Цикл игровых сеансов «Я и мой мир» (Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста).
рабочая программа (старшая группа) на тему

Юшкова Ольга Игоревна

Пояснительная записка.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах жизни.

В современном мире компьютерных технологий год от года дети приходят в детский сад с все более угнетенной эмоциональной сферой. Практически с рождения родители приобретают им разнообразные гаджеты (телефоны, смартфоны, планшетный компьютер) и дети познают мир не при помощи произведений художественной литературы (сказки, потешки), которые помогают познать мир эмоций, а с помощью бездушной техники. Поэтому дошкольники не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Неумение открыто выражать свои эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки, возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы обогатить эмоциональную сферу детей был разработан цикл игровых сеансов.  

Цель игровых сеансов - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; умение выражать свои эмоции различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке и др.;

2. Формировать самоутверждающие формы поведения, уверенность в   себе, позитивное отношение к своему «Я»;

3. Развивать умение сопереживать, взаимодействовать и сотрудничать с детьми и    взрослыми в различных ситуациях общения.

Содержание:

Цикл игровых сеансов состоит из трех этапов.

       I.Вводный. На данном этапе при помощи диагностики выявляются участники игровых сеансов (и.с.) и создаются развивающие группы.

Диагностика:

  1. Самооценка: Методика «Какой Я?»; Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская);
  2. «Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» и
  3. «Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок»  (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

       II.Развивающий.  Данный этап включает в себя проведение и.с. по развитию эмоциональной сферы детей и состоит из трех блоков.

  1. Снятие психоэмоционального напряжения (3 и.с).
  2. Развитие эмоциональной сферы (6 и.с).
  3. Формирование адекватной самооценки (3 и.с).

Игровые сеансы проводятся в первую половину дня 1 раз в неделю по 20-25 минут. Всего 12 игровых сеансов. Период проведения: ноябрь – февраль.

Структура:

  1. Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.
  2. Основная часть – упражнения, подвижные игры, продуктивная деятельность, беседа, элементы арттерапии, сказкотерапии и т.д.
  3. Ритуал прощания.

       III.Заключительный. На данном этапе проводится итоговая диагностика и делаются выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_sfera.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл игровых сеансов «Я и мой мир»

(Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста).

Пояснительная записка.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах жизни.

В современном мире компьютерных технологий год от года дети приходят в детский сад с все более угнетенной эмоциональной сферой. Практически с рождения родители приобретают им разнообразные гаджеты (телефоны, смартфоны, планшетный компьютер) и дети познают мир не при помощи произведений художественной литературы (сказки, потешки), которые помогают познать мир эмоций, а с помощью бездушной техники. Поэтому дошкольники не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Неумение открыто выражать свои эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки, возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы обогатить эмоциональную сферу детей был разработан цикл игровых сеансов.  

Цель игровых сеансов - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; умение выражать свои эмоции различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке и др.;

2. Формировать самоутверждающие формы поведения, уверенность в   себе, позитивное отношение к своему «Я»;

3. Развивать умение сопереживать, взаимодействовать и сотрудничать с детьми и    взрослыми в различных ситуациях общения.

Содержание:

Цикл игровых сеансов состоит из трех этапов.

  1. Вводный. На данном этапе при помощи диагностики выявляются участники игровых сеансов (и.с.) и создаются развивающие группы. Диагностика: 1. Самооценка: Методика «Какой Я?»; Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская); 2. «Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» и 3. «Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок»  (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
  2. Развивающий.  Данный этап включает в себя проведение и.с. по развитию эмоциональной сферы детей и состоит из трех блоков.
  1. Снятие психоэмоционального напряжения (3 и.с).
  2. Развитие эмоциональной сферы (6 и.с).

III.             Формирование адекватной самооценки (3 и.с).

Игровые сеансы проводятся в первую половину дня 1 раз в неделю по 20-25 минут. Всего 12 игровых сеансов. Период проведения: ноябрь – февраль.

Структура:

  1. Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.
  2. Основная часть – упражнения, подвижные игры, продуктивная деятельность, беседа, элементы арттерапии, сказкотерапии и т.д.
  3. Ритуал прощания.

  1. Заключительный. На данном этапе проводится итоговая диагностика и делаются выводы.

Тематическое планирование.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

II этап

(Развивающий)

1 блок. Снятие психоэмоционального напряжения.

2 блок. Развитие эмоциональной сферы.

3 блок. Формирование адекватной самооценки.

1 и.с. «Давайте познакомимся».

2 и.с. «Волшебное превращение».

3 и.с. «Заряд бодрости».

«В стране Чувств».

1 и.с. «Путешествие к Фее Радости» (Положительные эмоции).

2 и.с. «Путешествие на остров Печали» (Отрицательные эмоции).

3 и.с. «Пещера Беспокойства» (Эмоции тревоги).

4 и.с. «Озера Обиды» (Социальные эмоции).

5 и.с. «В лесу Ярости» (Эмоции агрессии).

6 и.с. «Долина Дружбы» (Итоговое).

1 и.с. «Какой Я?».

2 и.с. «Я и другие».

3 и.с. «Я знаю, я умею, я могу!»

Знакомство и сплочение детей; Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.

Обучение детей умению сдерживать себя и расслабляться, снимать усталость.

Гармонизация эмоционального состояния.

Развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние.

Развитие у детей самоутверждающих форм поведения, уверенности в себе, позитивного отношения к своему «Я».

Используемая литература:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2004

2.  Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

     3.  Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших    

          школьников. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008

  1. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. Рылеева Е.В. – М.: Айрис-пресс, 2004
  2. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  3. Максимова А.А. Учимся общаться детей 6 – 10 лет. Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2003
  5. Радуга:Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду /Дороновой Т.Н, Гербовой В.В., Гризик Т.И. и др.; Сост. Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 1997.
  6. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ,2006
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии./Под ред. Урунтаевой Г.А. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  8. Чернецкая Л.В.  Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д: Феликс,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возраст...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...