Синтез народной сказки и развивающих игр Воскобовича
консультация (старшая группа) на тему

Макушкина Светлана Вячеславовна

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. В работе с детьми для нас главным является осознание смысла между сказочных событий и их взаимосвязи в реальном мире. Мы должны ответить себе на вопрос: «Чему же нас учит сказка?»

Эта статья о том, как рассказывать сказку, постигая ее значение с помощью развивающих игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

С одной стороны – это самое молодое направление практической психологии. С другой – самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Дать однозначное определение не так просто (далее читать)

  • Один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека

Благодаря грамотной работе со сказклй развиваются самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и спосбность управлять отношениями

  • Наиболее древняя воспитательная система человека, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека

Все сказки, прежде всего несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось» человека, его жизненный стержень

  • Язык образов и символов, органичный бессознательному человека

Тонкие аспекты нашей личности разговаривают с нашим «сознанием» на языке метафоры, образов КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

  • Способ, с помощью которого можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным.
  • Сказкотерапия полезна, начиная с внутриутробного периода и до глубокой зрелости
  • Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Процесс переноса  сказочных смыслов в реальность

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. В работе с детьми для нас главным является осознание смысла между сказочных событий и их взаимосвязи в реальном мире. Мы должны ответить себе на вопрос: «Чему же нас учит сказка?»

Воспитательный текст в конце сказки: ЭТО ЕСТЬ В КОНСПЕКТАХ!!!

  • Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.

Взаимосвязь смысла сказкочной ситуации и реальной жизни:

  • Цветик-семицветик: а что бы мы загадали себе
  • Илья Муромец и благословение
  • Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов, потенциала личности

Мы понимаем, что испытания герою выпадают не зря. Но испытания даются лишь тому, кто силен. Если ты сможешь выдержать испытания – тебе все по силам и в конце тебя ждет наград.

  • Золушка

  • Сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Многие люди отмечают, что на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Парацельс: волшебный мир – это невидимый духовный аналог видимой природы. За этими идеями стоит идея одухотворенности окружающего мира. (Морозко не укрыл березку)

Морозко: сейчас я ее стрелой убью

12 месяцев: в лес придет, ни одной веточки зря не сломает.

  • Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. волшебство - это еще и превращение. В сказке - реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

 НОВЫЙ ГОД, МЫ ВСЕ ХОТИМ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

  • Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайн

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Евгений Николаевич Трубецкой «ИНОЕ ЦАРСТВО» И ЕГО ИСКАТЕЛИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ»

Иван Ильин Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического ; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия.

ВЫВОД: СКАЗКА НУЖНА НАМ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ СЕБЯ…

Вставить во вторую часть ООП и реализовывать бесплатно (подозреваю, что это именно так);
Можно использовать ее как  программу доп. (платных) услуг), если содержание выходит за рамка ФГОС ДО.
И еще: с какими категориями детей с ОВЗ Ваша программа, по Вашему мнению, прекрасно применима?

 - с расстройством поведения и общения;

- с нарушениями слуха;

- с речевыми дисфункциями;

- с изменениями опорно-двигательного аппарата;

- с задержкой психического развития;

Воспитание нравственно-здоровой личности Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.

Развитие фантазии и творческих способностей – как помочь герою сказки

Социальные навыки - Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелейОтождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. 

Чудо-Соты

Начнем с конструкторов: «Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1, 2, 3». Каждая серия заключает в себе не просто танграмы, они наполнены смыслом и содержанием.

«Чудо-Соты 1» - сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленая сота состоит из двух трапеций. 

ЧС заключают в себе определяющие (базовые объекты и предметы) русских сказок для малышей: домики, животные (заяц, медведь, лиса, и др), природное окружение (цветы, деревья). Они просты и понятны даже для детей младшего возраста. В них есть четкие детали понятные малышу: ушки, глаза, большая голова.

СЛАЙД 34

 «Чудо-Крестики 2» — из них получаются сказочные персонажи детей более старшего возраста: Василиса, Кощей, Змей Горыныч, Иван-царевич и др., древнерусская архитектура: терема, избушки, дворцы. Сказочные образы персонажей не только легко выкладываются по образцу: гениально придуманное сочетание форм дает возможность самим детям создавать персонажей. Например, «Град на острове стоит, с теремами и церквами…» (А.С. Пушкина) с удовольствием создается детьми именно из этих «Крестиков». А сколько башенок «прячется» в этих Крестиках, сколько пышных платьев цариц и красавиц!

СЛАЙД  38 «Чудо-Крестики 3». Ломаные и изогнутые детали, много мелких элементов, деталь, похожая на звезду — все это служит источником вдохновения для всего неожиданного и фантастического. Попросите ребенка, хорошо знакомого с играми В.В. Воскобовича, воспроизвести знакомый образ, и он выберет знакомые «Чудо-Крестики 2» или «Чудо-Соты 1», предложите ему неведомый образ (несуществующее животное, инопланетянин и др.), и он выберет «Чудо-Крестики 3».

И главное, определяющее свойство всех конструкторов: они прекрасно «дружат» между собой. Грани всех деталей конструкторов можно совмещать и создавать свои образы, не тесня свое творчество в рамках одного материала.

СЛАЙД 39

«Чудо-Крестики 1»-  это ловушка для самых умных, хитрая улыбка автора. При кажущемся небольшом размере и меньшем количестве деталей «Крестики 1» наиболее трудны. Там есть детали, отраженные зеркально, и именно они в большей степени развивают пространственное воображение, заставляют думать и находить единственно правильный выбор. Как это важно в современном мире, где перед человеком всегда стоит умение определить верный путь! Мы не можем объяснить это ребенку, но ребенок может сам опытным путем понять, что не всегда есть заменители, иногда надо искать необходимый и значимый элемент.

СЛАЙД  40

«Квадрат Воскобовича двухцветный/четырехцветный», Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов  и «Змейка». В этих прекрасных разработках автора есть манящая особенность: постоянно меняющая плоскость квадрата или прямоугольника «притягивает» воображение детей. Дети зачарованно складывают, изменяют, крутят эти игры. (Наши воспитатели, прекрасно зная об этой особенности, вовсю используют ее, когда надо, чтобы дети были заняты и в группе, на время стало тихо. Например, при индивидуальной работе с ребенком в группе, при подготовке к занятиям, достаточно дать детям «Квадрат» или «Змейку», и дети полностью погрузятся в мир образов). Мы часто (и, признаемся, с грустью) слышим о том, что мол, это очень просто сделать такой квадрат, не надо ничего покупать… Можно. Но так зачарованно играть ребенок не будет! Поверьте, очень сложно вымерить четко не только стороны треугольников, составляющих «Квадрат», но и границы между ними. Он не сложится так идеально и легко, как настоящий «Квадрат», не будет держать форму. Кроме того, части авторского «Квадрата» настолько привлекательны внешне и на ощупь, что явно превосходят любой «самодел».

Заметно, что автору игр важна кинетическая составляющая: детали привлекательны, прочны, приятны для подушечек пальцев (ну и «на зубок» дети любят попробовать, настолько они «сочно» выглядят).

СЛАЙД  41«Прозрачный квадрат» (сказочное название – «Волшебные льдинки»). 30 пластинок из прозрачного пластика (62х62 мм), на каждую нанесено изображение геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника; альбом фигур; А это одна из удивительнейших находок автора. Не будем описывать технологию ее использования и то, насколько она важна интеллектуального развития для детей, поскольку это и так понятно. Обратим внимание на материал и разработку. Это не твердое дерево «Крестиков» и не мягкая ткань «Квадрата». У них есть границы и нет границ, они твердые и прочные, но могут изгибаться… Они привлекают своей необычностью, вариативностью и в то же время четкой структурой: все детали «Льдинок» — это части квадрата, каждая их деталей является дробью числа. Ну и разумеется, как и во всех играх этого автора: все детали «дружат» между собой, идеально совпадая границами.

СЛАЙД 44

Хрустальный тувалет (мы знакомимся со страрусскими словами)заколодела дорожка, замуравела

Викторина: угадай героя

СЛАЙД 52

Более, чем десятилетний опыт работы по этим играм, а также играм других авторов позволяет сделать интересный вывод: игры В.В. Воскобовича эмоционально-благоприятны для ребенка, не вызывают соперничества и располагают к межличностному общению. Постараемся объяснить сей феномен:

Отсутствие соперничества. В отличие от многих других игр, игры В.В. Воскобовича (в особенности, описанные ранее конструкторы, «Квадрат Воскобовича», «Змейка») предполагают, что ребенку предоставляется комплект игр на него одного. Многие разработчики игр, предлагая одну игру (коробку конструктора, контейнер с деталями) рассчитывают, что дети будут учиться договариваться и учиться уступать (кстати, этот процесс является ярким проявлением технологии обучения в сотрудничестве). Но мы понимаем, что это произойдет, если рядом с детьми всегда будет понимающий, чутко реагирующий взрослый. Детям дошкольного возраста трудно играть в одну игру без конфликтов, обид, взаимных претензий. И мы знаем, что они пока не умеют договариваться. Получается, что, предлагая один набор предметов на всех, мы провоцируем конфликтную среду.

И создавать такую среду можно при условии:

а) проведения диагностического обследования,

б) коррекционной психолого-педагогической работы.

Если наши цели иные, то разумно будет создать детям изначально равные условия. Чтобы Петя не сказал, что ему была нужна именно такая деталь, которую взял Коля. У Пети и у Коли будет одинаковый набор деталей, одинаковый исходные данные. В таком случае, тревожные и зависимые дети не будут переживать, что они могут недополучить чего-то или им не хватит. Они могут заняться творчеством, зная, что у них есть все то же самое, что и у других детей. Таким детям это важно знать. Тем более, что комплект конструкторов так упакован, что сразу видно все детали и не стоит переживать. А это важно. (Вспомните, когда мы ставим стаканчики с карандашами на каждого ребенка. Есть дети, которые сразу заметят, какого карандаша не хватает у них, но он есть у другого).

Эмоциональное благополучие. Удивительно, но игры Воскобовича миролюбивы и не вызывают соперничества. Мы уже отмечали их привлекательность, как на ощупь, так и на глаз. Они манят своим качеством и прекрасно и точно подходящими друг другу деталями. Они легко изменяемы (нет шипов и креплений) и поэтому так притягивают детей. Крик ребенка: «Я первый сделал!», — практически не вызывает ревности и раздражения. Ребенок знает, что и он сейчас сделает, у него все для этого есть и его ждет радость открытия. Это как с любимым блюдом: кто-то съел первым, а кто-то неспеша лакомится. Подтолкнуло к этому выводу нас вот какое наблюдение: обычно мы просим тех, кто сделал первым, пройти среди ребят и спросить, нужна ли помощь. И оказывается, что помощь не нужна. Дети, не отрывая взгляд от захватывающей работы, отказываются от помощи: «Я сам(а) хочу!». А с какой радостью дети делятся своими произведениями, соединяют их одно целое или сдвигают рядышком! К примеру, Миша сделал свою башню, а Коля делает терем с башенками. Миша неспеша сравнивает и оценивает варианты. Он может сделать так, как у Коли, потому что у него такой же набор деталей, он может сделать по-другому, он может предложить соединить работы, и о, чудо!: на столе возникает «Град на острове стоит..». Мальчики воодушевлены и используют оставшиеся детали для расширения «града». Вот тогда и возникает единение и чувство работы с другом и совместная радость творчества.

Эмоциональное благополучие. Мы уже писали выше, что малыш, погружаясь в игру, как бы «смакует» ее. Он знает, что у него такой же набор деталей, как и у других. В связи с тем, что нет трудных соединений (шипы, крепления), которые раздражают детей, игра становится более вариативной и разнообразной. Создавая образ, ребенок уходит в мир образов, а, следовательно, мир представлений, ощущений. Такая работа успокаивает малыша, помогает ему обрести нужный настрой. Замечено, что, когда мы предлагаем эти игры импульсивным и тревожным детям их эмоциональный фон выравнивается.

Работа в спокойной обстановке, занятие любимым делом, отсутствие конфликтов, радость творчества – все это способствует интеллектуальному и личностному росту в любом возрасте и в любой сфере. И все это нам могут предложить развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 54 психопроф методы

На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь.

Также активно используются мимика, жесты, пантомимика.

Чтобы понять, для чего это нужно, приведем высказывание М.А. Чистяковой: «Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для коррекции и профилактики нервного напряжения у некоторых детей»

Проговаривание эмоций: тоска по родимому дому

Мы все иногда скучаем по своим близким, а когда очень сильно скучаем, то это называется – тоска

Кроме этого основной акцент в занятии сделан на обучении элементам техники выразительных движений.

Емеля:Когда мы пугаемся, у нас широко открываются глаза и рот, брови поднимаются. Мы даже выставляем вперед руки, чтобы спрятаться.

Мы даем характеристики героям, учим распознавать их качества: Жалость – это сострадание. Когда в нас есть жалость, мы можем переживать, сострадать, нам хочется утешить. Когда нет жалости – становятся безжалостными, жестокими. Кого в этой сказке мы можем назвать безжалостными? Нравятся они вам?

Слайд 59 ИКТ

В процессе рассматривания книг, дети также имеют возможность познакомиться с прекрасными работами художников-иллюстраторов детских сказок: Билибина Ивана Яковлевича, Рачева Евгения Михайловича. Знакомясь с былинами, дети рассматривают иллюстрации замечательных картин художников М.Врубеля, В. Васнецова, чьи работы, несомненно, являются золотым фондом нашей культуры, могут увидеть иллюстрации сделанные руками мастров народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх

Обзор воспитательного знаяения сказки в работе с дошкольниками...

Сказка «Радуга» с использованием развивающей игры Воскобовича «Лепестки» (эталоны цвета).

Сказка «Радуга» с использованием развивающей игры Воскобовича «Лепестки» (эталоны цвета). Что развивает  игра «Лепестки» Воскобовича?Пособие способствует ...

Путешествие по сказкам с использованием развивающих игр Воскобовича в средней группе

Путешествие по сказкам с использованием развивающих игр Воскобовича в средней группе...

Родительское собрание в старшей группе по развивающим играм Воскобовича "В гостях у сказки"

Целью собрания было формирование педагогических компетенций в использовании развивающих игр В. В. Воскобовича у родителей воспитанников....

Развивающие игры Воскобовича. "Сказки Фиолетового леса"

Занятия с игровыми материалами Воскобовича это -Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и ...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности по работе с детьми с ЗПР "В гостях у сказки" ( по развивающим играм Воскобовича )

Сегодня для всестороннего развития детей с самого раннего возраста многие педагоги дошкольных организаций широко использует методику Вячеслава  Вадимовича Воскобовича. Дети, которые занимаются по...

Доклад к педсовету На тему: «Использование русской народной сказки и фольклера как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»

Актуальность:Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит в...