Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."
статья (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга.
Воспитатель Любимова И.Г.
Статья
Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы.
Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Мы в своей практической деятельности убедились, разговор о нравственных категориях с ребенком нужно начинать не с поучения, а с образца поведения. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют произведения литературы. Мы стремимся показать детям образец поведения на основе поступков литературных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_nravstvennogo_povedeni1.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга.
Воспитатель Любимова И.Г.
Статья
Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы.
Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Мы в своей практической деятельности убедились, разговор о нравственных категориях с ребенком нужно начинать не с поучения, а с образца поведения. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют произведения литературы. Мы стремимся показать детям образец поведения на основе поступков литературных героев.
С помощью художественной литературы происходит формирование нравственных ценностей у детей: товарищества, честности, ответственности за свои поступки, уважение к труду, уважение к старшим.
Многолетний опыт убеждает в том, что нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте.
В детском саду ребенок знакомится с разными видами детской литературы не только по тематике (проза, поэзия, драматургия), но и в жанровом отношении: рассказы, авторские сказки, стихи, повести; фольклорные жанры – народные сказки, потешки, считалки, загадки и др.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.. Она оказывает сильное воздействие на восприятие ребенка, развивает его воображение, без которого невозможна никакая творческая деятельность.
Свою практическую работу с детьми мы выстраиваем поэтапно. На первом познавательно-мотивационном этапе с авторскими сказками большое внимание мы уделяем приобретению детьми базисных представлений о нравственных ценностях через сказки. Дети знакомятся с первыми представлениями о справедливости, честности, доброте, отзывчивости. Сказка настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие, проходя с героем весь путь. Мы подбираем художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач.
Произведения В. Сутеева остаются весьма популярными для детского чтения, так как они утверждают общечеловеческие непреходящие ценности: сострадание, доброту, заботу о ближнем, любовь, взаимопомощь, щедрость. Воспитание чувства дружбы, товарищества.
Сказки Ханса Кристьяна Андерсена уже много лет, помогают детям быть внимательными к миру, в котором мы живем, учат видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.
Второй этап - эмоционально-оценочный. Этот метод позволяет реализовать свои знания в оценочных суждениях. Беседы с детьми строим так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое и живое, содержание. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести. На этом этапе применяются методы работы: беседа с детьми по содержанию сказки, обсуждение героев, сами ситуации, придумывание продолжения сказки.
Третий этап – деятельностный. На этом этапе предусматриваются разные направления работы с детьми. Например, драматизированное изображение событий в сказке, способствует тому, что ребенок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживая новые для него чувства. Детям предлагается игра-драматизация.
Посредством изобразительной деятельности ребенок передает свои чувства и эмоции, впечатления от прочитанного, волнующие его душу образы.
Методы работы на этом этапе: рисунки по мотивам сказки, поделки из природного материала, разыгрывание эпизодов из сказок с помощью кукол, обыгрывание состояния, чтобы лучше их понять, проигрывание и решения разных вариантов ситуации и др.
В анализируя данные проектов находит подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
У детей повысился уровень представлений о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.
Сформировываются умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особую роль в своей педагогической работе мы отводили родителям, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснили им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа направлена на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного нравственного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Нравственное воспитание детей средствами авторских сказок обеспечивает усвоение детьми основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребенка, развитию его творческих способностей, а также дает возможность воспитателям формировать у них нравственное поведение.
Список литературы:
- Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах,загадках, народном языке: очерки / В. П. Аникин. – М.: Дет. лит. 1988. – 175 с.
- Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 2012
- Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012
- Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010
- Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011-160 c
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 2011
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...
Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы
Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...
план по самообразованию "Формирование нравственных ценностей средствами художественной литературы"
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годПодменный воспитатель Саух Елена Андреевна...
Статья:" Духовно - нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы"
quot;Чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник- книга"...
«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:Актуализировать знания педагогов о важности...
Проект "Формирование семейных ценностей средствами художественной литературы"
Данный проект, реализуемый для воспитанников старшей, подготовительной групп. За основу взято произведение А.К.Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик".Взаимоотношения в семье н...