Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы
материал (старшая группа) на тему
Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Однако в современном обществе материальные ценности возвышаются над духовными. Сегодня в нравственном воспитании современных детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Вместе с тем дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных ценностей. Сформированные нравственные ценности помогают устоять перед напором негативных внешних воздействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_masterklassa.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В.Николаева МБДОУ детский сад №1 г. Велижа
Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы
Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Однако в современном обществе материальные ценности возвышаются над духовными. Сегодня в нравственном воспитании современных детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Вместе с тем дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных ценностей. Сформированные нравственные ценности помогают устоять перед напором негативных внешних воздействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.
В основу авторской концепции изменений положены теоретические основы социального становления личности дошкольника «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Роза Семеновна Буре; авторские разработки: Елены Владимировны Бариновой методическое пособие по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты»; Веры Ивановны Петровой, Татьяны Дмитриевны Стульник, пособие по проведению этических бесед с дошкольниками.
Цель: формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Составить календарно-тематическое планирование с учетом, углубленной работы по формированию нравственных ценностей.
2.Составить перспективный план ознакомления с литературными произведениями, способствующими развитию способности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
3.Составить цикл бесед по художественным произведениям, способствующих формированию умения обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
4.Разработать программу кружка, направленную на формирование представлений о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь, образы художественной литературы.
5.Составить план взаимодействия с семьей по повышению уровня компетентности родителей в вопросе формирования нравственных ценностей у детей.
Принципы работы: субъективности, ценностного отношения к Человеку, организации совместной деятельности в коллективе, актуализации ситуации успеха, акцентуации нравственного начала в образцах для подражания.
Условия реализации: заинтересованность педагога, осознание необходимости работы над темой; изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по социально-нравственному воспитанию дошкольников; использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной проблеме; учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности; создание личностно-значимой для ребенка мотивации; сотрудничество с родителями и социальными партнерами.
Система работы включает в себя работу с детьми и родителями .
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса составлено с учетом особенностей форм, методов работы связанной с формированием нравственных ценностей у дошкольников.
Составлен перспективный план ознакомления с литературными произведениями;
Составлен цикл бесед по художественным произведениям. Разработана программа кружка «Расту добрым», программа содержит следующие разделы: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость
Методы работы с детьми:
Восприятие произведений художественной литературы, беседа, обсуждения с детьми поступков героев сказки, использование примеров родителей, сверстников, героев художественной литературы, создание воспитывающих (проблемных) ситуаций, Полученный опыт проявления добрых чувств поддерживаю в различных видах детской деятельности: игровой, изобразительной, трудовой. Этический фон этим занятиям создают стихи, загадки, песни, пословицы и поговорки, пальчиковые гимнастики. Использование различных видов детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
В образовательной деятельности использование игр и упражнений, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др. Работа с родителями ведется согласно план взаимодействия с семьей по следующим направлениям взаимодействия
Изучение семьи (запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей), через беседы, наблюдение, анкетирование. Информирование родителей, через информационные стенды, объявления, памятки, стенгазеты. Консультирование родителей по различным вопросам. Просвещение и обучение, проведение родительских собраний. Совместная деятельность, проведение дней открытых дверей, организация совместных тематических праздников, выставок совместного творчества.
Результативность:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Уровень освоения программы | |||
низкий | средний | высокий | |
2014год | 50% | 50% | 0% |
2016 год | 20% | 60% | 20% |
Кроме того по результатам наблюдения отмечаю, что дошкольники овладели следующими умениями: могут учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей; стараются соблюдать нравственные нормы поведения;
могут видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
Практическая часть
Тема: «Самый дорогой на свете человек»
(слушание и обсуждение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»)
Беседа: Вам понравилось стихотворение? О ком оно? Почему девочка сидела в тишине и не играла? В какую книгу можно записать поступок ребенка? Почему?
А когда вы видите уставшую маму (папу), как вы им помогаете? Закончите предложение «Когда я вижу уставшую маму, то….» ( убираем за собой игрушки, поливаем цветы, протираем пыль, моем посуду, ухаживаем за животными…)
Игровое упражнение «Мама устала»
Рефлексия
Вы сегодня в ходе мастер класса, узнали что-то новое для себя, вам было интересно, уютно и у вас хорошее настроение – выбираем пиктограмму веселье.
Вы не узнали ничего нового, вам было скучно, не интересно – выбираем пиктограмму грусть.
Библиография:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.:УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
2.Буре Р.С.
Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
3.Петрова В.И., Стульник Т.Д.
Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
4.Семенака С.И.
Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2014. – 80с. (Растем гражданами и патриотами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр драматизации
"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации"...
Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Воспитатель Любимова И.Г.СтатьяФормирование нравств...
Формирование речи у детей двух-трех лет средствами художественной литературы
Цель темы- создание условий способствующих формированию речи у детей 2-3 лет....
Формирование речи у детей двух-трех лет средствами художественной литературы
Цель темы- создание условий способствующих формированию речи у детей 2-3 лет....
Презентация "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста средствами детской литературы"
Презентация для участия в МО духовно-патриотической направленности...
Инновационный проект "Формирование навыков жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Методическая поддержка и сопровождение педагогов ДОО в ходе реализации инновационного проектаИсследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни...
Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»
Выступление на педсовете по теме«Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»...