СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».
методическая разработка
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимость
семьи в жизни человека, детей.
Задачи:
▪ объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
познакомить родителей с формами патриотического воспитания для
использования в семье;
▪ способствовать формированию (уточнению) имеющихся представлений
о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное
воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание,
патриотические качества);
▪ создать условия для проявления активности родителей во время встречи,
а также побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного
воспитания.
Форма: родительское собрание в форме круглого стола с элементами игры и
продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmv_roditelskaya_gostinaya.docx | 58.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Вишенка» с. Красное»
Симферопольского района Республики Крым
_____________________________________________________________________________
ул. Комсомольская 11-«А», с. Красное, Симферопольский район, 297520, Республика Крым,
Российская Федерация, E-mail: sadik_vishenka-krasnoe@crimeaedu.ru
ОКПО 00839056 ОГРН 1159102036378 ИНН/КПП 9109010740/910901001
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».
Подготовила:
Дубина Виктория Александровна
27.02.2024
Тема родительской гостиной : « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимость
семьи в жизни человека, детей.
Задачи:
▪ объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
познакомить родителей с формами патриотического воспитания для
использования в семье;
▪ способствовать формированию (уточнению) имеющихся представлений
о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное
воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание,
патриотические качества);
▪ создать условия для проявления активности родителей во время встречи,
а также побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного
воспитания.
Форма: родительское собрание в форме круглого стола с элементами игры и
продуктивной деятельности.
Ход собрания:
Родители делятся на три группы и рассаживаются за три стола
1. Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу»
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в нашей гостиной. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности. Хотим попросить Вас быть активными, инициативными.
Итак, мы начинаем. На трех столах разложены картинки. Нужно собрать цветы с лепестками.
Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо определить к какому направлению воспитания относится смысл этих пословиц.
Зачитываются родителями пословицы
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание)
2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание
3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание)
Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего мероприятия «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».
Семья – важнейший институт социализации детей. Она –первое и основное звено, которое связывает ребёнка с окружающей средой. Она позволяет открывать ребёнку мир, во всём его многообразии, ярко проявлять свои интеллектуальные возможности, обеспечивает осознание ребёнком своей гендерной принадлежности.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье,
- ценность наличия ближних и дальних родственников,
- ценность семейной истории и семейных традиций.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи.
Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
1. Игра «Ассоциации».
• Если семья – это постройка, то она…
• Если семья – это цвет, то она…
• Если семья – это музыка, то она…
• Если семья – это геометрическая фигура, то она…
• Если семья – это животное, то она…
• Если семья – это растение, то она…
• Если семья – это название фильма, то она…
• Если семья – это настроение, то она…
• Если семья – это песня, то она…
• Если семья – река, то она…
• Если семья – это город, то она…
2. Для начала мы предлагаем чуть поближе узнать о ваших семьях, а помогут нам в том математические задачки.
Задача 1: посчитайте вместе с ребенком сколько в вашей семье людей.
(Самая большая семья оказалась у)
Задача 2: вспомните возраст всех членов семье и назовите возраст
самого старшего из них
(Самый старейший член семьи у семьи….)
Задача 3: назовите возраст самого младшего члена семье
(Самый младший член семьи у семьи.)
Задача 4: посчитайте сколько букв в фамилии вашего ребенка.
(Самая длинная фамилия у семьи)
-Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека,
поэтому во все времена русский народ придумывал сказки,
пословицы и поговорки о семье. В сказках часто присутствуют
образцы семейных отношений, где родители заботятся о детях, а дети уважают и слушаются родителей.
-Давайте вспомним их.
3. Сказки о семье.
Название сказки угадывают дети, а родители скажут идею этой
сказки о семье и семейных ценностей.
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка –
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли. репка
2 слайд
(В этой сказке можно увидеть важность семейной поддержки и
сотрудничества.)
Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису
И лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку.
Мишка в домик влезть не смог,
Развалился …теремок.
3 слайд
(«Теремок»» — сказки о том, что настоящая семья должна быть
дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали,
понимали, ценили, дорожили, заботились, любили, слушались.)
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).
4 слайд
(надо слушаться старших, проявлять заботу о младших, с
ответственностью выполнять поручения отца и матери. И дети хотели
вернутся домой, ведь ничего на свете дороже нет чем отчий дом.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти Маленькие дети? («Семеро козлят»)
5 слайд
(надо слушаться старших и показывает огромную материнскую
любовь, готовую на всё ради своих детей.)
3 Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный? («Три поросёнка»)
6 слайд
(сказка учит что нужно помогать близким.)
4 Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То, в кого он превратился? («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»)
7 слайд
(забота и любовь близких может помочь даже в самых сложных
ситуациях.)
-Я уверена, что вы читаете детям сказки, но после чтения можно
провести обсуждение с детьми, чтобы помочь им осознать и понять
семенные ценности, которые присутствуют в сказке.
4.Сказкотерапия. Завершить сказку:
РАЗНОЦВЕТНАЯ СЕМЬЯ
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка- были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его. как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот..
ПРОДОЛЖЕНИЕ…ПРИМЕР
И вот однажды прекрасным летним днем все карандаши вышли на прогулку. Солнышко играло своими лучиками и нежно прикасалось к каждому члену семьи. Малыш внимательно посмотрел на солнце и сказал: "Смотрите, солнышко, как дедушка, а мама как небо, бабушка, как зеленая травка, а папа словно поляна цветов!" Малыш еще долго любовался окружающей красотой, широко раскрыв глаза. И с удивлением произнес: "Так это вы мне подарили этот прекрасный мир, всю красоту природы" И от восхищения наполнился разными цветами, где можно было увидеть и желтый, и красный, и синий, и зеленый.... С тех пор маленького карандашика так и называли - разноцветик.
5. Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках».
Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.
Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя ее. Поэтому, когда даете какой-нибудь комментарий, высказываетесь, совершаете поступки обязательно необходимо задумываться над собственными
словами, действиями.
Кроме того, личным примером нужно показывать образец
бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что все
поведение, которое заложено в вашем ребенке – это скопированный ваш
шаблон.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
6. Проективная методика «Герб родительства» Какой я родитель?»
Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Наверное, можно, но будет ли ответ объективным и правдивым? Чтобы быстро понять истинные чувства и потребности родителя, пришедшего на занятие, мы прибегаем к помощи хорошо зарекомендованной проективной методики «Герб».
Для этого упражнения потребуются заготовки чистых бланков в виде герба, цветные карандаши на каждого участника. Особенность герба в том, что на нем изображаются какие либо образы, картинки, имеющие определенного значение.
Родителям предлагается разделить листочек на четыре равные части, в каждой части нарисовать образ, вещь, предмет, животное или растение, обозначающее разные части себя как родителя.
- Как родитель я похож на …
- Мои дети (ребенок) похожи на …
- Я глазами детей похож (а) на …
- Мне хотелось бы выглядеть как …
Рисунок выполняется цветными карандашами. Во время рисования желательно не давать никаких подсказок и рекомендаций. После того, как все закончили свою работу, по желанию участников, организовывается обсуждение в мини группах по 3-5 человек. Во время обсуждения другие участники высказывают свои впечатления и предположения по поводу значения рисунка, обращается внимание на цвет, размер, нажим карандаша, сюжет, характер изображения.
После этого автор рисунка делится своими чувствами и эмоциями, которые он испытал во время обсуждения его работы. На этом этапе участие добровольное, так как бывают родители не готовы к публичному обсуждению собственных чувств и переживаний. Как правило, такой анализ помогает родителям осознать свои сильные и слабые стороны себя как родителя, выделить наиболее тревожные факторы и потребности. Имея достаточный опыт в интерпретировании проектных методик, психолог может помочь родителям сделать более глубокий анализ, но и такой вариант работы родительской группы может поспособствовать саморазвитию человека либо дополнительному индивидуальному обращению родителя к психологу после собрания.
7.Поиграем всей семьей
Коммуникативная игра «Мы одна семья»
(можно играть под музыкальное сопровождение или домашний оркестр, кто-то читает или поет текст)
В доме нашем все друзья (3 хлопка)
Вы и мы, и ты, и я! (3 хлопка)
Здравствуй друг, который справа (поклонились соседу справа),
Здравствуй друг, который слева (поклонились соседу слева),
Мы – одна семья!
В нашем доме все друзья (3 хлопка)
Вы и мы, и ты, и я! (3 хлопка)
Помаши тому, кто справа (дают руку справа)
Помаши тому, кто слева (дают руку слева)
Мы – одна семья!
В нашем доме все друзья (3 хлопка)
Вы и мы, и ты, и я! (3 хлопка)
Рассмеши того, кто справа (улыбаются соседу справа),
Рассмеши того, кто слева (улыбаются соседу слева),
Мы – одна семья!
8. Мультимедийная викторина для родителей ''Я и моя семья'' (видео)
ОТВЕТЫ:
1. ФАМИЛИЯ
2. АИСТ
3. ЛАДА
4. Семеро по лавкам
5. Черный кот
6. Ковал кольца
7.ЛАДА
8. Куча гостей
9. Сцена
10. Дружными
9. Игра «Литературные родственники»
В названия известных произведений вставьте пропущенные слова,
являющиеся названием членов семьи.
"…..", М. Горький | ("Мать") |
"….. – разбойники", А.С. Пушкин | ("Братья-разбойники") |
"….. Карамазовы", Ф.М. Достоевский | ("Братья Карамазовы") |
"Три …..", А.П.Чехов | ("Три сестры") |
"….. Ваня", А.П. Чехов | ("Дядя Ваня") |
"….. Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов | ("Дед Мазай и зайцы") |
"Капитанская …..", А.С. Пушкин | ("Капитанская дочка") |
"….. полка", В.П. Катаев | ("Сын полка") |
"….. капитана Гранта", Ж. Верн | ("Дети капитана Гранта") |
"….. Федор, пес и кот", Э. Успенский | ("Дядя Федор, пес и кот") |
12. КУБИК БЛУМА
1. Назови: Свой любимый семейный праздник.
2. Почему: важно отмечать семейные праздники?
3. Придумай: Новую традицию для вашей семьи.
4. Объясни: что такое семейные традиции, для чего они нужны?
5. Предложи: Игру для всей семьи.
6.Поделись: Какие традиции есть в твоей семье?
11. Упражнение «В лучах родительского солнца»
(цель - выявление способов проявления родительской любви к
ребенку, обмен родительским опытом)
Вам предложен круг, который символизирует Вас – родителей. Ваша задача каждому нарисовать луч. Рисуя лучик, вы должны дать ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю? ( например: Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него. Я добрая и т. п.)
Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Обсуждение: Давайте поделимся своими педагогическими находками со всеми. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши
лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я
согреваю своего ребенка?».
А теперь внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
Семья – источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья – оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребенок – главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
ДОПОЛНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4)На какие действия теперь способен ваш человечек?
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. Тема: Поощрение и наказание.
1. Если для вас актуальна тема поощрения и наказания детей – кивните головой.
2. Если вы испытываете трудности в вопросах поощрения и наказания вашего ребенка - топните ногой.
3. Если вы хотите приобрести практические знания, как правильно поощрять и наказывать ваших детей - поднимите вверх правую руку.
4. Если вы любите вашего ребенка, и хотите помочь ему вырасти хорошим человеком – постучите кулаком в грудь.
5. Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – моргните правым глазом.
6. Те, кто считает, что в воспитании детей – главное пример взрослых – похлопайте в ладоши.
7. Те, кто считает, что ребенку до 5 лет необходимо предоставлять полную свободу – дотроньтесь до кончика носа.
8. Если в вашей семье приняты единые требования по воспитанию и обучению детей – погладьте себя по голове.
Загадки про семью.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя… (мама)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Ну конечно же..сестренка
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре
ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....
ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».
1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение к национальной культуре»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - одна из самых актуальных задач нашего времени, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственно...
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Консультация для родителей...
Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».
Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями. Развивать интерес к прошлому своего края; развивать познавательную активность, логическое мышление, вообр...