Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
проект по обж (старшая группа) на тему
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Автор: Сывороткина Юлия Васильевна – воспитатель
Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В Самарской области ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Объект изменений: познание старшими дошкольниками социальной действительности.
Предмет изменений: образовательная деятельность, направленная на формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Понятийный аппарат:
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Безопасное поведение – это умение правильно вести себя в разных ситуациях.
Безопасность дорожного движения – защищенность участников движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Водитель – человек, управляющий транспортным средством.
Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход – человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место обозначенное для перехода через улицу.
Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения – взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Вид проекта: социально-значимый, практико-ориентированный, долгосрочный.
Анализ ресурсов
Внешние ресурсы | Внутренние ресурсы | |
Кадровый потенциал |
|
|
Материально-техническое обеспечение |
|
|
Специальные службы | ГИБДД | Специалисты |
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
Задачи проекта:
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Закрепить знания детей о назначении светофора.
- Закрепить знание детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения.
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Сроки реализации проекта:
Подготовительный (аналитический) сентябрь – ноябрь 2015 г.;
Основной (реализация намеченных планов) ноябрь 2015 г. по август 2017 г.
Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.
Этапы реализации проекта:
Содержание деятельности | Сроки |
Подготовительный этап | |
| Сентябрь – октябрь 2015 г. |
| В ходе реализации проекта |
Основной этап | ноябрь 2015 г.- август 2017 г. |
| По плану педагога Ноябрь 2015 г. Апрель 2016 г. Май 2016 г. Ноябрь 2016 г. В ходе реализации проекта Август 2017 г. В конце учебного года |
Заключительный | Сентябрь – октябрь 2017 г. |
| Сентябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. |
Основные направления реализации проекта
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона;
- Предупреждение попаданий детей в различные дорожные ситуации;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в детском саду;
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Формы реализации проекта:
- Занятия;
- Беседы;
- Оснащение предметно-пространственной среды;
- Работа с родителями.
Механизм реализации проекта:
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
- картотека подвижных игр по ПДД;
- картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
- подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
- цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД».
Ожидаемые результаты проекта:
- Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
- Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
- Снизится процент детского дорожно-транспортного травматизма с участием детей
Критерии оценки результатов реализации проекта
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника:
- Уровень сформированности представлений
- о транспортных средствах;
- об улице (виды перекрестков);
- о правилах перехода проезжей части.
- Знание дорожных знаков:
- предупреждающих;
- запрещающих;
- информационно-указательных;
- знаков сервиса.
- Уровень культуры поведения детей
- на улице;
- в транспорте.
Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу.
Способы предоставления результатов
- Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
- Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, занятий, проекта по пропаганде ПДД
- Детские рисунки,
- Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
- Комплект плакатов «Правила дорожного движения»
Ресурсное обеспечение
- Нормативно-правовое
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
- Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
- Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
- Информационное:
- информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
- мультимедийные презентации,
- информация в СМИ
- Организационное:
- сотрудничество с управлением ГИБДД,
- работа по управлению деятельностью участников проекта.
- Материально-техническое:
- уголок безопасности в групповых помещениях;
- дорожно-транспортная площадка;
- выносные макеты дорожно-транспортных средств
- методические и дидактические пособия, картотека.
- Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
- Кадровое:
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели старшей группы
- старший воспитатель,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физическому воспитанию,
- инспектор ГИБДД.
Список использованных источников
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
- Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...
Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...
Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...
Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Проект:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....
ПРОЕКТ Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Отдел образования и молодёжной политики г. Канаш Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №19” г.Канаш Чувашской Республики ПРОЕКТ Фо...
ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ".
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожн...