Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности».
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте, являются театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие дидактические задачи, направленные на формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В начале учебного года изучив результаты диагностики по формированию игровой деятельности детей, а в частности театрализованных игр, я поставила цель использовать предметно – пространственную развивающую среду для привлечения детей к театрализованной деятельности.
· Владеет приемами вождения настольных кукол с речевым сопровождением.
· Умение имитировать характерные действия персонажей.
· Вызывать желание выступать перед куклами или сверстниками, обустраивая место для выступления.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и
безопасной.
Исходя из того, что насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, я постаралась дополнить развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:
· Театр кукол би-ба-бо
· Пальчиковый театр
· Театр на фланелеграфе
· театр куклол из бумажных конусов,
· театр «из коробочек»
· Театр на стаканчиках
· Театр на палочках
· Театр на кружках
· Театр на спичечных коробках
· маски сказочных персонажей,
· Различные атрибуты для спектаклей
Учитывая требования к полифункциональности, трансформирумости и динамичности развивающей среды я использую ширмы.
Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.
Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов кукол.
Несколько слов о преимуществах использования напольных ширм в групповом пространстве
Дидактическая ценность Ширмы используются как средство обучения ребенка.
Эстетическая ценность Они являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.
Трансформируемость Дают возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.
Вариативность и доступность Появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним; периодическая сменяемость материалов - стимулирует разнообразную детскую активность.
Используем как напольные, так и настольные ширмы. Настольные ширмы очень удобны в обращении: они легки, их можно использовать не только в разных театрализованных играх, но и на непосредственно – образовательной деятельности.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, я заметила, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами.
Зимой мы порадовали детей ясельной группы постановкой сказки «Репка», репетируем сказку «Теремок» и планируем показывать её в других группах. Элементы театрализованной деятельности мы используем в ходе всего образовательного процесса: при познавательно-речевом развитии, художественно-эстетическом, музыкальном, и т.д. Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.
При создании многих видов театра моими помощниками были родители. Сами находили интересную информацию, предлагали и изготавливали различные виды театров, приносили атрибуты для пополнения уголка ряженья. Родители показали детям серию кукольных театров по мотивам басен. Поставили музыкальный спектакль «Муха - Цокотуха»
Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В марте я вновь провела диагностику детей, которая показала, что уровни детей по данным показателям повысились.
Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей младшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности».
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте, являются театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие дидактические задачи, направленные на формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В начале учебного года изучив результаты диагностики по формированию игровой деятельности детей, а в частности театрализованных игр, я поставила цель использовать предметно – пространственную развивающую среду для привлечения детей к театрализованной деятельности.
- Владеет приемами вождения настольных кукол с речевым сопровождением.
- Умение имитировать характерные действия персонажей.
- Вызывать желание выступать перед куклами или сверстниками, обустраивая место для выступления.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и
безопасной.
Исходя из того, что насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, я постаралась дополнить развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:
- Театр кукол би-ба-бо
- Пальчиковый театр
- Театр на фланелеграфе
- театр куклол из бумажных конусов,
- театр «из коробочек»
- Театр на стаканчиках
- Театр на палочках
- Театр на кружках
- Театр на спичечных коробках
- маски сказочных персонажей,
- Различные атрибуты для спектаклей
Учитывая требования к полифункциональности, трансформирумости и динамичности развивающей среды я использую ширмы.
Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.
Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов кукол.
Несколько слов о преимуществах использования напольных ширм в групповом пространстве
Дидактическая ценность Ширмы используются как средство обучения ребенка.
Эстетическая ценность Они являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.
Трансформируемость Дают возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.
Вариативность и доступность Появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним; периодическая сменяемость материалов - стимулирует разнообразную детскую активность.
Используем как напольные, так и настольные ширмы. Настольные ширмы очень удобны в обращении: они легки, их можно использовать не только в разных театрализованных играх, но и на непосредственно – образовательной деятельности.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, я заметила, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами.
Зимой мы порадовали детей ясельной группы постановкой сказки «Репка», репетируем сказку «Теремок» и планируем показывать её в других группах. Элементы театрализованной деятельности мы используем в ходе всего образовательного процесса: при познавательно-речевом развитии, художественно-эстетическом, музыкальном, и т.д. Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.
При создании многих видов театра моими помощниками были родители. Сами находили интересную информацию, предлагали и изготавливали различные виды театров, приносили атрибуты для пополнения уголка ряженья. Родители показали детям серию кукольных театров по мотивам басен. Поставили музыкальный спектакль «Муха - Цокотуха»
Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В марте я вновь провела диагностику детей, которая показала, что уровни детей по данным показателям повысились.
Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...
Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов) ...
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности. Организация предметно-пространствен...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Рекомендации дл педагогов ДОУ...
Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»
laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...
Методические разработки (мастер-класс) изготовления на Рождество «Рождественские куклы» для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)
Цель: Развитие творческих способностей у детей.Задачи:1. Воспитывать интерес детей к истокам народного творчества;2. Развивать мелкую моторику рук;3. Развивать аккуратность.4. Развивать усидчивос...