Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ.
методическая разработка на тему

Cидорова Вера Ивановна

«Развитие элементарных математических представлений дошкольников через применение ТРИЗ-технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие элементарных математических представлений дошкольников через применение ТРИЗ-технологий.

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта Генрих  Альтшуллер

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).   Жизнь в наши дни не стоит на месте. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Всё грандиозное начинается с малого.    

Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…» Так считал основатель теории Генрих СауловичАльтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Формируя  элементарные математические представления у воспитанников на основе этой системы я убедилась в том, что

ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобразительной деятельности);

ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

В своей работе я использую словесные игры. В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»

Высоко – низко

Далеко – близко

Впереди – сзади

День – ночь

Вверху – внизу

Мало – много

Узкий – широкий

На противоречия задаю вопросы:

• Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)

• Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)

• Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)

• Длинным и коротким (резинка, указка,  складная линейка)

• Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, и т. д.)

• В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик», «Горшок каши»)

 Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые мною на математике:    

1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.

• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Следующая игра,  это

«Чем был - чем стал»Сколько нужно прибавить, чтобы получился домик

Цель: упражнять в увеличении или уменьшении геометрических фигур.

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления я использую дидактическую игру «Город загадок»,

Цель игры: закрепление знаний детей о форме.

Задачи:

  • учить детей употреблять в речи слова: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • учить детей группировать объекты по форме;
  • развивать мышление, память.

  • Так же в своей работе я использую такой приём, как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.

 «Волшебным паровозиком».

Воспитатель показывает модель паровозика с тремя вагонами и комментирует: Этот паровозик необычный, он любит пересаживать своих пассажиров в разные вагоны: - первый вагон называется «Что было?», второй вагон называется «Сейчас», третий вагон называется «Что будет?». Пассажиры очень любят пересаживаться в разные вагоны, а вы хотите поиграть с этим паровозом?

 «Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости.

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.

- Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые мною на математике:    

«Раньше – позже»

«Где живёт?»

«Игра «Да – нет - ка».

Игра «Кем был раньше?»

Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры.  

Игра «Раньше -позже»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход игры

Ведущий называет какую

либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого

или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже

?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой

-

либо ответ

ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого то из

детей попросить рассказать последовательность событий.

«Где живет?»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 3?

Дети: В днях недели, в месяцах года,в адресе нашего детского сада и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 5?

Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки,

- Молодцы вы правильно ответили на вопросы.

- Хочу познакомить вас с игрой «Да – нет - ка» на сравнение систем. Существует множество вариаций этой игры, но сегодня хотелось бы остановиться на двух вариантах, это игра «Да – нет - ка» на плоскости и «Да – нет - ка» с использованием цифр.

Игра «Да – нет - ка»

(с цифрами)

Цель: обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры:

- Сначала в игре я использую числовую ленту, для зрительного представления цифрового ряда, в дальнейшем для усложнения без нее.

- Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.

Например: загадана цифра.

Вопросы к ведущему:

Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет.

Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да.

Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да.

Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.

 Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход.

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

- Лошадь (жеребёнок)

- Шкаф (доска)

- Хлеб (мука)

- Дуб (жёлудь)

-Лягушка (головастик)

-Бабочка (гусеница)

-Рубашка (ткань)

-Рыба (икринка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете с учителями начальных классов Тема: «Взаимодействие педагогов дошкольного отделения с родителями»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ «Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосре...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность»

...Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии пе...

Выступление на педагогическом совете "Творческий педагог-творческие дети"

В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его про...

Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...

Выступление на педагогическом совете "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению к национальной культуре."

Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе  духовно-нравственных и социо-культурных ценностей. В связи с этим особую актуальность...