Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ.
методическая разработка на тему
«Развитие элементарных математических представлений дошкольников через применение ТРИЗ-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_dlya_pedagogov_dou_triz.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие элементарных математических представлений дошкольников через применение ТРИЗ-технологий.
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта Генрих Альтшуллер
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Жизнь в наши дни не стоит на месте. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Всё грандиозное начинается с малого.
Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…» Так считал основатель теории Генрих СауловичАльтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Формируя элементарные математические представления у воспитанников на основе этой системы я убедилась в том, что
• ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобразительной деятельности);
• ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;
В своей работе я использую словесные игры. В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»
Высоко – низко
Далеко – близко
Впереди – сзади
День – ночь
Вверху – внизу
Мало – много
Узкий – широкий
На противоречия задаю вопросы:
• Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)
• Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)
• Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)
• Длинным и коротким (резинка, указка, складная линейка)
• Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, и т. д.)
• В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик», «Горшок каши»)
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые мною на математике:
1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Следующая игра, это
«Чем был - чем стал»Сколько нужно прибавить, чтобы получился домик
Цель: упражнять в увеличении или уменьшении геометрических фигур.
При использовании в работе с детьми метода активизации мышления я использую дидактическую игру «Город загадок»,
Цель игры: закрепление знаний детей о форме.
Задачи:
- учить детей употреблять в речи слова: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- учить детей группировать объекты по форме;
- развивать мышление, память.
- Так же в своей работе я использую такой приём, как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.
«Волшебным паровозиком».
Воспитатель показывает модель паровозика с тремя вагонами и комментирует: Этот паровозик необычный, он любит пересаживать своих пассажиров в разные вагоны: - первый вагон называется «Что было?», второй вагон называется «Сейчас», третий вагон называется «Что будет?». Пассажиры очень любят пересаживаться в разные вагоны, а вы хотите поиграть с этим паровозом?
«Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости.
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.
- Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые мною на математике:
«Раньше – позже»
«Где живёт?»
«Игра «Да – нет - ка».
Игра «Кем был раньше?»
Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры.
Игра «Раньше -позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход игры
Ведущий называет какую
либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого
или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже
?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой
-
либо ответ
ребенка (мама кормила свою дочку) .
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого то из
детей попросить рассказать последовательность событий.
«Где живет?»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.
- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.
Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.
Воспитатель: Где живет цифра 3?
Дети: В днях недели, в месяцах года,в адресе нашего детского сада и т. п.
Воспитатель: Где живет цифра 5?
Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки,
- Молодцы вы правильно ответили на вопросы.
- Хочу познакомить вас с игрой «Да – нет - ка» на сравнение систем. Существует множество вариаций этой игры, но сегодня хотелось бы остановиться на двух вариантах, это игра «Да – нет - ка» на плоскости и «Да – нет - ка» с использованием цифр.
Игра «Да – нет - ка»
(с цифрами)
Цель: обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Ход игры:
- Сначала в игре я использую числовую ленту, для зрительного представления цифрового ряда, в дальнейшем для усложнения без нее.
- Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.
На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.
Например: загадана цифра.
Вопросы к ведущему:
Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет.
Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да.
Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да.
Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.
Игра «Кем был раньше?»
Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.
Ход.
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.
Например:
- Лошадь (жеребёнок)
- Шкаф (доска)
- Хлеб (мука)
- Дуб (жёлудь)
-Лягушка (головастик)
-Бабочка (гусеница)
-Рубашка (ткань)
-Рыба (икринка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете с учителями начальных классов Тема: «Взаимодействие педагогов дошкольного отделения с родителями»
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ «Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосре...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность»
...Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии пе...
Выступление на педагогическом совете "Творческий педагог-творческие дети"
В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его про...
Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...
Выступление на педагогическом совете "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению к национальной культуре."
Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей. В связи с этим особую актуальность...