Цикл игровых сеансов «Я и мой мир» (Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста).
рабочая программа (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах жизни.
В современном мире компьютерных технологий год от года дети приходят в детский сад с все более угнетенной эмоциональной сферой. Практически с рождения родители приобретают им разнообразные гаджеты (телефоны, смартфоны, планшетный компьютер) и дети познают мир не при помощи произведений художественной литературы (сказки, потешки), которые помогают познать мир эмоций, а с помощью бездушной техники. Поэтому дошкольники не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Неумение открыто выражать свои эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки, возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы обогатить эмоциональную сферу детей был разработан цикл игровых сеансов.
Цель игровых сеансов - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; умение выражать свои эмоции различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке и др.;
2. Формировать самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе, позитивное отношение к своему «Я»;
3. Развивать умение сопереживать, взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях общения.
Содержание:
Цикл игровых сеансов состоит из трех этапов.
I.Вводный. На данном этапе при помощи диагностики выявляются участники игровых сеансов (и.с.) и создаются развивающие группы.
Диагностика:
- Самооценка: Методика «Какой Я?»; Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская);
- «Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» и
- «Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
II.Развивающий. Данный этап включает в себя проведение и.с. по развитию эмоциональной сферы детей и состоит из трех блоков.
- Снятие психоэмоционального напряжения (3 и.с).
- Развитие эмоциональной сферы (6 и.с).
- Формирование адекватной самооценки (3 и.с).
Игровые сеансы проводятся в первую половину дня 1 раз в неделю по 20-25 минут. Всего 12 игровых сеансов. Период проведения: ноябрь – февраль.
Структура:
- Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.
- Основная часть – упражнения, подвижные игры, продуктивная деятельность, беседа, элементы арттерапии, сказкотерапии и т.д.
- Ритуал прощания.
III.Заключительный. На данном этапе проводится итоговая диагностика и делаются выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_sfera.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл игровых сеансов «Я и мой мир»
(Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста).
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах жизни.
В современном мире компьютерных технологий год от года дети приходят в детский сад с все более угнетенной эмоциональной сферой. Практически с рождения родители приобретают им разнообразные гаджеты (телефоны, смартфоны, планшетный компьютер) и дети познают мир не при помощи произведений художественной литературы (сказки, потешки), которые помогают познать мир эмоций, а с помощью бездушной техники. Поэтому дошкольники не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Неумение открыто выражать свои эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки, возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы обогатить эмоциональную сферу детей был разработан цикл игровых сеансов.
Цель игровых сеансов - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; умение выражать свои эмоции различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке и др.;
2. Формировать самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе, позитивное отношение к своему «Я»;
3. Развивать умение сопереживать, взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях общения.
Содержание:
Цикл игровых сеансов состоит из трех этапов.
- Вводный. На данном этапе при помощи диагностики выявляются участники игровых сеансов (и.с.) и создаются развивающие группы. Диагностика: 1. Самооценка: Методика «Какой Я?»; Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская); 2. «Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» и 3. «Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
- Развивающий. Данный этап включает в себя проведение и.с. по развитию эмоциональной сферы детей и состоит из трех блоков.
- Снятие психоэмоционального напряжения (3 и.с).
- Развитие эмоциональной сферы (6 и.с).
III. Формирование адекватной самооценки (3 и.с).
Игровые сеансы проводятся в первую половину дня 1 раз в неделю по 20-25 минут. Всего 12 игровых сеансов. Период проведения: ноябрь – февраль.
Структура:
- Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.
- Основная часть – упражнения, подвижные игры, продуктивная деятельность, беседа, элементы арттерапии, сказкотерапии и т.д.
- Ритуал прощания.
- Заключительный. На данном этапе проводится итоговая диагностика и делаются выводы.
Тематическое планирование.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ | ЦЕЛЬ | |
II этап (Развивающий) | 1 блок. Снятие психоэмоционального напряжения. 2 блок. Развитие эмоциональной сферы. 3 блок. Формирование адекватной самооценки. | 1 и.с. «Давайте познакомимся». 2 и.с. «Волшебное превращение». 3 и.с. «Заряд бодрости». «В стране Чувств». 1 и.с. «Путешествие к Фее Радости» (Положительные эмоции). 2 и.с. «Путешествие на остров Печали» (Отрицательные эмоции). 3 и.с. «Пещера Беспокойства» (Эмоции тревоги). 4 и.с. «Озера Обиды» (Социальные эмоции). 5 и.с. «В лесу Ярости» (Эмоции агрессии). 6 и.с. «Долина Дружбы» (Итоговое). 1 и.с. «Какой Я?». 2 и.с. «Я и другие». 3 и.с. «Я знаю, я умею, я могу!» | Знакомство и сплочение детей; Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Обучение детей умению сдерживать себя и расслабляться, снимать усталость. Гармонизация эмоционального состояния. Развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние. Развитие у детей самоутверждающих форм поведения, уверенности в себе, позитивного отношения к своему «Я». |
Используемая литература:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2004
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008
- Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. Рылеева Е.В. – М.: Айрис-пресс, 2004
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Максимова А.А. Учимся общаться детей 6 – 10 лет. Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2003
- Радуга:Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду /Дороновой Т.Н, Гербовой В.В., Гризик Т.И. и др.; Сост. Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 1997.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ,2006
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии./Под ред. Урунтаевой Г.А. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д: Феликс,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»
В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...
Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....
Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возраст...
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...