Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ «Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»
статья на тему

Бундеева Ирина Леонидовна

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. ТРИЗ помогает сохранить в ребенке волшебника, творца. Дети  на  занятиях  с  использованием ТРИЗ, не  маленькие  «роботы», поднимающие  и  опускающие  руки, они  первооткрыватели, изобретатели, личности, которые  могут задавать  взрослому  любой вопрос, могут  воображать. Они  не  боятся  вести  поиск  и  ошибаться. На  таких  занятиях  дети  раскрепощены, снимается «психологическая  перегрузка», повышается  самооценка.                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. ТРИЗ помогает сохранить в ребенке волшебника, творца. Дети  на  занятиях  с  использованием ТРИЗ, не  маленькие  «роботы», поднимающие  и  опускающие  руки, они  первооткрыватели, изобретатели, личности, которые  могут задавать  взрослому  любой вопрос, могут  воображать. Они  не  боятся  вести  поиск  и  ошибаться. На  таких  занятиях  дети  раскрепощены, снимается «психологическая  перегрузка», повышается  самооценка.                    Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей. ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ. Остановимся кратко на основных:                                                                                                             1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.  Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Например, - съесть конфету – хорошо. Почему? (потому, что она сладкая) Сладкая конфета – это плохо. Почему? (могут заболеть зубы). То есть вопросы идут по цепочке. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.                                                              2. Синектика – это так называемый метод аналогий:                                                    а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Пример, детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д.                                б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Пример, вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д. Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.                                          в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке. Пример,    нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение.               3. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом. Пример, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» —  живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.           4. Данетка – этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.               - Этот овощ растет у нас на даче?                                                                                    - Его кладут в борщ?                                                                                                                 - Он красный?...                                                                                                           5. Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.                                    Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.                                              Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.                                                                                    Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга.  Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие». Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.                                                    Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.                                                                                           Использование технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. В результате использования технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности выделяются следующие положительные стороны:                                   - Формируется диалектика и логика; способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.                                                                                                         - У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.                                                                          - Способствует развитию наглядно-образного, причинного мышления, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ.

laquo;Развитие элементарных математических представлений дошкольников через применение ТРИЗ-технологий....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»

laquo;Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»В период самоизоляции и просто, если нет возможности прямого общения с воспитанниками, актуальным становится вопрос для...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования  «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».          ...

Выступление на педагогическом совете "Творческий педагог-творческие дети"

В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его про...

Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...