Инновационный проект "Формирование навыков жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
проект (старшая группа)
Методическая поддержка и сопровождение педагогов ДОО в ходе реализации инновационного проекта
Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно семье и организации педагогической деятельности (образовательному процессу).
К.Вехер считает, что ребенок нуждается в определенном избытке положительного социального опыта (создание определенных ситуаций успеха), рассматривая его как одно из условий формирования жизнестойкости. Помощь ребенку в обретении ресурсов для развития жизнестойкости является основной задачей образовательной организации и родителей.
Проблемно-ориентированный анализ содержания примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальных программ, инновационных проектов и культурных образовательных практик позволяет объективно утверждать, что комплексный подход в разработке образовательного содержания, ориентированного на становление жизнестойкости воспитанников ДОО, постановки специфической задачи формирования такого качества как жизнестойкость - отсутствует. Существующее содержание образования охватывает либо отдельные аспекты жизнестойкости, либо отдельные тематические блоки, в которых реализуется содержание.
Кроме отсутствия тематического содержания были выделены следующие образовательные дефициты:
- затруднения педагогов при планировании и организации непосредственной образовательной деятельности с детьми;
- недостаточная разработанность средств, направленных на пропедевтику ситуаций, связанных с принятием рисков детьми;
- отсутствие адаптированных программ психолого-педагогической поддержки детей и родителей;
- организация развивающей предметно-пространственной среды.
На основе анализа был разработан комплекс мероприятий методического сопровождения педагогов ДОУ, практические рекомендации по организации проектной деятельности в педагогическом процессе.
Учитывая данные обстоятельства, становится актуальным вопрос формирования системы методический мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций педагогов, формулирование комплекса психолого-педагогических условий формирования навыков жизнестойкости у воспитанников ДОО.
При планировании комплекса методического сопровождения учитывался характер выявленных у педагогов затруднений. Исходя из данного условия, прежде чем приступить к непосредственной организации проекта, необходимо было решить проблему недостаточного уровня осведомлённости педагогов. С целью преодоления влияния этого фактора была запланирована и реализована методическая работа по повышению теоретической грамотности педагогов.
Решением данной проблемы мы считаем, является использование групповых и индивидуальных форм методической работы.
Групповые формы – педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические выставки, открытые просмотры, творческие группы.
Индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, беседы.
Также в комплекс методического сопровождения проектной деятельности необходимо было ввести и такие формы работы, как практикум, открытый показ, работа творческих групп, деловая игра, где у педагогов была возможность посмотреть, проанализировать, научиться, перенять опыт, получить практические навыки.
Взаимодействие детского сада и семьи имеет важное значение. Это условие реализации ФГОС ДО - создание единого образовательного пространства. В целях поддержки и активизации заинтересованного участия родителей в воспитательном процессе, нами используются такие формы работы с родителями как: собрания, мастер-классы, тематические гостиные, консультирование, в том числе посредством постеров.
С помощью художественных произведений можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой, а следовательно, справиться, и ребёнок. Слушая литературное произведение, ребенок «видит» её героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот даёт себе слово никогда так не поступать, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. Самое большое, что могут "позволить себе" сказка и рассказ – это сориентировать ребёнка на то, как лучше поступать в сложившейся жизненной ситуации. Педагог или родитель, читая то или иное произведение не учит ребенка "жить правильно". События естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок непроизвольно воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Когда у ребенка достаточный социальный опыт, он не воспринимает стресс, как угрозу себе. Дети понимают, что все можем изменить своими силами, и начинают действовать. Формирование жизнестойкости позволяет воспринимать мир в позитивном цвете, вовлекаясь в него.
Каким же образом строится работа педагогов с воспитанниками?
Исходя из поставленных задач, анализируя возможности и квалификацию педагогов, существующие условия в ДОО, рабочей группой был сформирован план работы на учебный год, на две возрастные группы – старшую и подготовительную к школе. Каждую неделю педагог планирует работу над определенной темой, в рамках ОО «Социально-коммуникативное развитие». В плане указывается как будет рассматриваться эта тема, на материале какого литературного произведения, также планируется форма организации деятельности воспитанников – рисование, лепка или инсценировка.
Каким образом все эти мероприятия войдут в жизнь группы?
Работа организована в соответствии с режимом дня, соответствующем требованиям и нормам, регулирующим деятельность дошкольных учреждений.
Работа по формированию жизнестойкости, мероприятия по представленному плану, включены как в первую, так и во вторую половину дня.
Например, в утренний отрезок времени это беседа на тему «Умей видеть тех, кому нужна помощь», затем - чтение художественного произведения – сказки Б.Гримм «Бременские музыканты», во второй половине дня – лепка, в данном случае, главных героев.
Как работать со сказкой, рассказом?
Сначала, конечно же, знакомим ребенка с произведением. Творческой группой сформулированы рекомендации для воспитателей и родителей, как правильно читать детям.
Далее начинается самое интересное, сложное и каждый раз новое: осмысление прочитанного и перевод на язык внутреннего мира ребенка.
Сказку, рассказ мало просто прочитать: нужно вместе побеседовать, расставляя смысловые акценты, соотнести с ситуациями из реальной жизни, с которыми сталкиваются дети, определяя личностную ценность полученного опыта для ребенка.
В плане работы педагога отмечено, использование несколько форм организации детской деятельности:
- беседа,
- иллюстрация / лепка
- драматизация.
Организация соответствующей РППС – одно из направлений реализации проекта.
Решением задачи повышения профессиональной компетенции педагогов в проекте является методическое сопровождение воспитателей. Для того, чтобы понять, как работает тот или иной прием, предлагается алгоритм: составления беседы, организации рисования или лепки, драматизации произведения. Разработанные творческой группой рекомендации используются молодыми педагогами старших групп и позволяют им также быть участниками проекта, совершенствуя педагогические компетенции.
Педагогами образовательной организации разработаны:
- перспективный план мероприятий с детьми, содержащий темы, рассматриваемые в целях воспитания личностных качеств, как основы формирования компонентов жизнестойкости, перечень художественных произведений – сказок и рассказов для детей старшего дошкольного возраста, форм организации детской деятельности;
- перспективный план работы с педагогами, нацеленный на совершенствование профессиональных компетенций современного педагога средствами методического сопровождения проектной деятельности;
- постеры для родителей воспитанников, активизирующие интерес к теме инновационного проекта по работе со сказкой;
- циклограммы для старшей и подготовительной к школе групп, определяющие время и форму проведения мероприятий с воспитанниками, с учетом требований СанПиН к уровню образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста;
- составлены рекомендации для педагогов и родителей по работе со сказкой;
- выполнен подбор сказок и рассказов, ориентированных по направлениям «Ищи силы в самом себе», «Из любой ситуации может быть выход», «Я не одинок».
Перед творческой группой стоит задача подбора и систематизации содержательного материала к планам по формированию навыков жизнестойкости:
- иллюстративного материала к беседам, сказкам, рассказам;
- проблемных ситуаций на основе подобранных для работы сказок и рассказов;
- пословиц и поговорок, крылатых выражений, используемых героями художественных произведений, которые бы учили детей оптимизму, формировали бы базовые качества жизнестойкости;
- творческих заданий для детей, на основе знакомых художественных произведений;
- схем, опорных картинок, пиктограмм, по которым бы дети могли узнавать знакомые произведения, актуализировать для себя опыт героев по выходу из затруднительных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi.docx | 17.04 КБ |
konkultatsii.zip | 2.88 МБ |
besedy_podgotovitelnaya_gruppa.zip | 312.5 КБ |
besedy_starshaya_gruppa.zip | 289.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с детьми
по теме «Становление нравственной культуры дошкольников средствами детской художественной литературы» в старшей группе
№ | Чтение художественной литературы | Тематика бесед | Продуктивная деятельность |
Октябрь | |||
1 | А.Толстой «Золотой ключик» | Вежливость | Рисование |
2 | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | Горе, отчаяние | Лепка |
3 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | Общение с друзьями | Инсценировка |
4 | С. Маршак «Кошкин дом» | Семья. Семейные ценности | Инсценировка |
Ноябрь | |||
1 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | Доброта | Рисование |
2 | К.Чуковский «Муха-Цокотуха» | Взаимопомощь | Лепка |
3 | В.Сутеев «Мешок яблок» | Эмоции и чувства | Инсценировка |
4 | Болкарская сказка «Как бедняк куриц делил» | Зависть, жадность, хитрость | Рисование |
Декабрь | |||
1 | С.Маршак «12 месяцев» | Удивление, восторг | Рисование |
2 | Русская народная сказка «Царевна - лягушка» | Презрение, отвращение | Лепка |
3 | Русская народная сказка «Морозко» | Трудолюбие | Инсценировка |
4 | Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди» | Счастье, любовь, самоотдача | Рисование |
Январь | |||
1 | А.Волков «Волшебник изумрудного города » | Дружба | Рисование, лепка |
Февраль | |||
1 | В.Осеева «Плохо» | Стыд, вина | Рисование |
2 | Н.Носов «Карасик» | Грусть. печаль | Лепка |
3 | В.Драгунский «Три метра в стиле ботерфляй» | Как я выгляжу, уверенность в себе | Рисование |
4 | В.Осеева «Волшебное слово» | Гнев, злость, обида | Инсценировка |
Март | |||
1 | В.Драгунский «Моя сестра Ксения» | Семья | Рисование |
2 | Н.Носов «Мишкина каша» | Самостоятельность | Рисование |
3 | В.Осеева «Синие листья» | Дружба | Инсценировка |
4 | В.Осеева «Кто его наказал» | Бережливость, жадность | Лепка |
Апрель | |||
1 | Б.Жидков «Наводнение» | Милосердие | Рисование |
2 | Н.Носов «Живая шляпа» | Страх | Инсценировка |
3 | Б.Жидков «Обвал» | Испуг | Рисование |
4 | В.Драгунский «Тайное всегда становится явным» | Правда -неправда | Рисование |
План работы с детьми
по теме «Становление нравственной культуры дошкольников средствами детской художественной литературы» в подготовительной к школе группе
№ | Чтение художественной литературы | Тематика бесед | Продуктивная деятельность |
Октябрь | |||
1 | В.Сутеев «Яблоко» | Вежливость | Рисование |
2 | Ш.Перро «Мальчик - с - пальчик » | Горе, отчаяние | Лепка |
3 | Ш.Перро «Кто в сапогах» | Общение с друзьями | Рисование |
4 | Ш.Перро «Золушка» | Семья. Семейные ценности | Инсценировка |
Ноябрь | |||
1 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Доброта | Рисование |
2 | Б.Гримм «Бременские музыканты» | Взаимопомощь | Лепка |
3 | В.Сутеев «Под грибом» | Эмоции и чувства | Инсценировка |
4 | Б.Гримм «Храбрый портной» | Зависть, жадность, хитрость | Рисование |
Декабрь | |||
1 | В.Катаев «Цветик-семицветик» | Удивление, восторг | Лепка |
2 | Г.Х.Андерсен «Снежная королева » | Презрение, отвращение | Рисование |
3 | К.Чуковский «Федорино горе» | Трудолюбие | Инсценировка |
4 | С.Аксаков «Аленький цветочек» | Счастье, любовь, самоотдача | Рисование |
Январь | |||
1 | А.Волков «Волшебник изумрудного города » | Дружба | Рисование, лепка |
Февраль | |||
1 | В.Осеева «Печенье» | Стыд, вина | Рисование |
2 | Н.Носов «Заплатка» | Грусть. печаль | Инсценировка |
3 | Н.Носов «Клякса» | Как я выгляжу, уверенность в себе | Рисование |
4 | Л.Толстой «Старый дед и внучек» | Гнев, злость, обида | Рисование |
Март | |||
1 | М.Зощенко «Показательный ребенок» | Семья | Рисование |
2 | Н.Носов «Огурцы» | Стыд | Инсценировка |
3 | В.Осеева «Три товарища» | Дружба | Рисование |
4 | В.Осеева «Сторож» | Бережливость, жадность | Лепка |
Апрель | |||
1 | Р.Погодин «Что у Сеньки было» | Милосердие | Рисование |
2 | В.Осеева «Новая игрушка» | Обида | Инсценировка |
3 | Б.Жидков «Пожар» | Испуг | Рисование |
4 | Л.Толстой «Косточка» | Правда - неправда | Рисование |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как же научить ребенка делиться
Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.
Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. "Я сам!" и "Мое!" - основные слова малыша. Фактически "Мое" - одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.
У растущего ребенка развивается сильная привязанность как к вещам, так и к людям. Годовалому ребенку трудно "поделиться" мамой; двухлетнему - игрушечным медведем.
Когда ожидать, что ребенок научится делиться. Настоящее желание поделиться основано на сочувствии, способности понимать мнение другого человека и видеть мир его глазами или с его точки зрения. Детям моложе шести лет с трудом удается это. Главным образом они делятся потому, что вы их так учите. Не ожидайте, что ребенок в два или два с половиной года легко научится совместному использованию своих игрушек. Дети в возрасте до двух лет готовы к параллельной игре с другими детьми, но не с ними. Они не думают о том, что другой ребенок хочет или чувствует. При умелом воспитании эгоистичный двухлетний ребенок может стать щедрым к трем или четырем годам.
Не заставляйте Ваших детей старшего возраста делиться с младшими. Часто когда старшие дети играют, к примеру, в футбол, их младшие братья и сестры вдруг тоже начинают хотеть поиграть в футбол именно в этот момент и именно этим мячом. Иными словами, младшие желают делать то же, что и старшие.
В таком случае не заставляйте старших тот час же отдавать мяч младшим. Поступая таким образом, Вы учите младших уважать старших, их право поиграть в мяч.
Не заставляйте детей играть поочередно. Родители часто прибегают к такой стратегии, чтобы научить детей делиться. Однако ребенок сам должен осознать и придти к этому (что произойдет как минимум в три года).
Никогда не вырывайте игрушки у детей. Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о безопасности ребенка, которая под угрозой (к примеру, острые предметы). Когда Вы применяете физическую силу, Вы тем самым учите и Вашего ребенка поступать так же, как это делаете Вы. В таком случае всегда будет лучше попросить ребенка передать Вам игрушку, а затем Вы можете ее спрятать.
Находите решение, а не виновных. Если Вы видите, что дети дерутся между собой из-за игрушки и не могут договориться, не ищите виноватого, а попросите их самостоятельно справиться с проблемой. Позвольте детям самим решить задачу (они одновременно ходят играть с одной игрушкой, а это невозможно). Если малыши затрудняются, можно предложить несколько вариантов на выбор самих детей. Можно предложить поменяться игрушками. Можно организовать совместную игру и пр.
Извиняйтесь от имени Вашего ребенка. Если Ваш ребенок выхватит игрушку у другого малыша, будет лучше, если Вы извинитесь от имени Вашего ребенка. Этим Вы выразите уважение к другому ребенку и подадите пример Вашему малышу.
Наблюдайте, не вмешиваясь. Если Вы видите, что дети дерутся из-за игрушки, постарайтесь сдержать себя (если, конечно, конфликт не превращается в серьезную драку с побоями). Дети учатся самостоятельно решать проблемы и стоять за себя.
Поощряйте щедрость ребенка. Обязательно хвалите его, когда он делится с кем-то, в присутствии других. Так ребенок будет усваивать, что делиться - это хорошо. Чем чаще вы будете поощрять ребенка делиться с окружающими и хвалить его за проявление щедрости, тем охотнее он будет радовать своим вниманием вас, других родственников и своих друзей.
Не проецируйте свои эмоции на Вашего ребенка. Если Вы видите, что у Вашего ребенка постоянно отнимают игрушку, а он при этом никак не реагирует, не старайтесь тут же отобрать игрушку у другого, заступаясь за своего ребенка.
Обратите внимание ребенка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребенку чужую игрушку. Постарайтесь вызвать в малыше симпатию или сочувствие к другому ребенку, у которого нет таких чудесных игрушек, а так хочется поиграть! И, может быть, впервые в жизни испытает ни с чем не сравнимое удовольствие оттого, что доставил радость другому человеку. Это наверняка станет для него самым настоящим открытием, ведь он начал познавать совсем новый мир - чувства другого человека.
Читайте и обсуждайте с ребенком сказки. Объяснить ребенку, "как плохо быть жадным" достаточно сложно, но если Вы попытаетесь сделать это, основываясь на образах, то гораздо быстрее достигните желаемого результата. Дело в том, что персонажи, олицетворяющие собой добро и зло, нагляднее любых абстрактных формул типа "хорошо" и "плохо" показывают малышу, в чем разница этих понятий и почему лучше быть таким, как Иван-царевич, а не таким, как Кощей Бессмертный или Змей Горыныч.
«10 золотых рецептов против жадности».
1. Не пытайтесь насильно сделать малыша щедрым. Любое насилие ведет к тому, что кроха либо начинает против вас «военные действия», либо ломается как личность.
2. Научитесь уважать право ребенка самому распоряжаться собственными вещами — решение должно быть всегда за ним.
3. Избегайте навешивать ярлыки и называть жадиной. Слыша такое изо дня в день, ребёнок не научится делиться, но решит, что он действительно жадный, плохой и его никто не любит.
4. Не оставляйте без внимания любые добрые поступки ребенка. Похвала приятна в любых выражениях: «Я очень рада, что ты сегодня дал Сереже поиграть своей новой машинкой! » Или: «Молодец, ты поделился с бабушкой яблоком! » Карапуз готов на многое, чтобы заслужить одобрение мамы. Зная, что вы радуетесь его щедрости, он будет стараться заслужить похвалу еще, еще и еще.
5. Каждый ребенок любит своих родителей и мечтает походить на них, поэтому старается во всем копировать поведение мамы и папы. И если взрослые отзывчивы и щедры к другим людям, малыш не оставит это без внимания и просто не сможет вырасти жадиной.
6. Избегайте конфликтных ситуаций. Например, не берите с собой на прогулку дорогие вещи или любимые игрушки малыша, потеря или поломка которых может сильно огорчить не только ребенка, но и вас.
7. Объясните крохе преимущества взаимовыгодного обмена игрушками с другими детьми: «Как здорово дать поиграть соседскому мальчику или девочке свою игрушку, а взамен получить не менее интересную и увлекательную вещь. А если собрать все игрушки и играть вместе, получится очень весело! »
8. Дайте ребенку возможность понять и почувствовать, как здорово быть добрым и щедрым. Прекрасный способ для этого — устроить детский праздник подарков. И не обязательно дожидаться красного дня на календаре, а также делать большие финансовые затраты. Смастерите вместе с малышом простые поделки из бумаги или пластилина, сделайте рисунки, испеките печенье или торт и пригласите в гости друзей вашего карапуза. Вот вам и праздник! А теперь пусть малыш сам подарит гостям сделанные им подарки. Наверняка кроха запомнит этот день на всю жизнь, ведь делать сюрпризы и видеть восторг и радость друзей так приятно!
9. Рассказывайте малышу сказки, где добро всегда побеждает зло, а положительные герои никогда не жадничают (поэтому их все любят и помогают).
10. Последний совет — самый простой и сложный одновременно. Доверяйте своему ребёнку, любите его и никогда не сомневайтесь — он вырастет замечательным человеком!
Предварительный просмотр:
Беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» (Счастье, любовь, самоотдача)
Цель: формировать умение проводить мотивационную оценку поступков и характеров героев сказки, раскрыть смысл понятия «самоотдача», способствовать формированию интереса к книгам, воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
- Ребята, что изображено на рисунке?
Аленький цветочек.
-Из какой он сказки?
Из сказки «Аленький цветочек».
-Кто написал эту сказку?
Сказку «Аленький цветочек» написал С.Т.Аксаков
-Расскажите, как начинается сказка.
-Что попросили привезти отца дочери?
-Что случилось с купцом в дороге?
На него напали разбойники.
- С помощью какого предмета можно быстро перемещаться в сказке?
Золотой перстень.
- На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
На мизинец.
- Расскажите, как жилось дочке купца во дворце у зверя лесного, чуда морского.
- Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
Через три дня.
- Почему дочка купца вернулась с опозданием?
Сестры перевели часы назад.
- Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
Заколдованным принцем.
- Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
Верность данному слову; преданность; самоотдача, бескорыстная, искренняя любовь.
- Кто вам понравился и почему?
Продуктивная деятельность. Рисование
-Ребята, давайте сами нарисуем аленькие цветочки.
Предварительный просмотр:
Беседа «Удивление, восторг» по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
В ходе беседы воспитатель знакомит детей с такими эмоциями и чувствами, как удивление и восторг.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Двенадцать братьев в их семье,
И с каждым мы знакомы.
Один приходит по весне,
Другой придет в морозы.
Кто любит стужу, кто тепло,
Но знаем точно мы одно,
Что каждый в гости к нам придет,
В подарок что-то принесет. (12 месяцев).
-Эта загадка про месяцы года. Все они к нам приходят по очереди, друг за другом. А я вот знаю одну девочку, она виделась однажды со всеми месяцами сразу. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из сказки «Двенадцать месяцев» и вспомнить эту сказку. После чтения проводится беседа:
- О ком эта сказка? (о девочке, которая пошла зимой в лес за подснежниками)
- Растут ли подснежники зимой?
- Почему же девочка пошла в лес? (ее отправила мачеха за цветами)
- Почему братья месяцы решили помочь падчерице?
- Какой была неродная дочка? (трудолюбивая, ласковая, вежливая)
- Какие чувства испытала королева, увидев корзину с подснежниками? (ее удивлению не было предела)
- Какие чувства испытывали вы, когда девочка повстречалась с «Месяцами»? (удивление)
- А в жизни, когда вы удивлялись? Испытывали восторг? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
в дипломной работе отражен опыт по созданию художествеенно - эстетических условий для развития детей в соответствии ...
Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное со...