ИГРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Основным понятием эмоциональной сферы человека выступают чувства. Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием его потребностям.
Еще существует великое множество эмоциональных состояний, одинаково относящихся и к чувствам и к эмоциям. В языке получили отражение и обозначаются словесными терминами только те, которые отличаются длительностью и переживаются чаще других.
Если взрослому человеку бывает трудно порой разобраться во всей сложности своих переживаний, тем более это тяжело для ребенка. Даже «извечные» эмоции голода, усталости и боли не всегда доступны детскому пониманию. «Что же сказать о тех, волнах внутренних переживаний, которые захлестывают его по мере расширения связей с окружающим миром? Очень важно понять состояние ребенка, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование. Таким образом, внимание ребенка будет фиксировано на этом чувстве и оно скорее войдет в его «эмоциональный фонд». Очень важно не пропустить такие трудные для маленького человека первые переживания сострадания, жалости или зависти. Дать им оценку, и словесное обозначение, чтобы помочь ребенку ориентироваться в безбрежном море собственных чувств.
Для развития эмоциональной сферы детей 4 - 5 лет была составлена игровая программа. Игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт были нацелены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Задачи программы включали в себя также: создание эмоционально положительного игрового пространства, снятие напряженности и снижение тревожности; повышение принятия ребенком себя; обучение азам понимания чувств (своих и других).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Основным понятием эмоциональной сферы человека выступают чувства. Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием его потребностям. Есть чувства легко переходящие в другие: страх в ненависть, доверие в симпатию. Есть чувства, которые не переходят в другие: досада не сменяется чувством гордости. Отношение может быть более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение, презрение ит.д.), и кратковременным, вызванным конкретной ситуацией (радость, печаль, стыд, и т.д.). Эти кратковременные переживания и называют эмоциями. Обычно отличают чувство от эмоции. Чувства развились на базе эмоций, при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений. Однако, границу между эмоцией и чувством провести не всегда легко [2 ] .
Еще существует великое множество эмоциональных состояний, одинаково относящихся и к чувствам и к эмоциям. В языке получили отражение и обозначаются словесными терминами только те, которые отличаются длительностью и переживаются чаще других. А.С. Пушкин писал, что предварительное знание позволяет замечать и испытывать ощущения, которые без этого знания не были бы осознаны. Словесное описание помогает закреплению эмоционального опыта; это один из путей воспитания чувств, в частности, у детей, подростков и юношества. Если взрослому человеку бывает трудно порой разобраться во всей сложности своих переживаний, тем более это тяжело для ребенка. Даже «извечные» эмоции голода, усталости и боли не всегда доступны детскому пониманию. «Что же сказать о тех, волнах внутренних переживаний, которые захлестывают его по мере расширения связей с окружающим миром? Очень важно понять состояние ребенка, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование. Таким образом, внимание ребенка будет фиксировано на этом чувстве и оно скорее войдет в его «эмоциональный фонд». Очень важно не пропустить такие трудные для маленького человека первые переживания сострадания, жалости или зависти. Дать им оценку, и словесное обозначение, чтобы помочь ребенку ориентироваться в безбрежном море собственных чувств. [2. С.28]
Развитие эмоций ребенка 4 – 5 лет имеет свои особенности. Прежде всего исследователи отмечают бурное развитие эмпатии (сопереживания) – пости-жение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми. «Что случилось?» Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого; печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти). В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя. Пятилетний ребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями. Это проявляется и развивается в ролевой игре дошкольников [3 ].
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в дошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть, эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства [6].
У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя [5].
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой — эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы делает их более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова - развиваются социальные эмоции.
Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение определенным объемом знаний (нормами поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям. Установлено, что социальные эмоции влияют не только на характер общения дошкольников со сверстниками, но и на развитие базовых эмоций, облегчают процесс вхождения ребенка в общество, и процесс осознания себя.
Определяя особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте Г.А Урунтаева отмечает прежде всего то, что: ребенок осваивает социаль-ные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства. [5]
Отношения ребенка с обществом опосредуются благодаря социальным эмоциям, возникающим у него при взаимодействии с миром. Эти эмоции являются важным условием социализации ребенка и определяют, т.о., про-цесс вхождения его в социум, поэтому старший дошкольный возраст так важен для всего последующего развития человека.
Программа занятий.
Для развития эмоциональной сферы детей 4 - 5 лет была составлена игровая программа. Игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт были нацелены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Задачи программы включали в себя также: создание эмоционально положительного игрового пространства, снятие напряженности и снижение тревожности; повышение принятия ребенком себя; обучение азам понимания чувств (своих и других).
Структура занятий:
Разминка.
Занятие по программе - игры, упражнения, беседы.
Групповое обсуждение. Ребята высказывались о том, что им было интересно, что - не очень, что было легко, что - трудно.
Показатели для педагогического наблюдения: спонтанность поведения, эмоциональные реакции на препятствия. Особое внимание пассивным детям, не включающимся в игру.
В структуре занятий основной акцент делался на групповое обсуждение, (с обязательным высказыванием каждого ребенка) происходящего «здесь и теперь», если не удавалось уложиться по времени, сокращались игры или упражнения, но обсуждение было обязательным.
Критерии эффективности занятия: спонтанное, естественное поведение детей, активность и положительный фон в процессе занятия.
Формат программы: программа рассчитана на 5 занятий, по 20 – 25 минут, 1 раз в неделю.
1 ЗАНЯТИЕ.
Основная цель занятия – формирование позитивного настроя, снятие напряженности и скованности.
Методы и приемы работы:
- Разминка - физкультминутка (Мартышки):
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
И друг другу даже,
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три –
Все с гримасами замри!
Раз, два, три!»
2. Дети садятся на стульчиках в круг. Каждый ребенок называет свое имя, в той форме, какая больше нравится, как ему хочется, чтобы его называли. После того, как проходит весь круг, ребенок снова повторяет свое имя и вспоминает имя соседа справа и соседа слева, в той форме, как они себя назвали.
3. Игра «Путанка» (модификация). Дети берутся за руки и «запутываются» под руководством воспитателя, который следит, чтобы они не сделали друг другу больно и не расцепили рук. Затем, когда все поняли условия игры, дети «запутываются» самостоятельно. Воспитатель в это время стоит отвернувшись, и только когда ребята крикнут «готовы», он начинает их «распутывать».
4. Упражнение: детям выдаются листочки с нарисованными рожицами, им предлагают обвести красным цветом все радостные рожицы и зеленым цветом все обиженные рожицы.
5. Обсуждение.
2 ЗАНЯТИЕ.
Основная цель занятия - сплочение группы, снятие барьеров, уменьшение скованности, застенчивости. Методы и приемы работы:
1. Разминка «Дождик»: Дождик –дождик , лей – лей – лей! Барабанить пальцами по столу На меня и на людей! все сильнее и сильнее Дождик – дождик, Хватит лить, Барабанить все тише и тише. Малых детушек мочить! Постепенно перестать.
2. Дети вспоминают ту форму имени друг друга, которой ребята представлялись на предыдущем занятии, и называют имя соседа справа и соседа слева по кругу (воспитатель мягко поправляет при ошибках).
3. Игра. Бег под быструю музыку вокруг стульев. Условия игры: на 1 хлопок в ладоши воспитателя не обращать внимания, на 2 хлопка – быстро занять ближайший стул. На начало игры стульев хватает всем. На следующий этап убирается один стул – их становится меньше, чем игроков, поэтому кто – то не успевает занять место. Его быстро подталкивают к ближайшему стулу - если не сядет, может вылететь из игры. На каком-то одном стуле оказываются уже двое. Дальше последовательно по одному убираются стулья на каждый этап игры. В конце игры остается всего три стула и дети вынуждены садиться друг к другу на колени и крепко держать друг друга, чтобы никто не свалился.
4. Беседа. Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, любовь, горе, интерес, спокойствие.
5. Обсуждение.
3 ЗАНЯТИЕ.
Основная цель занятия - создание условий для стимулирования у детей эмоциональной поддержки друг – друга.
Методы и приемы работы: 1. Разминка. Дети передают по кругу мяч (мягкий, шитый из ткани) со словами «Мне нравится...» ( каждый называет, что именно ему нравится), второй круг идет со словами «Мне не нравится....».
2..Игра. Каждый ребенок представляет себе, что он один из предметов перечисленных ниже. Он принимает соответствующую позу и рассказывает, как себя чувствует и что думает: - старое корявое дерево; - тонкая веточка на ветру; - большой камень у дороги в жаркий солнечный день; - огромный синий шарик; - мокрая пижама, сохнущая на батарее.
3..Читаем стишок - Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.
По очереди каждый показывает, как сидит брошенный зайка и рассказывает, что бы чувствовал он, если бы был этим зайкой. Затем ситуация меняется – каждый рассказывает о том, что бы сделал он для зайки, как сделать зайку радостным. И последнее - мягкими, ласковыми пальчиками дети рисуют на спине соседа по кругу морковку для зайчика. Обсуждение. Что чувствовал зайка и почему? В каких случаях ты испытываешь обиду? Кто тебе помогает?
4. Обсуждение.
4 ЗАНЯТИЕ
Основная цель занятия – создание условий для стимулирования у детей эмоциональной поддержки друг – друга
1. Разминка. Физкультминутка. Птицы на юг улетают – (маховые движения руками из-за головы вперед) Гуси, грачи, журавли – (круговые движения кистями перед грудью) Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали – (машут «крыльями»)
- Читаем стишок; Идет бычок качается , Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! По намеченной на полу линии каждый проходит в образе качающегося бычка и рассказывает, что бы чувствовал он, если бы шел по доске, которая вот -вот кончится. Затем меняем ситуацию – каждый придумывает, что можно сделать, чтобы помочь бычку.
3. Игра «Зеркало». В круге: один – зеркало, другой – какое – то животное, третий – наблюдатель. «Животное » смотрится в «зеркало» и ведет себя как положено этому виду животных. «Зеркало» повторяет движения в зеркальном искажении, а наблюдатель смотрит и пытается отгадать, что же это за животное перед зеркалом. Дети молча слушают, когда наблюдатель дает неправильный ответ, только по команде воспитателя, выкрикивают свои предположения. Потом по очереди меняются ролями.
4. Беседа. У людей бывает разное настроение. Особенно в дождь. Как ты думаешь - от чего оно зависит? А какое настроение бывает у тебя, когда идет дождь?
5. Обсуждение.
5 ЗАНЯТИЕ
Основная цель занятия – закрепление эмоциональной поддержки друг – друга.
1. Разминка. Дети сидят в парах, лицом друг к другу, глаза закрыты. Играют только руки. По команде руки: встречаются и знакомятся, общаются, ссорятся, мирятся и наконец – прощаются.
2. Каждому ребенку предлагается представить себе, что он кошечка, которая очень рассердилась на собачку, показать, как она сердита, поругаться на кошачьем языке. А затем собачка повиляла хвостиком – извинилась и кошечка осталась очень довольна. Дети изображают как меняется вид кошечки. И в конце дети поворачиваются направо (по кругу) и гладят кошечку по спинке и по плечам, а она мурлычет.
3. Стишок. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Обсуждение почему плачет Таня. Как можно ей помочь? Почему может плакать девочка или мальчик ?
4..Ребенок вспоминает ситуацию, когда ему было очень грустно или обидно и рисует кляксу тем цветом, который, как ему кажется, соответствует этому настроению. Затем ему предлагают вспомнить радостное событие и настроение и также нарисовать его цветом – т.о., дети выражают свои эмоции через цвет. А потом перейти к подсохшей «обидной» кляксе и преобразовать её – из пугающей и обидной сделать веселой и смешной.
5. Обсуждение.
По окончании занятий была проверена эффективность проведенной работы. Для этого анализировались отзывы родителей, отзывы воспитателей, высказывания самих детей, наблюдения воспитателя, проводившего занятия. .....Отзывы родителей в основном содержали информацию об изменении отношения ребенка к садику: ребенок с большим удовольствием собирается в садик, рассказывает об играх и игровых впечатлениях. В отдельных случаях родители отмечали изменения в самом ребенке: стал несколько увереннее в себе.
Воспитатели обратили внимание на то, что дети стали «мягче» во взаимоотношениях, иногда называют друг друга именами в ласкательной форме.
Дети (все) хотели продолжить занятия. Самые распространенные ответы на вопрос: понравились ли им занятия - «здорово», «весело», «интересно».
В результате можно еще раз сказать, что игры очень значимы для детей и эмоционально насыщены, поэтому именно в направленной игре у ребенка, как бы спонтанно, происходит развитие эмоциональной сферы. Разумеется, для достижения стабильных положительных результатов и закрепления их, занятия с детьми следует проводить постоянно, хотя бы, один раз в неделю в течение всего года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Барто А.Игрушки (сборник). СПб.Изд-во: Мелик – Пашаев.2014.- 160 с.
2. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1992.- 176 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009. – 640
4. Психология человека от рождения до смерти/ Под общей редакцией А.Реана.- М.: Издательство АСТ, 2015.- 656 с.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие Для студ. сред. ....пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
6. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка.
Учебное пособие / Ред.- сост. Г.В. Бурменская / Изд. 2-е. – М.:
Московский психолого-социальный институт, 2005. – 656 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возраст...
Цикл игровых сеансов «Я и мой мир» (Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста).
Пояснительная записка.Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отнош...
Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
Театрально - игровая деятельность. Коррекционная деятельность....
Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».
В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...
План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию педагогаТема:«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»...