Обобщение опыта работы 2019
проект по теме
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы Сидоровой Татьяны Александровны, воспитателя 1 квалификационной категории
«Ранняя профориентация в ДОУ»
Актуальность:
Профориентация дошкольников – это одно из приоритетных в ближайшие годы проблем, решение которой повлечёт за собой тенденцию увеличения или положительного решения влияющих на качество выпускника.
А профессиональная ориентация дошкольников - это система определенных мероприятий, направленных на развитие будущих личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей интересов, способностей и потребностей при выборе профессии во взрослом возрасте.
Проведя педагогическое наблюдение, беседу с детьми и родителями, мы выявили проблему, что дети дошкольного возраста мало знают о профессиях, в частности о профессиях своих родителей. Так же идеи профориентации заложены в программе обучения и воспитания в детском саду в разделе ознакомления с профессиями и трудом взрослых и является частью образовательно-воспитательного процесса и социализации ребенка в детском саду. Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной. Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то возможно наши дети с гордостью будут рассказывать о профессиях и вопрос «Кем быть?» не застанет их врасплох. Поразмыслив о реалиях современности, решили разработать проект «Все работы хороши – выбирай на вкус», который направлен на раннюю профориентацию детей в нашей группе.
Вид проекта: познавательный, игровой, творческий
Сроки реализации: долгосрочный (с сентября по май)
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели
Формы работы: игры (сюжетно-ролевые, квест, дидактические, инсценировки), экскурсии, наблюдения, НОД, чтение литературы, работа с родителями, встреча с интересными людьми, продуктивная деятельность.
Цель проекта: знакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности.
Задачи проекта:
- формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых;
- знакомить детей с профессиями родителей и сотрудниками детского сада;
- воспитывать уважение к труду людей;
- познакомить детей с литературными, художественными произведениями по тематике;
- привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Ожидаемые результаты:
- Владение детьми представлением о разных профессиях и обобщающим понятием «профессия»
- Умение детей узнавать и называть профессию
- Создание альбома «Профессии наших родителей»
- Оформление книги «Стихи и загадки о профессиях»
- Умение детей имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.
Обеспечение:
- развивающие и сюжетные игры,
- наглядно-дидактические пособия;
- предметно-развивающая среда;
- выставки, художественная литература
Реализация проекта
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае, углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи мы приглашали родителей воспитанников. По возможности, они приносили свою спецодежду, доступно рассказывали детям информацию о своей профессии. В свою очередь, дети задавали и получали от взрослых ответы на интересующие их вопросы. Ознакомление с новыми профессиями мы проводили по заданному алгоритму:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Так же в своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых мы использовали наблюдения и экскурсии в детском саду. Посещая прачечную, пищеблок, кабинет заведующей и медицинской сестры дети больше узнавали о труде сотрудников детского сада. Во время экскурсии обязательно обращали внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии. Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого имеет положительное влияние на поведение детей, их отношение к людям и вещам.
Беседы с детьми о профессиях, как и чтение художественной литературы так же расширяли представления детей о профессиях и труде взрослых. Заучивая пословицы и поговорки о труде, мы разъясняли каждую из них, чтобы детям было легче понять смысл. Позже на открытых занятиях дети легко вспоминали ранее выученные пословицы и поговорки. Безусловно вся словесная работа не прошла даром, у детей расширился и пополнился словарный запас. Играя в игру «Загадай профессию», дети могли хорошо описать ту или иную профессию, составить описательный рассказ о труде сотрудников нашего детского сада, рассказать о важности и пользе труда.
Для обогащения предметно-пространственной среды, совместно с детьми изготовили разрезные пазлы, оформили книгу загадок и стихотворений о профессиях, пополнили центры сюжетно-ролевых игр. Для оформления альбома «Профессии наших родителей» обратились за помощью к мамам и папам воспитанников, которые принесли нам свое фото с места работы. С помощью взрослых составили маленький рассказ о своем труде. После, на родительском собрании дети сами рассказывали о профессии своих родителей, придерживаясь заданного алгоритма. Здесь мы познакомились с такими профессиями, как: помощник машиниста, кондуктор, машинист горновыемочных машин, водитель-экспедитор, машинист установки обогащения, парикмахер-стилист, регистратор в стоматологической клинике, младший воспитатель, директор пилорамы, машинист электропоезда, бухгалтер.
Большую часть работы по профориентации, мы реализовали с помощью игры, так как ведущей деятельностью дошкольников является игра. Это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в сюжетно-ролевых играх сочетаются элементы игры и обучения. В игре дети примеряют на себя роль, проигрывают труд взрослого человека, лучше осознают важность каждой профессии в жизни человека. В сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.
Постепенно мы старались побудить детей усложнять содержание сюжетно-ролевых игр. Дети часто сами предлагали новые сюжеты, а мы в свою очередь помогали ввести в игру новые роли или специальности (врач - педиатр, медицинская сестра, регистратор), побуждали детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты, предметы заместители (инструменты, техника, имитация транспорта). В сюжетно-ролевых играх дети научались: общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности; приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета.
Для закрепления полученных знаний, в своей работе мы использовали технологию «квест-игры», где дети выполняли задания, передвигаясь по станциям. Все задания в игре связаны одной сюжетной линией. Варианты игр мы представляли в форме карты - путеводителя, где указывалось место нахождения некого сюрприза или искомого предмета. Так же использовали номера и стрелочки подсказки, для последовательности. Во время путешествия дети сталкивались с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одной остановки к другой. В данной игре дети проявляли свою самостоятельность, сплоченность команды, стремление доводить начатое дело до конца. В квесте интерес детей поддерживается интригой «А что же будет дальше?». Ребята, выполняя задания, имитировали трудовые действия, выбирали нужные атрибуты, для разных профессий, складывали пазлы и т.д. В игре дети чувствовали себя раскрепощено, не боялись ошибиться и проявляли уверенность в выполнении заданий.
И, конечно, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)
С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...