Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ «Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»
статья на тему
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. ТРИЗ помогает сохранить в ребенке волшебника, творца. Дети на занятиях с использованием ТРИЗ, не маленькие «роботы», поднимающие и опускающие руки, они первооткрыватели, изобретатели, личности, которые могут задавать взрослому любой вопрос, могут воображать. Они не боятся вести поиск и ошибаться. На таких занятиях дети раскрепощены, снимается «психологическая перегрузка», повышается самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. ТРИЗ помогает сохранить в ребенке волшебника, творца. Дети на занятиях с использованием ТРИЗ, не маленькие «роботы», поднимающие и опускающие руки, они первооткрыватели, изобретатели, личности, которые могут задавать взрослому любой вопрос, могут воображать. Они не боятся вести поиск и ошибаться. На таких занятиях дети раскрепощены, снимается «психологическая перегрузка», повышается самооценка. Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей. ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ. Остановимся кратко на основных: 1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Например, - съесть конфету – хорошо. Почему? (потому, что она сладкая) Сладкая конфета – это плохо. Почему? (могут заболеть зубы). То есть вопросы идут по цепочке. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. 2. Синектика – это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Пример, детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д. б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Пример, вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д. Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке. Пример, нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение. 3. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом. Пример, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи. 4. Данетка – этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку. - Этот овощ растет у нас на даче? - Его кладут в борщ? - Он красный?... 5. Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности. Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети. Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга. Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие». Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое. Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась. Использование технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. В результате использования технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности выделяются следующие положительные стороны: - Формируется диалектика и логика; способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. - У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - Способствует развитию наглядно-образного, причинного мышления, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ.
laquo;Развитие элементарных математических представлений дошкольников через применение ТРИЗ-технологий....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...
Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»
Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»
laquo;Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»В период самоизоляции и просто, если нет возможности прямого общения с воспитанниками, актуальным становится вопрос для...
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК». ...
Выступление на педагогическом совете "Творческий педагог-творческие дети"
В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его про...
Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...