Презентация "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста средствами детской литературы"
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)
Презентация для участия в МО духовно-патриотической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_2ml.gr_.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский Образовательная программа дошкольной организации, как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре , к традициям родного края, к общечеловеческим ценностям, к развитию фантазии, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость . Дошкольный возраст – это сензитивный период в социальном развитии человека. Социальное развитие ребенка является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру ( Л.С.Выготский ), подлинного культуроосвоения и культуротворчества ( В.Т.Кудрявцев ). Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, родителей, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения д етской художественной литературы .
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы , с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказки "Репка" ,"Теремок", "Зимовье зверей" учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка". Трудолюбие в народной сказке " Хаврошечка ". Забота о близких поощряется в сказке "Бобовое зернышко».
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Этапы работы с детской художественной литературой. Знакомство детей с художественной литературой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям произведений. • Эмоциональное восприятие детьми произведения – пересказ детьми содержания, настольный театр, подвижные игры с персонажами произведения – с целью закрепления содержания. Данные формы работы позволяют узнать, как дети поняли суть произведения. • Художественная деятельность – отношение к герою произведения в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев. • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев произведений способствует умению оценивать поступки не только героев, но и окружающих людей.
Образовательный процесс по духовно-нравственному воспитанию посредством детской художественной литературы осуществляется: 1. В ходе непрерывной образовательной деятельности; 2. В ходе режимных моментов; 3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми и родителями; 4. При организации самостоятельной детской деятельности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством детской художественной литературы осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления: Образовательное направление: ОД, чтение детям, беседы, обсуждение поступков героев и детей, сюжетно-игровые ситуации, проблемные ситуации, проектная деятельность. Культурно-познавательное направление: просмотры мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках, театрализованная деятельность. Нравственно-трудовое направление : изготовление поделок по сказкам или литературным произведениям.
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный, практический. 1.Наглядный метод использую во время: чтения произведений устного народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений вместе с детьми; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; целевых прогулок. 2.Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе: рассказа или беседы с элементами диалога; чтения произведений; заучивания потешек , песенок, пословиц, поговорок, считалок; рассказывания произведений устного народного творчества детьми; проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций; загадывания загадок. 3.Практический метод, который использую, когда необходимо: изготовить с детьми наглядные пособия; организовать консультации с родителями; изготовить поделки на выставки; организовать постановку сказок; провести экскурсии различной направленности; нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам , пословицам и поговоркам.
Необходимость подключения семьи к процессу духовно-нравственного воспитания объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья . В работу с родителями входит: -собрания на духовно- нравственные темы; -лектории; -знакомство с семейными традициями; - участие в конкурсах, социальных акциях ; -проведение совместных мероприятий; -анкетирование и тестирование; -индивидуальные и групповые консультации; -наглядные виды работы (информационные стенды, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы); -привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий; -привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики; -выставки совместного творчества.
Таким образом, детская художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и духовно - нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...
Пояснительная записка к программе "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. ...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...
Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...
Консультация для воспитателей «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...
РПМО 2022 год «Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Презентация дидактического пособия «Волшебный кубик сказок».
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 4 заседания РП(М)О воспитателей дошкольного образования, старших воспитателей, методистов ДОУ. Дата проведения: 14 апреля 2022 г. Место проведения: г. Надым, ул. Набережная 22, ...