Инновационный проект "Формирование навыков жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
проект (старшая группа)

Методическая поддержка и сопровождение педагогов ДОО в ходе реализации инновационного проекта

Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно семье и организации педагогической деятельности (образовательному процессу).

К.Вехер считает, что ребенок нуждается в определенном избытке положительного социального опыта (создание определенных ситуаций успеха), рассматривая его как одно из условий формирования  жизнестойкости. Помощь ребенку в обретении ресурсов для развития жизнестойкости является основной задачей образовательной организации и родителей.

Проблемно-ориентированный анализ содержания примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальных программ, инновационных проектов и культурных образовательных практик позволяет объективно утверждать, что комплексный подход в разработке образовательного содержания, ориентированного на становление жизнестойкости воспитанников ДОО, постановки специфической задачи формирования такого качества как жизнестойкость - отсутствует. Существующее содержание образования охватывает либо отдельные аспекты жизнестойкости, либо отдельные тематические блоки, в которых реализуется содержание.    

Кроме отсутствия тематического содержания были выделены следующие образовательные дефициты:

  • затруднения педагогов при планировании и организации непосредственной образовательной деятельности с детьми;
  • недостаточная разработанность средств, направленных на пропедевтику ситуаций, связанных с принятием рисков детьми;
  • отсутствие адаптированных программ психолого-педагогической поддержки детей и родителей;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды.

На основе анализа был разработан комплекс мероприятий методического сопровождения педагогов ДОУ, практические рекомендации по организации проектной деятельности в педагогическом процессе.

Учитывая данные обстоятельства, становится актуальным вопрос формирования системы методический мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций педагогов, формулирование комплекса психолого-педагогических условий формирования навыков жизнестойкости у воспитанников ДОО.

При планировании комплекса методического сопровождения учитывался характер выявленных у педагогов затруднений. Исходя из данного условия, прежде чем приступить к непосредственной организации проекта, необходимо было решить проблему недостаточного уровня осведомлённости педагогов. С целью преодоления влияния этого фактора была запланирована и реализована методическая работа по повышению теоретической грамотности педагогов.

Решением данной проблемы мы считаем, является использование групповых и индивидуальных форм методической работы.

Групповые формы – педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические выставки, открытые просмотры, творческие группы.

Индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, беседы.

Также в комплекс методического сопровождения проектной деятельности необходимо было ввести и такие формы работы, как практикум, открытый показ, работа творческих групп, деловая игра, где у педагогов была возможность посмотреть, проанализировать, научиться, перенять опыт, получить практические навыки.

Взаимодействие детского сада и семьи имеет важное значение. Это условие реализации ФГОС ДО - создание единого образовательного пространства. В целях поддержки и активизации заинтересованного участия родителей в воспитательном процессе, нами используются такие формы работы с родителями как: собрания, мастер-классы, тематические гостиные, консультирование, в том числе посредством постеров.

С помощью художественных произведений можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой, а следовательно, справиться, и ребёнок. Слушая литературное произведение, ребенок «видит» её героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот даёт себе слово никогда так не поступать, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. Самое большое, что могут "позволить себе" сказка и рассказ – это сориентировать ребёнка на то, как лучше поступать в сложившейся жизненной ситуации. Педагог или родитель, читая то или иное произведение не учит ребенка "жить правильно". События естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок непроизвольно воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Когда у ребенка достаточный социальный опыт, он не воспринимает стресс, как угрозу себе. Дети понимают, что все можем изменить своими силами, и начинают действовать. Формирование жизнестойкости позволяет воспринимать мир в позитивном цвете, вовлекаясь в него.

Каким же образом строится работа педагогов с воспитанниками?

Исходя из поставленных задач, анализируя возможности и квалификацию педагогов, существующие условия в ДОО, рабочей группой был сформирован план работы на учебный год, на две возрастные группы – старшую и подготовительную к школе. Каждую неделю педагог планирует работу над определенной темой, в рамках ОО «Социально-коммуникативное развитие». В плане указывается как будет рассматриваться эта тема, на материале какого литературного произведения, также планируется форма организации деятельности воспитанников – рисование, лепка или инсценировка.

Каким образом все эти мероприятия войдут в жизнь группы?

Работа  организована в соответствии с режимом дня, соответствующем требованиям и нормам, регулирующим деятельность дошкольных учреждений.

Работа по формированию жизнестойкости, мероприятия по представленному плану, включены как в первую, так и во вторую половину дня.

Например, в утренний отрезок времени это беседа на тему «Умей видеть тех, кому нужна помощь», затем - чтение художественного произведения –  сказки  Б.Гримм «Бременские музыканты», во второй половине дня – лепка, в данном случае, главных героев.

Как работать со сказкой, рассказом?

Сначала, конечно же, знакомим ребенка с произведением. Творческой группой сформулированы рекомендации для воспитателей и родителей, как правильно читать детям.

Далее начинается самое интересное, сложное и каждый раз новое: осмысление прочитанного и перевод на язык внутреннего мира ребенка.

Сказку, рассказ мало просто прочитать: нужно вместе побеседовать, расставляя смысловые акценты, соотнести с ситуациями из реальной жизни, с которыми сталкиваются дети, определяя личностную ценность полученного опыта для ребенка.

В плане работы педагога отмечено, использование несколько форм организации детской деятельности:

- беседа,

- иллюстрация / лепка

- драматизация.

Организация соответствующей РППС – одно из направлений реализации проекта.

Решением задачи повышения профессиональной компетенции педагогов в проекте является методическое сопровождение воспитателей. Для того, чтобы понять, как работает тот или иной прием, предлагается алгоритм: составления беседы, организации рисования или лепки, драматизации произведения. Разработанные творческой группой рекомендации используются молодыми педагогами старших групп и позволяют им также быть участниками проекта, совершенствуя педагогические компетенции.

Педагогами образовательной организации разработаны:

- перспективный план мероприятий с детьми, содержащий темы, рассматриваемые в целях воспитания личностных качеств, как основы формирования компонентов жизнестойкости, перечень художественных произведений – сказок и рассказов для детей старшего дошкольного возраста, форм организации детской деятельности;

- перспективный план работы с педагогами, нацеленный на совершенствование профессиональных компетенций современного педагога средствами методического сопровождения проектной деятельности;

- постеры для родителей воспитанников, активизирующие интерес к теме инновационного проекта по работе со сказкой;

- циклограммы для старшей и подготовительной к школе групп, определяющие время и форму проведения мероприятий с воспитанниками, с учетом требований СанПиН к уровню образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста;

- составлены рекомендации для педагогов и родителей по работе со сказкой;

- выполнен подбор сказок и рассказов, ориентированных по направлениям «Ищи силы в самом себе», «Из любой ситуации может быть выход», «Я не одинок».

Перед творческой группой стоит задача подбора и систематизации содержательного материала к планам по формированию навыков жизнестойкости:

- иллюстративного материала к беседам, сказкам, рассказам;

- проблемных ситуаций на основе подобранных для работы сказок и рассказов;

- пословиц и поговорок, крылатых выражений, используемых героями художественных произведений, которые бы учили детей оптимизму, формировали бы базовые качества жизнестойкости;

- творческих заданий для детей, на основе знакомых художественных произведений;

- схем, опорных картинок, пиктограмм, по которым бы дети могли узнавать знакомые произведения, актуализировать для себя опыт героев по выходу из затруднительных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с детьми

по теме «Становление нравственной культуры дошкольников средствами детской художественной литературы»  в старшей группе

Чтение художественной литературы

Тематика бесед

Продуктивная деятельность

Октябрь

1

А.Толстой «Золотой ключик»

Вежливость

Рисование

2

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Горе, отчаяние

Лепка

3

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Общение с друзьями

Инсценировка

4

С. Маршак «Кошкин дом»

Семья. Семейные ценности

Инсценировка

Ноябрь

1

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Доброта

Рисование

2

К.Чуковский «Муха-Цокотуха»

Взаимопомощь

Лепка

3

В.Сутеев «Мешок яблок»

Эмоции и чувства

Инсценировка

4

Болкарская сказка «Как бедняк куриц делил»

Зависть, жадность, хитрость

Рисование

Декабрь

1

С.Маршак «12 месяцев»

Удивление, восторг

Рисование

2

Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Презрение, отвращение

Лепка

3

Русская народная сказка «Морозко»

Трудолюбие

Инсценировка

4

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Счастье, любовь, самоотдача

Рисование

Январь

1

А.Волков «Волшебник изумрудного города »

Дружба

Рисование, лепка

Февраль

1

В.Осеева «Плохо»

Стыд, вина

Рисование

2

Н.Носов «Карасик»

Грусть. печаль

Лепка

3

В.Драгунский «Три метра в стиле ботерфляй»

Как я выгляжу, уверенность в себе

Рисование

4

В.Осеева «Волшебное слово»

Гнев, злость, обида

Инсценировка

Март

1

В.Драгунский «Моя сестра Ксения»

Семья

Рисование

2

Н.Носов «Мишкина каша»

Самостоятельность

Рисование

3

В.Осеева «Синие листья»

Дружба

Инсценировка

4

В.Осеева «Кто его наказал»

Бережливость, жадность

Лепка

Апрель

1

Б.Жидков «Наводнение»

Милосердие

Рисование

2

Н.Носов «Живая шляпа»

Страх

Инсценировка

3

Б.Жидков «Обвал»

Испуг

Рисование

4

В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»

Правда -неправда

Рисование

План работы с детьми

по теме «Становление нравственной культуры дошкольников средствами детской художественной литературы»  в подготовительной к школе группе

Чтение художественной литературы

Тематика бесед

Продуктивная деятельность

Октябрь

1

В.Сутеев «Яблоко»

Вежливость

Рисование

2

Ш.Перро  «Мальчик - с - пальчик »

Горе, отчаяние

Лепка

3

Ш.Перро  «Кто в сапогах»

Общение с друзьями

Рисование

4

Ш.Перро  «Золушка»

Семья. Семейные ценности

Инсценировка

Ноябрь

1

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Доброта

Рисование

2

Б.Гримм «Бременские музыканты»

Взаимопомощь

Лепка

3

В.Сутеев «Под грибом»

Эмоции и чувства

Инсценировка

4

Б.Гримм «Храбрый портной»

Зависть, жадность, хитрость

Рисование

Декабрь

1

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Удивление, восторг

Лепка  

2

Г.Х.Андерсен  «Снежная королева »

Презрение, отвращение

Рисование

3

К.Чуковский  «Федорино горе»

Трудолюбие

Инсценировка

4

С.Аксаков «Аленький цветочек»

Счастье, любовь, самоотдача

Рисование

Январь

1

А.Волков «Волшебник изумрудного города »

Дружба

Рисование, лепка

Февраль

1

В.Осеева «Печенье»

Стыд, вина

Рисование

2

Н.Носов «Заплатка»

Грусть. печаль

Инсценировка

3

Н.Носов «Клякса»

Как я выгляжу, уверенность в себе

Рисование

4

Л.Толстой «Старый дед и внучек»

Гнев, злость, обида

Рисование

Март

1

М.Зощенко «Показательный ребенок»

Семья

Рисование

2

Н.Носов «Огурцы»

Стыд

Инсценировка

3

В.Осеева «Три товарища»

Дружба

Рисование

4

В.Осеева «Сторож»

Бережливость, жадность

Лепка

Апрель

1

Р.Погодин «Что у Сеньки было»

Милосердие

Рисование

2

В.Осеева «Новая игрушка»

Обида

Инсценировка

3

Б.Жидков «Пожар»

Испуг

Рисование

4

Л.Толстой  «Косточка»

Правда - неправда

Рисование



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как же научить ребенка делиться

Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.

Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. "Я сам!" и "Мое!" - основные слова малыша. Фактически "Мое" - одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

У растущего ребенка развивается сильная привязанность как к вещам, так и к людям. Годовалому ребенку трудно "поделиться" мамой; двухлетнему - игрушечным медведем. http://wildkids.biz/uploads/posts/2015-09/1442840893_12248743.jpg

Когда ожидать, что ребенок научится делиться. Настоящее желание поделиться основано на сочувствии, способности понимать мнение другого человека и видеть мир его глазами или с его точки зрения. Детям моложе шести лет с трудом удается это. Главным образом они делятся потому, что вы их так учите. Не ожидайте, что ребенок в два или два с половиной года легко научится совместному использованию своих игрушек. Дети в возрасте до двух лет готовы к параллельной игре с другими детьми, но не с ними. Они не думают о том, что другой ребенок хочет или чувствует. При умелом воспитании эгоистичный двухлетний ребенок может стать щедрым к трем или четырем годам.

Не заставляйте Ваших детей старшего возраста делиться с младшими. Часто когда старшие дети играют, к примеру, в футбол, их младшие братья и сестры вдруг тоже начинают хотеть поиграть в футбол именно в этот момент и именно этим мячом. Иными словами, младшие желают делать то же, что и старшие.

В таком случае не заставляйте старших тот час же отдавать мяч младшим. Поступая таким образом, Вы учите младших уважать старших, их право поиграть в мяч.

Не заставляйте детей играть поочередно. Родители часто прибегают к такой стратегии, чтобы научить детей делиться. Однако ребенок сам должен осознать и придти к этому (что произойдет как минимум в три года).

Никогда не вырывайте игрушки у детей. Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о безопасности ребенка, которая под угрозой (к примеру, острые предметы). Когда Вы применяете физическую силу, Вы тем самым учите и Вашего ребенка поступать так же, как это делаете Вы. В таком случае всегда будет лучше попросить ребенка передать Вам игрушку, а затем Вы можете ее спрятать.

Находите решение, а не виновных. Если Вы видите, что дети дерутся между собой из-за игрушки и не могут договориться, не ищите виноватого, а попросите их самостоятельно справиться с проблемой. Позвольте детям самим решить задачу (они одновременно ходят играть с одной игрушкой, а это невозможно). Если малыши затрудняются, можно предложить несколько вариантов на выбор самих детей. Можно предложить поменяться игрушками. Можно организовать совместную игру и пр.

Извиняйтесь от имени Вашего ребенка. Если Ваш ребенок выхватит игрушку у другого малыша, будет лучше, если Вы извинитесь от имени Вашего ребенка. Этим Вы выразите уважение к другому ребенку и подадите пример Вашему малышу.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Если Вы видите, что дети дерутся из-за игрушки, постарайтесь сдержать себя (если, конечно, конфликт не превращается в серьезную драку с побоями). Дети учатся самостоятельно решать проблемы и стоять за себя. https://relaxmam.ru/wp-content/uploads/2017/07/esli-rebenok-zhadina.jpg

Поощряйте щедрость ребенка. Обязательно хвалите его, когда он делится с кем-то, в присутствии других. Так ребенок будет усваивать, что делиться - это хорошо. Чем чаще вы будете поощрять ребенка делиться с окружающими и хвалить его за проявление щедрости, тем охотнее он будет радовать своим вниманием вас, других родственников и своих друзей.

Не проецируйте свои эмоции на Вашего ребенка. Если Вы видите, что у Вашего ребенка постоянно отнимают игрушку, а он при этом никак не реагирует, не старайтесь тут же отобрать игрушку у другого, заступаясь за своего ребенка.

Обратите внимание ребенка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребенку чужую игрушку. Постарайтесь вызвать в малыше симпатию или сочувствие к другому ребенку, у которого нет таких чудесных игрушек, а так хочется поиграть! И, может быть, впервые в жизни испытает ни с чем не сравнимое удовольствие оттого, что доставил радость другому человеку. Это наверняка станет для него самым настоящим открытием, ведь он начал познавать совсем новый мир - чувства другого человека.

Читайте и обсуждайте с ребенком сказки. Объяснить ребенку, "как плохо быть жадным" достаточно сложно, но если Вы попытаетесь сделать это, основываясь на образах, то гораздо быстрее достигните желаемого результата. Дело в том, что персонажи, олицетворяющие собой добро и зло, нагляднее любых абстрактных формул типа "хорошо" и "плохо" показывают малышу, в чем разница этих понятий и почему лучше быть таким, как Иван-царевич, а не таким, как Кощей Бессмертный или Змей Горыныч.http://ideasforbusiness.ru/wp-content/uploads/2016/10/206.jpg

«10 золотых рецептов против жадности».

1. Не пытайтесь насильно сделать малыша щедрым. Любое насилие ведет к тому, что кроха либо начинает против вас «военные действия», либо ломается как личность.

2. Научитесь уважать право ребенка самому распоряжаться собственными вещами — решение должно быть всегда за ним.

3. Избегайте навешивать ярлыки и называть жадиной. Слыша такое изо дня в день, ребёнок не научится делиться, но решит, что он действительно жадный, плохой и его никто не любит.

4. Не оставляйте без внимания любые добрые поступки ребенка. Похвала приятна в любых выражениях: «Я очень рада, что ты сегодня дал Сереже поиграть своей новой машинкой! » Или: «Молодец, ты поделился с бабушкой яблоком! » Карапуз готов на многое, чтобы заслужить одобрение мамы. Зная, что вы радуетесь его щедрости, он будет стараться заслужить похвалу еще, еще и еще.

5. Каждый ребенок любит своих родителей и мечтает походить на них, поэтому старается во всем копировать поведение мамы и папы. И если взрослые отзывчивы и щедры к другим людям, малыш не оставит это без внимания и просто не сможет вырасти жадиной.

6. Избегайте конфликтных ситуаций. Например, не берите с собой на прогулку дорогие вещи или любимые игрушки малыша, потеря или поломка которых может сильно огорчить не только ребенка, но и вас.

7. Объясните крохе преимущества взаимовыгодного обмена игрушками с другими детьми: «Как здорово дать поиграть соседскому мальчику или девочке свою игрушку, а взамен получить не менее интересную и увлекательную вещь. А если собрать все игрушки и играть вместе, получится очень весело! »

8. Дайте ребенку возможность понять и почувствовать, как здорово быть добрым и щедрым. Прекрасный способ для этого — устроить детский праздник подарков. И не обязательно дожидаться красного дня на календаре, а также делать большие финансовые затраты. Смастерите вместе с малышом простые поделки из бумаги или пластилина, сделайте рисунки, испеките печенье или торт и пригласите в гости друзей вашего карапуза. Вот вам и праздник! А теперь пусть малыш сам подарит гостям сделанные им подарки. Наверняка кроха запомнит этот день на всю жизнь, ведь делать сюрпризы и видеть восторг и радость друзей так приятно!

9. Рассказывайте малышу сказки, где добро всегда побеждает зло, а положительные герои никогда не жадничают (поэтому их все любят и помогают).

10. Последний совет — самый простой и сложный одновременно. Доверяйте своему ребёнку, любите его и никогда не сомневайтесь — он вырастет замечательным человеком! 

http://kosino-uhtomski.mos.ru/upload/medialibrary/849/_3.jpg



Предварительный просмотр:

Беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» (Счастье, любовь, самоотдача)

Цель: формировать умение проводить мотивационную оценку поступков и характеров героев сказки, раскрыть смысл понятия «самоотдача», способствовать формированию интереса к книгам, воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

- Ребята, что изображено на рисунке?

 Аленький цветочек.

-Из какой он сказки?

Из сказки «Аленький цветочек».

-Кто написал эту сказку?

Сказку «Аленький цветочек» написал С.Т.Аксаков

-Расскажите, как начинается сказка.

-Что попросили привезти отца дочери?

-Что случилось с купцом в дороге?

На него напали разбойники.

-  С помощью какого предмета можно быстро перемещаться в сказке?

Золотой перстень.

- На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?

 На мизинец.

- Расскажите, как жилось дочке купца во дворце у зверя лесного, чуда морского.

 - Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?

Через три дня.

- Почему дочка купца вернулась с опозданием?

 Сестры перевели часы назад.

- Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

Заколдованным принцем.

- Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?

Верность данному слову; преданность; самоотдача, бескорыстная, искренняя любовь.

- Кто вам понравился и почему?

Продуктивная деятельность. Рисование

-Ребята, давайте сами нарисуем аленькие цветочки.



Предварительный просмотр:

 Беседа «Удивление, восторг» по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

В ходе беседы воспитатель знакомит детей с такими эмоциями и чувствами, как удивление и восторг.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Двенадцать братьев в их семье,

И с каждым мы знакомы.

Один приходит по весне,

Другой придет в морозы.

Кто любит стужу, кто тепло,

Но знаем точно мы одно,

Что каждый в гости к нам придет,

В подарок что-то принесет. (12 месяцев).

-Эта загадка про месяцы года. Все они к нам приходят по очереди, друг за другом. А я вот знаю одну девочку, она виделась однажды со всеми месяцами сразу. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из сказки «Двенадцать месяцев» и вспомнить эту сказку. После чтения проводится беседа:

- О ком эта сказка? (о девочке, которая пошла зимой в лес за подснежниками)

- Растут ли подснежники зимой?

- Почему же девочка пошла в лес? (ее отправила мачеха за цветами)

- Почему братья месяцы решили помочь падчерице?

- Какой была неродная дочка? (трудолюбивая, ласковая, вежливая)

- Какие чувства испытала королева, увидев корзину с подснежниками? (ее удивлению не было предела)

- Какие чувства испытывали вы, когда девочка повстречалась с «Месяцами»? (удивление)

- А в жизни, когда вы удивлялись? Испытывали восторг? (ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

в  дипломной  работе  отражен  опыт  по  созданию  художествеенно -  эстетических  условий  для  развития  детей  в  соответствии ...

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное со...