КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
Я хочу показать вам различные варианты использования мнемотаблиц.
При разучивании стихотворений.
На начальном этапе я предлагаю готовую схему, на каждое слово или строку придумывается картинка. Сначала мы с детьми рассматриваем эти картинки, затем мной читается стихотворение, по ходу чтения соотносим строки к картинкам. Далее дети воспроизводят стихотворение, опираясь на наглядную схему.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится не только работать с мнемотаблицами, но и самим создавать свои схемы.
Предлагала детям поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищева
А потом глядя на свои мнемотаблицы, прочитать стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Использую готовые схемы загадок. Опираясь на схему дети отгадывают загадку.
При составлении описательных рассказов по временам года.
Я предлагаю посмотреть на таблицу и вместе с детьми расшифровываем её. Например:
«Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При составлении описательных рассказов по лексическим темам.
Глядя на эту схему мы можем описать животное, дикое оно или домашнее, из каких частей тела оно состоит и тд.
Также по схеме можно описать любую профессию, одежду.
На примере схем я предлагаю детям поиграть, ребёнок загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказывает, а дети пробуют его отгадать!
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Результаты
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов ;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 31 «Березка»
Консультация для педагогов
Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников
Составила:
Воспитатель: Алексеенко Г.М
Юрга 2018
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
Я хочу показать вам различные варианты использования мнемотаблиц.
При разучивании стихотворений.
На начальном этапе я предлагаю готовую схему, на каждое слово или строку придумывается картинка. Сначала мы с детьми рассматриваем эти картинки, затем мной читается стихотворение, по ходу чтения соотносим строки к картинкам. Далее дети воспроизводят стихотворение, опираясь на наглядную схему.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится не только работать с мнемотаблицами, но и самим создавать свои схемы.
Предлагала детям поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищева
А потом глядя на свои мнемотаблицы, прочитать стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Использую готовые схемы загадок. Опираясь на схему дети отгадывают загадку.
При составлении описательных рассказов по временам года.
Я предлагаю посмотреть на таблицу и вместе с детьми расшифровываем её. Например:
«Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При составлении описательных рассказов по лексическим темам.
Глядя на эту схему мы можем описать животное, дикое оно или домашнее, из каких частей тела оно состоит и тд.
Также по схеме можно описать любую профессию, одежду.
На примере схем я предлагаю детям поиграть, ребёнок загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказывает, а дети пробуют его отгадать!
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Результаты
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов ;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Папка-передвижка "Мнемотехника"...
Консультация для педагогов "Мнемотехника, как средство развития связной речи для детей."
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познани...
Консультация для педагогов "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...
Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации....
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Полезные рекомендации для родителей по развитию связной речи детей....
Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошколь...
Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста -явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется...