Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Бажина Елена Викторовна

Театрально - игровая деятельность. Коррекционная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Бажина Елена Викторовна

Воспитатель МБДОУ ЦРР д./с №11 «Васлилёк»

Театрально – игровая деятельность, как средство развития

эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы.

Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

  • низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы;
  • в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов;
  •  некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
  •  речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

 интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое.

Выявлены типологические ошибки в области эмоциональной лексики:

  • Обнаружено, что при определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники с ОВЗ
  • смешивали различные эмоции, доступные возрасту;
  • не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания,
  • испытывают трудности в передаче эмоциональных состояний средствами лицевой экспрессии;

Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний  у детей. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении.

Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.

Исходя из этого, мною была продуманна коррекционная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности.

Для ребенка - дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции - главные регуляторы деятельности ребенка. Его интеллект ещё слаб, он не готов ещё обсуждать, он может только играть.

Планируя коррекционно-развивающие работу с детьми, я опиралась на такие работы  как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой [2, с 25-75]. , «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой, «Комплексную методику  психомоторной коррекции» А. В. Семенович, Е. А. Воробьевой. [2, с. 43-80]..

                                «Коррекционная деятельность  состоит из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики – психогимнастика. 

Здесь используем следующие виды заданий:

1) Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале выполнения заданий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов, тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениванием страхов.

10) Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

- произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

- различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

- улавливать, различать и понимать так называемые «приятные» эмоциональные состояния;

- сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние) ;

- отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участниками общения) .

2 часть: развитие и коррекция эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с ОВЗ.

Включает в себя развитие основных психических функций – восприятия, памяти, внимания, мышления, речи с использованием эмоциональной лексики и воображения средствами театрально-игровой деятельности.

Театрализованные игры  необыкновенно насыщенны  эмоциями, доставляют радость и удивление — истоки творчества.

          Театрализованные игры позволяют:

- обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;
- знакомят ребёнка  с собственным телом, учат управлять им;
- развивают умение концентрировать внимание на невербальных средствах общения и осваивают их как необходимый инструмент  театрального мастерства

               - развивают  эмоциональную отзывчивость, сопереживания.

               -развивают эмоциональную лексику.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам релаксации. Здесь используется  (музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки, которые также являются элементами психогимнастики.

Главное в коррекционной работе, направленной на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности:

-  создать  между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви;

- желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации. 

Таким образом, коррекционная  помощь детям с ОВЗ позволяет не только развивать психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной  психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театрализованную игру.

Библиографический список

  1. А. В. Семенович, Е. А. Воробьева. «Комплексная  методика  психомоторной коррекции» М.,1998
  2. Чистякова М. И. Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

1.Обоснование  актуальности и перспективности  опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная  рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...

Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...