Формирование элементарных математических представлений. ФОРМА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сарсадская Елена Викторовна

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы дошкольного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_ot_rozhdenie_do_shkoly_-femp.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержательный раздел.

Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Реализации образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы дошкольного образования

Наименование раздела образовательной области: Формирование элементарных математических представлений.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Наименование подраздела: Количество и счет.

Основная часть ООП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

№п/п

Основные задачи

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая)

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая)

Развитие воспитанников в культурных практиках

Сетевая реализация ООП ДО

П о м о р а е в а И. А., П о з и н а В. А. Фор ми ро ва ние эле мен тар ных ма те ма ти чес ких предс тав ле ний. Старшая груп па (5–6 лет).

Д а р ь я Д е н и с о в а, Ю р и й Д о р о ж и н. Ма те ма ти ка для дош коль- ни ков: Старшая группа.

Плакаты: «Счет до 10» «Цвет»; «Форма».

Школа семи гномов

Счет, форма, величина Логика, мышление Прописи для малышей Время, пространство

Новикова В. П.
ФГОС Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 5-6 летСценарии занятийФГОС Математика в д/сФГОС Математика в детском саду. 5-6 лет. Рабочая тетрадь

ФГОС Математика в д/с. Демонстрационный материал.


ФГОС Математика в д/сФГОС Математика в д/с. Раздаточный материал 5-7 лет.

Технология

Парциальная программа

Технология

зона для настольно-печатных игр

Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

1 квартал 4 неделя

Занятие№1 (4) стр.17

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (9) стр.24

2 квартал 4 неделя

Занятие№3 (18) стр.37

2 квартал 4 неделя

Занятие№3 (22) стр.43

2 квартал 5 неделя

Занятие№4 (23) стр.44

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (25) стр.47

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (26) стр.48

3 квартал 5 неделя

Занятие №4 (27) стр.50

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (28) стр.51

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (32) стр.48

Шестой год обученияЛогика, мышление (ШСГ 6-й год обучения), развивающее пособие Книга с развивающей игрой и наклейками

Счет, форма, величина (ШСГ 6-й год обучения), развивающее пособие Книга с развивающей игрой и наклейками

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан- ному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

1 квартал 1 неделя

Занятие №  1 стр.12

1 квартал 2 неделя

Занятие №2 (2) стр.14

1 квартал 3 неделя

Занятие №3 (3) стр.16

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (5) стр.18

1 квартал 2 неделя

Занятие№3 (6) стр.20

1 квартал 3 неделя

Занятие№4 (7) стр.21

1 квартал 4  неделя

Занятие №1 (8) стр.23

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (9) стр.24

1 квартал 3 неделя

Занятие№3 (10) стр.26

1 квартал 4 неделя

Занятие №4 (11) стр.27

1 квартал 5 неделя

Занятие№1 (12) стр.28

2 квартал 2 неделя

Занятие№3 (14) стр.31

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (17) стр.36

2 квартал 5 неделя

Занятие№4 (23) стр.44

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (26) стр.48

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (29) стр.53

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (30) стр.55

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (32) стр.48

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (34) стр.55

3 квартал 5 неделя

Занятие№4 (35) стр.48

Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

1 квартал 1 неделя

Занятие №  1 стр.12

1 квартал 2 неделя

Занятие №2 (2) стр.14

1 квартал 3 неделя

Занятие №3 (3) стр.16

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (5) стр.18

1 квартал 2 неделя

Занятие№3 (6) стр.20

1 квартал 3 неделя

Занятие№4 (7) стр.21

1 квартал 4  неделя

Занятие №1 (8) стр.23

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (9) стр.24

1 квартал 3 неделя

Занятие№3 (10) стр.26

1 квартал 4 неделя

Занятие №4 (11) стр.27

1 квартал 5 неделя

Занятие№1 (12) стр.28

2 квартал 2 неделя

Занятие№3 (14) стр.31

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (17) стр.36

2 квартал 5 неделя

Занятие№4 (23) стр.44

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (26) стр.48

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (29) стр.53

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (30) стр.55

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (32) стр.48

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (34) стр.55

3 квартал 5 неделя

Занятие№4 (35) стр.48

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

3 квартал 3 неделя

Занятие №2 (33) стр.37

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)

2 квартал 1 неделя

Занятие№2 (13) стр.30

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (26) стр.48

3 квартал 5 неделя

Занятие №4 (27) стр.50

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (32) стр.48

3 квартал 5 неделя

Занятие№4 (35) стр.48

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

2 квартал 3 неделя

Занятие№4 (19) стр.39

2 квартал 2 неделя

Занятие№1 (20) стр.40

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (21) стр.41

2 квартал 4 неделя

Занятие№3 (22) стр.43

3 квартал 2 неделя

Занятие№1(24) стр.46

3 квартал 5 неделя

Занятие №4 (31) стр 56

Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО


Наименование подраздела: Величина.

Основная часть ООП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

№п/п

Основные задачи

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая)

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая)

Развитие воспитанников в культурных практиках

Сетевая реализация ООП ДО

УМК-наименование

УМК

УМК

Парциальная программа

Технология

Парциальная программа

Технология

Другое

Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д

1 квартал 3 неделя

Занятие №3 (3) стр.16

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (5) стр.18

1 квартал 2 неделя

Занятие№3 (6) стр.20

1 квартал 3 неделя

Занятие№4 (7) стр.21

1 квартал 3 неделя

Занятие№3 (10) стр.26

1 квартал 5 неделя

Занятие№1 (12) стр.28

2 квартал 3 неделя

Занятие№4 (15) стр.32

2 квартал 4 неделя

Занятие№1 (16) стр.34

2 квартал 4 неделя

Занятие№3 (22) стр.43

3 квартал 2 неделя

Занятие№1(24) стр.46

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (30) стр.55

3 квартал 3 неделя

Занятие №2 (33) стр.37

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосре-дованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

1 квартал 2 неделя

Занятие №2 (2) стр.14

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (25) стр.47

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (28) стр.51

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему

2 квартал 4 неделя

Занятие№1 (16) стр.34

2 квартал 4 неделя

Занятие№3 (18) стр.37

3 квартал 4 неделя

Занятие№3 (34) стр.55

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого

3 квартал 5 неделя

Занятие №4 (27) стр.50

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (28) стр.51

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (32) стр.48

Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Наименование подраздела: Форма.

Основная часть ООП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

№п/п

Основные задачи

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая)

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая)

Развитие воспитанников в культурных практиках

Сетевая реализация ООП ДО

УМК-наименование

УМК

УМК

Парциальная программа

Технология

Парциальная программа

Технология

Другое

Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Темы занятий, с указанием страниц УМК

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

2 квартал 1 неделя

Занятие№2 (13) стр.30

2 квартал 2 неделя

Занятие№3 (14) стр.31

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (21) стр.41

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки сто- лов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

1 квартал 1 неделя

Занятие №  1 стр.12

1 квартал 4 неделя

Занятие№1 (4) стр.17

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (5) стр.18

1 квартал 5 неделя

Занятие№1 (12) стр.28

2 квартал 4 неделя

Занятие№1 (16) стр.34

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (17) стр.36

2 квартал 3 неделя

Занятие№4 (19) стр.39

2 квартал 5 неделя

Занятие№4 (23) стр.44

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (29) стр.53

Треугольник

1 квартал 4 неделя

Занятие №4 (11) стр.27

2 квартал 2 неделя

Занятие№3 (14) стр.31

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (21) стр.41

Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

15


Наименование подраздела: Ориентировка в пространстве.

Основная часть ООП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

№п/п

Основные задачи

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая)

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая)

Развитие воспитанников в культурных практиках

Сетевая реализация ООП ДО

УМК-наименование

УМК

УМК

Парциальная программа

Технология

Парциальная программа

Технология

Другое

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

1 квартал 2 неделя

Занятие №2 (2) стр.14

1 квартал 4 неделя

Занятие№1 (4) стр.17

1 квартал 2 неделя

Занятие№3 (6) стр.20

1 квартал 4  неделя

Занятие №1 (8) стр.23

1 квартал 5 неделя

Занятие№2 (9) стр.24

1 квартал 5 неделя

Занятие№1 (12) стр.28

2 квартал 1 неделя

Занятие№2 (13) стр.30

2 квартал 3 неделя

Занятие№4 (15) стр.32

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (17) стр.36

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (21) стр.41

3 квартал 2 неделя

Занятие№1(24) стр.46

3 квартал 5 неделя

Занятие №4 (31) стр 56

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

2 квартал 4 неделя

Занятие№3 (18) стр.37

2 квартал 3 неделя

Занятие№4 (19) стр.39

2 квартал 2 неделя

Занятие№1 (20) стр.40

3 квартал 2 неделя

Занятие №1 (28) стр.51

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (29) стр.53

3 квартал 3 неделя

Занятие №2 (33) стр.37

Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

18


Наименование подраздела: Ориентировка во времени.

Основная часть ООП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

№п/п

Основные задачи

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая)

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая)

Развитие воспитанников в культурных практиках

Сетевая реализация ООП ДО

УМК-наименование

УМК

УМК

Парциальная программа

Технология

Парциальная программа

Технология

Другое

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

1 квартал 1 неделя

Занятие №  1 стр.12

1 квартал 3 неделя

Занятие№4 (7) стр.21

1 квартал 4 неделя

Занятие №4 (11) стр.27

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

1 квартал 3 неделя

Занятие №3 (3) стр.16

2 квартал 2 неделя

Занятие№3 (14) стр.31

2 квартал 3 неделя

Занятие№4 (15) стр.32

2 квартал 3 неделя

Занятие№2 (17) стр.36

2 квартал 2 неделя

Занятие№1 (20) стр.40

3 квартал 3 неделя

Занятие№2 (25) стр.47

3 квартал 5 неделя

Занятие №4 (31) стр 56

Время, пространство (ШСГ 6-й год обучения), развивающее пособие Книга с развивающей игрой и наклейками

Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

10


Учебный план по реализации образовательной области «» образовательной программы дошкольного образования в возрастной группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

22.04.2020 Формирование элементарных математических представлений (форма, величина)

Задаци:Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения. Сортировать предметы двух резко различающихся размеров. Закрепить понятие «много»....

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме математической игры «Квест» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительнос...