Нравственность через семейные ценности
статья на тему

Ольга Викторовна Зубкова

Основную роль в воспитании детей играет пример в его семье : отношение родителей, организация домашней жизни, доброжелательность, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, совместный порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost_publikatsiya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственность через семейные ценности

Ст.Воспитатель Симахина Марина Александровна

"Семья - это среда, где человек

должен учиться творить добро".

В.А. Сухомлинский.

Основную роль в воспитании детей играет пример в его семье : отношение родителей, организация домашней жизни, доброжелательность, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, совместный порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Уже в детском возрасте у ребенка закладываются такие нравственные качества, как почитание старших, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость своих сверстников и взрослых, воспитание ответственности. В результате формирования правильных нравственных оценок и практического опыта, ребенок начинает действовать потому, что считает нужным соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми, а не потому, что он хочет заслужить доброе слово взрослого. Формирование личности малыша происходит изначально в семье. Семья – это небольшой коллектив, где дети учатся жить среди своих родителей, любить их, ощущая на себе и проявляя к окружающим его взрослым внимание и добродушное отношение. И поэтому в семье жизнь должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворялись и развивались не только нужды материального характера, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Способы поведения, которые ребенок видит в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им в качестве общепринятой нормы.
Есть такие типы семей, как неблагополучные семьи и неполные семьи. Как правило часто в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и следовательно большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Вместо семьи стал решать проблемы социализации личности детский сад. В наше время даже полные, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Таким образом я пришла к выводу, что для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Главнейшей задачей родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Ведь после совершения правильного поступка ребенок испытывает чувство гордости или угрызение совести, если были нарушены нравственные нормы. Именно такая основа должна закладываться в раннем детстве и в этом должны помогать родители. Необходимо при воспитании нравственности у ребенка разговаривать с ним о поступках других людей, персонажей художественных произведений на понятном им языке. И еще, я считаю, одной из главных условий в таком воспитании – это установление связи с родителями. Дошкольное учреждение в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Очень важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, дошкольников и родителей. От совместной работы, от единства мнений по главным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание единой завершенной личности.
Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Ориентируясь на эти задачи, в детском саду проходя всеразличные мероприятия, связанные со взаимодействием с семьей, такие как, «Брейн-Ринг», «Семейный калейдоскоп». Данные мероприятия показали эффективность выполнения поставленных задач.
Также в нашем саду оформляется такая книга, как Виммельбух, к которой ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья».

Так же для родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения за любое участие в жизни детского сада.
Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:
Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В группах оформляются "Уголки для родителей", где помещаются консультативные материалы.

Почти все родители читают дошкольником произведения детской литературы, сказки. Но часто эти чтения не становятся предметом серьёзного разговора между мамой и дочкой, отцом и сыном, бабушкой, дедушкой и внуками. А когда дети начинают читать сами, родители и вовсе отстраняются: "Ты теперь большой и должен читать сам!" Ну а потом только разводят руками, видя безразличие ребенка к книге: "Что делать, не читают сейчас дети". Мы проводим акции «Подари книгу детскому саду» или «Обмен книгами». Здесь дети вместе с родителями активно включались в данные акции. Менялись друг с другом книгами, советовали их прочитать. Здесь у ребенка проявляется интерес к книге. Кроме того мы провели литературный вечер вместе с родителями по творчеству К.И.Чуковского.

Ведь с ребенком постигает мир книги и взрослый. Ведь невозможно просто прочитать книгу, всегда появляются вопросы, и возникает потребность в мудром, добром взрослым рядом. Дети приобщаются к чтению.

Для того, чтобы помочь родителям понять, какую художественную литературу читать вместе с детьми дома, мы собрали в группе небольшую библиотечку. Это произведения, после прочтения которых, возможен серьезный разговор о добре и зле, жизни и смерти, о дружбе и любви, о милосердии, сострадании.

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитии в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Проводимые «уроки» состоят из игр, бесед, сказок, творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы. Особое внимание уделяется подбору сказок, так как сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребёнка. В книге собраны сказки, которые ненавязчиво и естественно учат ребёнка добродетелям. Пословицы, игры и задания, сопровождающие сказки, направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, рисовать, ставить спектакли, работать в группах.






 







Литература:

  1. «Антология Гуманной педагогики» В.А.Сухомлинский, М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили – 2004.
  2. «Три ключа». Педагогический вестник № 8, М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

«Подготовка ребенка к обучению в школе через изменение нравственных и семейных ценностей и укрепление детско-родительских отношений»

Материал для выступления на родительском собрании выпускников по проблеме  изменения  семейных ценностей с целью разносторонней подготовки ребенка к  успешному  обучению в школе....

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей в культурно - досуговой деятельности

Очень важный период формирования моральных и нравственных установок детей - это период детства. Ребенок учится строить свои отношения с другими людьми, правильно совершать поступки, реагировать на тру...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»

     Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста.  Пособие ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию через приобщение к семейным ценностям

Проект реализуется в рамках программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой....