Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Сизова Ольга Владимировна

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

• Воспитывать уважение к труду.

• Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

• Формировать элементарные знаний о правах человека.

• Расширять представлений о городах России.

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

• Воспитывать уважение к труду.

• Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

• Формировать элементарные знаний о правах человека.

• Расширять представлений о городах России.

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

- Детский сад

 -Семья

- Родная улица, район

- Родной город город

- Страна, ее столица, символика

- Права и обязанности (Конституция)

- Права ребенка(конвенция)

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

· «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) · Непрерывность и преемственность педагогического процесса

· Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов

· Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок

· Деятельностный подход

· Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Подготовила воспитатель Сизова О.В.

Ме-сяц

Я и моя семья

Я и общество

Наш детский сад.

Наш город. Моя страна

Красота отношений        

Мир природы

Сентябрь

«Кто я такой»

Цель: развить самосознание:                                                                                                          знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы).        

«Зачем нужны правила»

Цель: воспитать осознанное отношение к нормам и правилам, сформировать умения и навыки поведения в обществе; развить способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

«Мой любимый детский сад»

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками  детского сада.

2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

3.Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать речь детей

4. НОД «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

5.Выставка детских рисунков на тему  «Мой любимый детский сад».

НОД «История возникновения нашего города Фрязино» (ко Дню города)

 Беседа «История моего города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». .

«Как добро

побеждает зло»

Цель: развить в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестокости; воспитать чувство уверенности в своих силах; научить мечтать.

НОД «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

        

«Путешествие в мир природы»

Цель: развить у детей умение различать вымысел и реальность, понимание могущества природы, значения правил в отношениях с природой.

«Природа нашего края»

Цель. Расширить знания детей о природе родного края (деревья нашего края)

Д\И «Угадай дерево по стволу»- закрепить знания детей, учить распознавать деревья по кроне, стволу.

Октябрь

«Наша дружная семья»

Цель: сформировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

 Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». 

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям

. Рисование на тему «Моя семья»

 

.

        

« Будем  тактичными и

миролюбивыми.»

Цель: развить понимание необходимости считаться с мнением и интересами сверстников; сформировать умения и навыки общения со сверстниками.        

1.НОД «Улицы нашего города»

Цель. Дать представление о названиях улиц города, почему их так назвали, в честь кого. Познакомить с почетными жителями города и людьми, прославившими свой город (И.И. Иванов, Б. Еряшев,А. Дудкин, А. Баландин).

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району

2. Беседа «Наша Родина-Россия».

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

3. Развлечение «Ты край любимый…»

Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за неѐ.

.

«Учимся правильно

разговаривать.»

Цель: познакомить детей правилами ведения диалога со взрослыми и детьми; подвести к пониманию необходимости соблюдения правил

«Волшебные слова».

Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним, формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее.

«Человек – существо

разумное»

Цель: рассказать о значении человека в сохранении природы, помощи другому существу; развить понятие о  потребностях человека, отличающих его от животного (сходство и различие).

НОД «Пеку, пеку хлебушек».

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Беседа с детьми об осени –продолжать расширять знания детей о природе и животном мире осенью, продолжать учить устанавливать причинно-следсвенные взаимосвязи в природе.

Ноябрь

Ноябрь «Я люблю свою семью»

Цель: сформировать представления о принципах родословной; развить у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи.

НОД (ко Дню матери)

«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

 Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

Оформление фотогазеты для мам «Самая, самая…»

Конкурс чтецов «Наши мамы»

 

«Как вести себя в

общественном месте»

Цель: развить представления о необходимости знания правил поведения; сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей.        

«Наша Родина-Россия».

Экскурсия по Наукограду Фрязино на «автобусе» (по фотографиям).

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Фрязино, воспитывать любовь к родному краю.

НОД «Государственный флаг РФ».

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

.

Занятие «Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

7.Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

       8.Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»

      Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

      9.Рисование на тему «Моя Родина».

    Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и     представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

«Мы не будем ссориться»

Цель: воспитать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать, сформировать представление о дружбе, друге.        

Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

«Красная книга»

Цель: дать понятие о «Красной книге», связав его с природой своего края;  показать роль человека в охране природы.

НОД .Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

. Изготовление альбома «Родная сторонушка».

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном подмосковном крае.

Беседа с детьми о подготовке животных к зиме.

     

Декабрь

Декабрь. «За что я умею отвечать» 

Цель: развить чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; сформировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки.        

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

«Правила безопасности»

Цель: сформировать понятие о необходимости знать данные о себе, научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте; воспитать уверенность в своих силах.

. Развлечение «Я и мои права».

Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)

1.НОД: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

3. НОД «Символы родного города». 

Цель: продолжать знакомить с родной страной, городом (познакомить с гербом города, флагом, гимном); развивать чувство гордости за родной город. Вызвать желание больше изучать о его истории.

.Праздник «Новогодний карнавал».

Цель: создать у детей радостное настроение.

.

«Здравствуйте»

Цель: познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости.

2. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

        

«Мы охраняем природу»

Цель: рассказать, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой  в лесу, на реке, в поле.

. Беседа «Животный мир нашего края».

 Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.  

Январь

Январь. « Я выбираю сама»

Цель :воспитать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности; развить понимание разумности выбора в ущерб другим.        

«.        

 

Что я думаю о себе и о

дружбе»

Цель: развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения

«Народные праздники»

НОД  «Народные праздники на Руси. Рождество»

 Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество». 

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления;

«Почему взрослые хмурятся»

Цель: вызвать интерес к  эмоциональному миру взрослых, развить такт, внимание, умение замечать по жестам, мимике эмоциональное состояние взрослых; поупражнять детей в подобающих формах общения: «извините, чем я могу помочь», «мне очень жаль», « я хочу, чтобы ты не сердилась».

НОД «Доведи дело до конца».

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

« Красота в природе»

Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; сформировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь - помоги».

Февраль

«Какой я без взрослых»

 Цель: развить умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми; воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим;

«Учимся беседовать о

героях сказок»

Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспитать доброжелательное отношение друг к другу; научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера.

. Беседа «Мои друзья».

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).

.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: расширение кругозора.

. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Цель: познакомить с подвигами богатырей.

НОД «Государственный герб России».

Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

. Праздник «Масленица».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

НОД «Кто сторожит тишину?».

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».

Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

«Нарочно и нечаянно»

Цель: развить нравственные чувства - сожаления, сочувствия; сформировать навыки игрового общения, не задевая  интересов партнёров.

Чтение произведения Л. Толстого «Два товарища»- воспитывать доброжелательное отношение к сверствникам и взрослым. Расширять представление о дружбе. Развивать эмоциональную отзывчивость.

«Природа такая разная»

Цель: развить понятия о необходимости знаний правил при общении с природой (гроза, пожар).

3. Экскурсия в зимний парк.

 Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.

Начать создавать с детьми весенний огород на окне (последняя неделя февраля-начало марта): поставить веточки тополя, березы для сравнительного наблюдения за ними; посадка «лукового дерева» и поставить лук в воду, посадка семян цветов для цветника. Создание календаря наблюдений за посадками.

Март

«Я среди людей»

Цель: развить представление о ходе развития человека; показать взаимозависимость отношений.        

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери. Семья. ».

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

.        

«Мальчики и девочки»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов; сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении

Д\И «Письмо другу». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Активизировать словарь, мышление, память, воображение.

«Моя мама»

НОД «О мамах родных и очень важных».

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

 Игра – путешествие «Москва– столица России».

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

«О фантазёрах и лгунишках»

Цель: научить детей различать обман и выдумку, фантазию;  подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу; развить стремление к правдивости и такту

.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

 Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

«Почему огонь полезен и опасен»

Цель: развить у детей понятие о пользе и опасности огня, о мерах предосторожности при обращении с огнём в быту и природе.

Чтение В. Бианки «Лесная газета». Цель: закрепить знания детей о жизни зверей весной. Обратить внимание на причинно-следственные связи в природе.. Продолжать учить отвечать на вопросы, развивать мышление, память, воображение.

Беседа с детьми о весне- расширить знания детей о весенних явлениях, происходящих в природе, продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.

Начать создавать с детьми весенний огород на окне (последняя неделя февраля-начало марта):

Апрель

«Если ты гуляешь один»

Цель: развить у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; сформировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.

. Беседа «Я и моѐ имя».

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

«Что такое деньги?»

Цель: развить у детей первые представления о зарплате взрослых, о бережливости и скупости, о гигиене в связи с употреблением денег, о невозможности взять деньги без разрешения.        

«Наши космонавты»

НОД  «Покорение космоса».

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Беседа «Герб, флаг и гимн Московской области. О городах золотого кольца».

Цель: познакомить с изображением флага и герба Московской области, познакомить с городами Золотого кольца, ремеслами их прославившими.

 Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».

Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

 НОД  «Праздник Пасхи».

Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

НОД «Москва-столица нашей родины»-Цель: дать детям представление о городе герое Москве, ее достопримечательностях.

«Кто это хвастун?»

Цель: научить детей различать хвастовство и шутку-преувеличение; развить отрицательное отношение к хвастовству, уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.

«Природа добрая и злая»

Цель: научить видеть связь человека с природой, её ответ на доброе и недоброе отношение.

НОД «День рождения Земли»

Вечер досуга «Природы жалобная книга».

Чтение произведений о природе.

Беседы о правилах поведения в природе.

Беседа с детьми о насекомых и животных весной- продолжать расширять знания детей о насекомых и животных, продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Оформление стенгазет  и фотогазет «Мы друзья природы»

Май

«Кто такие мудрецы?»

Цель: раскрыть понятие «мудрец», «мудрость»; вызвать удивление перед тем, как много может знать человек, если он долго живёт и всё время узнаёт что-то новое; научить детей почтительности.

Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.        

        

«Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?»

Цель: развить у детей сочувствие, внимание к другому ребёнку; предупредить возникновение зависти, злорадства.

НОД  «День защиты детей.»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

        

«Праздник Весны»

.Развлечение «Веснянка».

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

 Беседа «знамя Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

.НОД «Этот день Победы».

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

4. Экскурсия на аллею героев с возложением цветов к обелиску павших солдат фрязенцев, погибших в годы Вов.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

 Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

.Конкурс рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

«Учусь прощать»

Цель: научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

«Земля – наш дом»

Цель: воспитать у детей экологическое сознание; сформировать понятие о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.

Беседа с детьми о защите природы и окружающей среды» (к 4 июня)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственному-патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективное планирование по нравственно -  патриотическому воспитанию в старшей группе   № П./п Месяц Занятия Беседы Ознакомление с худ. литературой Игры ...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»Разработала Карагозян Римма Ашо...

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе...

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы.

Расширять представления детей об истории традициях своей семьи, об истории своего края в контексте истории страны...

Перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы группе.

Перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы группе.  ...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе.

В плане расписана работа по экологическому воспитанию на учебный год....

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективный план работыпо патриотическому воспитаниюв старшей группе  Цель: Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию...