Опыт работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца
Сообщение
«Обобщение педагогического опыта на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Трубицына Елена Николаевна
Октябрь - 2018
Вашему вниманию хочу представить свой опыт работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым является ребенок.
Поэтому целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работу осуществляю в 4 направлениях:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с социумом.
Для каждого направления ставлю задачи:
- С детьми:
1. Совершенствовать знания детей по безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение.
3. Формировать у детей умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
- С родителями:
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
- С педагогами:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
2. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения.
- С социумом:
Привлечь к сотрудничеству инспекторов по пропаганде БДД ОГИБДД
ОМВД России по г. Ельцу, отряд ЮИД к решению задач по обучению
дошкольников дорожной азбуке.
БЛОК: РАБОТА С ДЕТЬМИ.
С 2012 года являюсь ответственной за организацию работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма среди воспитанников детского сада № 4 г. Ельца. Работу с детьми начинаю от простого к сложному. Разработала дополнительную общеразвивающую программу социально – педагогической направленности «Маленький пешеход» для детей 5-7 лет. На слайде представлены 3 аспекта изучения ПДД:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.)
Большое внимание уделяю игровым формам работы. Для изучения правил дорожного движения использую настольные и дидактические игры, такие как «Дорожная азбука», домино по ПДД, «Красный, желтый, зеленый», «Собери дорожный знак», «Говорящие знаки» и др. Навыки безопасного поведения закрепляю в сюжетно – ролевых играх, таких как «Автогородок», «Мы – шоферы», «Мы едем, едем, едем» и др. Разрабатываю и использую в работе авторские игры «Летает, едет, плывет» (цель игры: учить детей находить соответствующее место на панно, где должен находиться воздушный, водный, наземный транспорт), «Поставь знак» (цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, цели и месте их использования), «Безопасная дорога в детский сад № 4 (цель: закрепить знания детей необходимости выбора безопасной дороги в свой детский сад).
Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ), его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию. В конструктивной деятельности предлагаю детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекресток, различные здания, транспорт. В своей работе использую мнемотаблицы для закрепления знаний о сигналах светофора, для ознакомления с дорожными знаками, такие как «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов», «Что мы знаем о дороге». Эффективны в изучении ПДД составление совместно с детьми коллажей дорожной тематики.
В своей работе эффективно использую педагогические проекты. Ярким примером стал проект «Дорожная грамота», в ходе которого на прогулке воссоздала реальную дорожную ситуацию, а дети выполняли определенные роли: водителя или пешехода. Во время прогулок провожу подвижные игры с элементами ПДД: «Автобус», «Будь внимателен!» и др. В ходе режимных моментов часто использую художественную литературу, которая представлена на слайде.
В своей работе по ПДД я использую ИКТ – технологии: учебные электронные презентации, интерактивные обучающие игры, такие как «Учим дорожные правила вместе», «Дорожные пятнашки», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина», Транспорт», которые в увлекательной и веселой форме помогают детям стать грамотными пешеходами. Для систематизации знаний демонстрирую обучающие мультфильмы «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы».
Одной из находок в работе с детьми являются алгоритмические игры: «Переход улицы со светофором», «Переход улицы без светофора», которые провожу на макете и учу детей размышлять, рассуждать, использовать на практике свои знания. Наряду с традиционными формами работы использую и нестандартные, такие как выступление агитбригады.
Самыми интересными и увлекательными формами знакомства с правилами дорожного движения являются праздники и конкурсы. Дети с удовольствием участвовали в викторине «Азбука дорожной безопасности», КВН «Дорога глазами детей», где исполняли песни, частушки по ПДД, разыгрывали дорожные сценки.
Работа с детьми по ПДД будет эффективна, если теоретический материал тесно связан с практикой. Самым действенным методом доведения до дошкольников элементарных правил поведения на дороге является экскурсии к дорожным знакам и светофору, по тем улицам, по которым проходят дети каждый день в детский сад, а в дальнейшем в школу, при изучении транспорта. Разработала и провела мероприятия: «Турнир знатоков по правилам дорожного движения», «Приключение Красной Шапочки в городе», КВН «Дорога глазами детей», «Азбука дорожной безопасности», «Баба Яга и светофор», «Дорожная азбука», «В гостях у красного, желтого, зеленого», «В гостях у Светофора Светофорыча», «Путешествие в страну дорожных знаков», ОД «Виды транспорта», «Путешествие в песочный город», «Правила поведения в общественном транспорте», викторина «Ребенок – главный пассажир»,
Большое внимание уделяю развивающей предметно – пространственной среде. В группе создан «уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения, который пополняется и обновляется в течение всего учебного года.
Я постоянно контролирую уровень знаний детей и провожу мониторинг в начале и конце учебного года. Его анализ за 2017 – 2018 учебный год выявил положительную динамику сформированности представлений у дошкольников по ПДД. Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний увеличилось на 9%, по сравнению с началом учебного года, а сформированность осознанного отношения к соблюдению правил возросло на 10 %.
БЛОК: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Родители являются постоянными помощниками в работе с детьми. Использую разные формы взаимодействия:
- родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД,
- совместные досуги,
- анкетирование,
- консультации,
- деловые игры»; и др.
- вечер вопросов и ответов;
- устный журнал;
- папки – передвижки.
- педагогические проекты.
- буклеты
- памятки
- информационный стенд.
Предлагаю родителям обучающие фильмы по ПДД, созданные мной: «Учимся правильно переходить дорогу», « Ритмика в стиле ПДД». В каждой возрастной группе разместила схему безопасного маршрута детей детского сада № 4 г. Ельца. На сайте детского сада в блоке методическая копилка я размещаю практические советы родителям: консультации, памятки по ПДД. Создан раздел ПДД, на котором выложена информация : паспорт дорожный безопасности, информация о возможных дорожных ситуациях, которые могут возникнуть в момент перехода проезжей части. Ежеквартально оформляю информационный стенд «Дорожный калейдоскоп». Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов к настольным и сюжетно – ролевым играм. Особое внимание уделяю выставкам совместных работ родителей и детей по безопасности дорожного движения. Провела консультации «Детский травматизм на дороге», «Безопасность детей – в наших руках», «Учите ребенка правильно вести себя на дорогах» , разработала папки – передвижки «Красный , желтый, зеленый», «Как знакомить ребенка с правилами безопасного поведения на дороге», рекомендации для родителей по ПДД, памятки по безопасности на дороге», анкету «Безопасность вашего ребенка на дороге».
БЛОК: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
В 2014 году являлась руководителем школы молодого педагога, где большое внимание уделяла работе с воспитателями ДОУ. Провела консультацию «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?», обучающий тренинг “Минутка безопасности в детском саду”, мастер – класс по изготовлению игрового атрибута «Дорожные знаки», «Применение инновационных технологий в работе по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах», разработала перспективный план работы по обучению детей ПДД во всех возрастных группах». Вместе с педагогами изучали новинки методической литературы, газету «Добрая дорога детства», которая позволяет черпать интересные сведения, методические рекомендации, отслеживать положительный опыт работы других образовательных учреждений.
БЛОК: РАБОТА С СОЦИУМОМ.
Традиционными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России лейтенантом Зиборовой Кристиной Витальевной, ст. лейтенантом Гнездиловым Олегом Владимировичем и капитаном Архиповым Романом Александровичем, на которых дети повторяют правила, разбирают ошибки в поведении пешеходов. В гости к дошколятам приходят отряд ЮИД с их руководителем Архиповой Светланой Викторовной. В апреле 2018 года было сотрудничество с МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Самым главным итогом деятельности является то, что родители и воспитанники детского сада не зафиксированы в сводках ДТП.
С целью распространения своего опыта взаимодействую со средствами массовой информации, о чем свидетельствуют публикации в газетах «Красное знамя» и «Елецкий вестник», видеоматериал ЕТРК «Юидовцы в гостях у Рябинки», передача «Детский мир». В рамках Всероссийского интернет – конкурса педагогического творчества представила свой опыт работы по организации праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях. Имею публикации в ассоциации творческих педагогов России, на сайте детского сада и в социальной сети работников образования «Наша сеть».
Заключение.
Сегодня я могу говорить о том, что достигла определенных результатов, а именно:
мои воспитанники активно участвуют и являются победителями конкурсов разного уровня: всероссийской занимательной викторины «Безопасное движение», муниципальных конкурсов «Дорожный калейдоскоп». Являюсь победителем городской акции авторских программ по основам детской дорожной безопасности «Знание – жизнь» (2013 г. и 2014 г.), заняла 3 место в региональном конкурсе «Знание – жизнь» (2013 г. и 2014 г.) в номинации «Лучший воспитатель дошкольных учреждений по основам дорожной безопасности». Наш детский сад участвовал в городском конкурсе «Зеленый огонек – 2013,2014, 2015, 2016, 2017», где занял первое место. А в региональном конкурсе «Зеленый огонек-2014, 2017» - 2 место. Но самое главное, пожалуй, то, что мои воспитанники – примерные пешеходы и им нравится быть такими.
Таким образом, я считаю свою работу актуальной, востребованной и результативной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...
"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"....
Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....
Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов...
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Долгосрочный проект...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...