Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

Полезные рекомендации для родителей по развитию связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mnemotehnika.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотехника, как средство развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. С каждым годом всё растёт число детей с речевыми нарушениями различной степени сложности. Они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, стесняются из-за нечеткой речи (нарушений в звукопроизношении),  вследствие чего становятся замкнуты, испытывают проблемы в общении с окружающими. Подобные нарушения сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Важной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его данными видами речевой деятельности? Отличным помощником в этом вопросе может послужить метод мнемотехники.

Мнемотехника – система методов и приѐмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное  представление. В основе лежит «мнемоника» (в переводе с греческого — искусство запоминания). Лучше всего мнемотехнику могут охарактеризовать слова - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Суть данного метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно можно использовать не только педагогам, но и родителям дошкольников.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов ещё в младшем дошкольном возрасте, последовательно в среднем дошкольном возрасте переходят к мнемодорожкам, в старшем дошкольном возрасте, как правило, используют мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.

Преимуществом работы по мнемотехнике в старшем дошкольном возрасте является то, что не только взрослый может создавать мнемотаблицы (нарисовать, распечатать, предложить в электронном виде), но и сам ребёнок может «закодировать» свой план рассказа, пересказа и пр., зарисовав необходимые образы (символы).

Таким образом, мнемотехника, как метод позволяющий заинтересовать ребёнка, развить память, внимание, воображение, снять психологические зажимы, способствует развитию связной монологической речи, что в дальнейшем помогает ему свободно общаться и позволяет быть активным участником образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

Статья "Мнемотехника, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста".

Мнемотехника, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие дош...

Углубленная работа «Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».«Если ребенок мол...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов  «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»....