Духовно - нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей в культурно - досуговой деятельности
статья (старшая группа)

Паутова Юлия Юрьевна
Очень важный период формирования моральных и нравственных установок детей - это период детства. Ребенок учится строить свои отношения с другими людьми, правильно совершать поступки, реагировать на трудности, возникающие на его жизненном пути. Но для реализации ФГОС в образовании необходимо внедрять такие методы работы с детьми, которые будут объединять непрерывную связь между детьми, родителями и педагогами в воспитательно - образовательном процессе. А, как известно, основы духовно - нравственного воспитания ребенка закладываются именно в семье. И большое влияние на становление личности ребенка оказывает именно культура семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docxstatya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через  формирование семейных ценностей в культурно - досуговой  деятельности.

Духовно - нравственное воспитание в дошкольном образовании - это одна из актуальных задач в целом всего образования. А в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что воспитание должно быть направлено на развитие личности именно через социокультурные, духовные, нравственные ценности.

В настоящее время наше общество переживает так называемый кризис нравственности. Поэтому так важно формировать духовно - нравственное воспитание детей, начиная с самого раннего возраста. Зачастую у детей формируются неправильные представления о добре и зле, что приводит к неправильному восприятию окружающего мира и влечет за собой агрессию и проявление негативизма к окружающим людям. Мы наблюдаем неуважение, безнравственность и злость по отношению друг к другу. О таких качествах как доброта, справедливость, уважение, любовь, забота о близких, милосердие говорить не приходится.

Очень важный период формирования моральных и нравственных установок детей - это период детства. Ребенок учится строить свои отношения с другими людьми, правильно совершать поступки, реагировать на трудности, возникающие на его жизненном пути. Но для реализации ФГОС в образовании необходимо внедрять такие методы работы с детьми, которые будут объединять непрерывную связь между детьми, родителями и педагогами в воспитательно - образовательном процессе. А, как известно, основы духовно - нравственного воспитания ребенка закладываются именно в семье. И большое влияние на становление личности ребенка оказывает именно культура семьи.

Главным носителем духовно - нравственной культуры являются именно родители. А важным элементом выступают семейные ценности - это, то, что объединяет группу людей в дружное сообщество: любовь и уважение друг к другу, забота о близких, отношение к другим людям, общие моральные ценности, общие интересы, свобода, творчество, общение, честь, достоинство, добро, справедливость, равноправие. Для того, чтобы формировать семейные ценности, необходимо налаживать связь с семьями воспитанников детского сада.

Важным аспектом в успешном освоении духовно - нравственных норм и правил посредством семейных ценностей - это активное участие родителей в жизни детского сада: помощь и посещение группы родителями, присутствие  и участие в непрерывной образовательной деятельности, участие родителей в праздниках и развлечениях различного характера, совместное участие в играх, конкурсах и пр. Участие родителей в жизни своих детей в детском саду помогает понять сильные и слабые стороны, относиться к нему, как к личности, помочь увидеть и полностью погрузиться в мир, в котором живет малыш. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме культурно - досуговой деятельности представляет собой наиболее интересную, содержательную, развивающую форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе, а так же способствует укреплению связи между семьями воспитанников и дошкольным учреждением.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям. В результате неформального общения взрослых и детей создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера. А это тоже немаловажный аспект в духовно - нравственном воспитании детей. Следствием всего является раскрытие творческих способностей, как детей, так и взрослых.

Большое значение для формирования у детей духовно - нравственных представлений имеют различные тематические утренники, организованные во взаимодействии "Родитель - педагог - ребенок". Родители принимали непосредственное участие, рассказывая детям о своей профессии, дети и родители совместно выполняли работу по данной теме, т.о. , передавая свой накопленный материал и опыт работы детям. Были освоены прфессии "Парикмахер", "Модельер, "Строитель", "Водитель".

Тематические утренники имели важное значение для организации игры по станциям "Все профессии важны, все профессии нужны", целью которой являлось не только закрепление представлений о профессиях , но и формирование положительного отношения и уважения к труду взрослых, доверительного общения между детьми и взрослыми, развитие творческих способностей, объединение общих интересов.

Перед проведением тематического досуга "9 мая "организованы тематические вечера, посвященные празднику Великой Победы. Принимали в таких вечерах участие бабушки, которые рассказывали детям о героях войны в их семье, о героических подвигах. Были представлены фотоматериалы, награды, письма. Это позволило наиболее четко создать картину того времени, сопереживать прошедшим событиям.Главной задачей вечеров - воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, заботиться о близких, формировать представления о том, что такое совесть, честь и достоинство.

Огромной популярностью среди родителей и детей пользуются совместные тематические развлечения и праздники, которые сближают всех членов семьи и находят эмоциональный отклик в сердцах ребят: "День матери", "8 марта", "Школа молодого бойца", "День пожилого человека".

Главной задачей таких мероприятий - формирование представлений для общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми, воспитание любви и уважения к своим близким: мамам, папам, бабушкам, дедушкам, создание эмоционального и психологического комфорта, стремление детей быть похожими на своих родителей.

"День смеха", " Встречаем Старый Новый год со своими друзьями", " Осенины", "Этот загадочный космос", " Жаворонки", "День детской книги". Родители принимали на себя различные роли, активно участвовали в играх и конкурсах различного характера,  а так же выступали в качестве справедливого жюри. Главной задачей так же являлось создание положительного настроя для общения детей друг с другом и со взрослыми, создание положительного психологического комфорта, развитие творческих способностей как детей, так и взрослых, общие интересы.

Для формирования у детей представлений о народных традициях и обычаев русского народа были проведены тематические развлечения "Новый год", "Широка Масленица", "Пасха пришла" с проведением родителями мастер - класса по росписи яиц. Формирование представлений о добре и зле, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения русского фольклора, воспитание любви к родному краю.

Тематические развлечения, посвященные страницам любимых книг детских писателей. Помощь родителей в организации таких развлечений позволяет воспитателям наиболее интересно и содержательно подготовиться к ним, использовать новый материал, а так же привлечь родителей к участию в лице сказочного персонажа.

Главным результатом работы по воспитанию духовно - нравственного воспитания детей было усвоение ими вечных ценностей: любви к родным и близким, сострадания, стремлении их к добру и неприятию зла. И как показывает практика, сохранение этих семейных ценностей, уважение к ним благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодн...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурно-исторические и семейные традиции

Педагогическое наблюдение в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»

laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...

Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".

#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...