Нравственная беседа по литературному произведению Е.Чарушина "Про зайчат" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Беседа, направленная на формирование начал нравственного сознания у старших дошкольников (понятия сострадание, милосердие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственная беседа по литературному произведению Е.Чарушина "Про зайчат" | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственная беседа по литературному произведению
Е. Чарушина «Про зайчат» (старший дошкольный возраст)
Задачи:
- развитие нравственных чувств и эмоций (добро, сострадание, милосердие);
- формирование нравственно-ценной лексики, развитие способности высказывать нравственные суждения;
- формирование умения определять и дифференцировать противоположные моральные понятия «сострадание (милосердие) – бездушие».
Методы и приёмы: вопросы; объединение картинок в соответствии с нравственно-направленной темой «Милосердие».
Оборудование: картинки с изображением зайчат; картинки с изображением маленьких детей, стариков, инвалидов, больных людей, бедных, животных, растений; мультимедийная установка для показа презентации.
Ход беседы:
- Сегодня мы с вами будем читать рассказ Евгения Чарушина, который называется «Про зайчат» и поговорим о сострадании (милосердии).
Детям показывается картинка с зайчатами.
- Посмотрите, кто изображен на картинке? (зайчата).
- Какие зайчата? Как про них можно сказать? (они маленькие, пушистые, мягкие).
- А ещё можно сказать, что они похожи на мохнатые, пушистые шарики.
- Кто знает, чем питаются маленькие зайчата, когда они только родились? (травкой).
- Зайчата ещё очень маленькие, не умеют есть травку, они сосут молочко мамы – зайчихи. Их называют сосунками, а маму – кормилицей.
- А как вы думаете, кошка может кормить маленьких зайчат? (предположения детей: нет).
- Но вот однажды такое произошло и об этом написал Евгений Чарушин в своём рассказе «Про зайчат». Послушайте внимательно, как это произошло.
Первичное чтение рассказа. Уточнение героев, событий.
- О ком говорится в рассказе? (о двух зайчатах).
- Какие события описаны в рассказе? (мальчики спасли двух маленьких зайчат, принесли их домой; кошка стала их кормилицей, когда они выросли, убежали в лес).
- Почему зайчата чуть не умерли с голоду? (они были маленькие, не могли кушать сами).
- Как же спасли зайчат, кто им помог? (спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей).
- Какие были зайчата? Как их описывает Евгений Чарушин? («Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят»).
- Сейчас я прочитаю этот рассказ ещё раз, а вы запомните и дома расскажете своим родным эту интересную историю.
Вторичное чтение рассказа.
- Ребята, почему только четвертая кошка смогла стать кормилицей для зайчат, как вы думаете? (потому что у неё умерли котята и она их везде искала).
- Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.
- А почему же зайчата убежали в лес, когда подросли? (зайцы – дикие животные, не могут жить в неволе, им в лесу вольнее).
- А вам понравилось, как поступили мальчишки? Почему?
- Мальчишки спасли зайчат, иначе они бы умерли с голоду. Какое нравственное качество их отличает? (сострадание, милосердие).
- А какое противоположное милосердию качество? (бездушие).
- Какого человека называют бездушным? (того, кто думает только о себе; не замечает, когда близким людям плохо, когда им нужна помощь).
- Каким стал Кай из сказки «Снежная Королева», когда ему в глаз и в сердце попали льдинки? Можно ли назвать его бездушным? Почему?
- Ребята, давайте с вами поговорим о милосердии.
- Сейчас я вам прочту стихотворение Виктора Павлова о милосердии.
Милосердие в моём понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь,
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он – напои,
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
- Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.
- Ребята, а вам было когда-нибудь кого-нибудь жалко? Расскажите об этом.
- А как вы считаете, кто нуждается в милосердии? Я предлагаю вам выбрать из данных картинок ответ на мой вопрос и обосновать его. (детям предлагаются картинки, на которых изображены маленькие дети, старики, инвалиды, больные люди, бедные, животные, растения).
- Да, помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи, всем тем, кто обделён вниманием. Не зря русская пословица гласит: «За добро добром и платят».
- А сейчас давайте вместе с вами вспомним, кто из героев книг или мультфильмов, также как и наши мальчишки, проявили милосердие?
Показ презентации: К. Чуковский «Доктор Айболит», сказка Сутеева «Мешок яблок», сказка «Мороз Иванович», В. Катаев «Цветик – семицветик», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (в презентации показаны соответствующие отрывки из произведений).
- Ну вот и подошла к концу наша беседа. Какое произведение мы сегодня читали? Вам понравился рассказ Евгения Чарушина? О каком нравственном качестве мы говорили? Что нового вы узнали?
Приложения
Приложение 1
Евгений Чарушин «Про зайчат»
Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:
— Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!
А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.
— Да что ты, Никитушка, — говорю, — что с тобой?
А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.
Тут пришла мама и всё мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита всё перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай кроликов».
Взяли мы зайчат, стали они у нас жить.
Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.
Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют... Сыты, что ли?
А спустили их на пол — они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их... Должно быть, ищут мать-зайчиху.
Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки ещё.
Тут в комнату пришёл Томка, наш пёс. Тоже захотел посмотреть на зайчат. Они, бедняжки, на Томку наскочили, лезут на него... Томка зарычал, огрызнулся и убежал.
Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду.
Думали мы, думали, и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу-кошку.
Кошка лежала на лавке у соседнего дома, кормила своих котят. Она такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный.
Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом, чуть не воет. Да ну её!
Пошли мы другую кормилицу искать.
Видим, на завалинке лежит кошка, вся чёрная, с белой лапой. Мурлычет кошка, нежится на солнышке... А как взяли да подложили к ней зайчат, она сразу же все когти выпустила и ощетинилась. Тоже не годится в кормилицы! Отнесли мы её обратно.
Стали третью кошку искать.
Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук да как бросится на зайчат, как на мышей.
Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.
Наверное, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка — четвёртая. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их... Рыженькая такая, худая; мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого.
Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко!
А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала — и даже песенку замурлыкала.
Значит, всё в порядке.
Много дней кормила кошка зайчат.
Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит:
— Вот так чудо, кошка зайцев кормит!
Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить.
А кошка завела себе настоящих котят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).
НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....
Картотека анализа литературных произведений с детьми 2 младшей группы
Картотека литературных произведений...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЛЕДАМ ВОСПРИНЯТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – СКАЗКА «ГОСПАЖА МЕТЕЛИЦА»» подготовительная группа
Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить передавать в рисунке сказочных героев в д...
Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"
Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»
Цель: речевое развитиедетей второй младшей группев интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.Задачи: Обучающие:Обогащать знания детей о вежливых словах,...
НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).
НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....
Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...