Консультация на тему «Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Кривоносова Елена Владимировна

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы,

об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx378.37 КБ

Предварительный просмотр:

К.Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Мнемоквадрат: 

Состоит из 1 картинки

Обозначает 1 слово

Обозначает 1 предложение.

Варианты игр с мнемотаблицами:

1.Восстановить последовательность картинок по памяти;

 

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

 

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предлагаются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

 7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать текст и развивать память ребёнка.

Как работать с мнемоквадратом?

 1)Произносим слово. Показываем картинку (схематичное изображение).

2)Предлагаем ребёнку повторить предложенное слово с опорой на картинку.

3) Произносим предложение. Показываем картинку (схематичное изображение).

4)Предлагаем ребёнку повторить предложенное предложение с опорой на картинку.

Мнемодорожка: 

Состоит из нескольких картинок (4 и более), которые расположены линейно.

Каждая картинка несёт визуальную и слуховую информацию.

Может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.

Как работать с мнемодорожкой? 

1)Показать мнемодорожку (последовательность изображений, которые расположены в ряд)

2)Проговорить предложение

3)Ребёнок воспроизводит зашифрованную в ней информацию.

• Заучивание стихотворений:

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Picture background

Picture background

Мнемотаблица:

 Большое количество картинок.  Большой объём информации заложен в целую таблицу.

Все предложения связаны между собой и образовывают целый текст.

 

Как работать с мнемотаблицей? 

1)Выразительно прочитать текст (рассказ, стих, скороговорку и т.п)

2)Прочитать еще раз, показывая изображение в мнемотаблице

 3)Уточнить все ли слова знакомы ребёнку. Если что - то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме

 4)Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу

 5)И последнее, ребенок «ЧИТАЕТ» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» г. Саратова

«Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников»

Подготовила: Кривоносова Е.В.

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

laquo;Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих в...

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...