да подложили к ней зайчат, она сразу же все когти выпустила и ощетинилась. Тоже не годится в кормилицы! Отнесли мы её обратно.

Стали третью кошку искать.

Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук да как бросится на зайчат, как на мышей.

Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.

Наверное, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка — четвёртая. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их... Рыженькая такая, худая; мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого.

Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко!

А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала — и даже песенку замурлыкала.

Значит, всё в порядке.

Много дней кормила кошка зайчат.

Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит:

— Вот так чудо, кошка зайцев кормит!

Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить.

А кошка завела себе настоящих котят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).

НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЛЕДАМ ВОСПРИНЯТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – СКАЗКА «ГОСПАЖА МЕТЕЛИЦА»» подготовительная группа

Развивать интерес к  созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить передавать в рисунке сказочных героев в д...

Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"

Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»

Цель: речевое развитиедетей второй младшей группев интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.Задачи: Обучающие:Обогащать знания детей о вежливых словах,...

НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).

НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....

Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...