Формирование элементарных математических представлений. ФОРМА
методическая разработка (старшая группа) на тему
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_ot_rozhdenie_do_shkoly_-femp.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательный раздел.
Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Реализации образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы дошкольного образования
Наименование раздела образовательной области: Формирование элементарных математических представлений.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Наименование подраздела: Количество и счет.
Основная часть ООП ДО | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||||
№п/п | Основные задачи | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая) | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая) | Развитие воспитанников в культурных практиках | Сетевая реализация ООП ДО | ||||
П о м о р а е в а И. А., П о з и н а В. А. Фор ми ро ва ние эле мен тар ных ма те ма ти чес ких предс тав ле ний. Старшая груп па (5–6 лет). | Д а р ь я Д е н и с о в а, Ю р и й Д о р о ж и н. Ма те ма ти ка для дош коль- ни ков: Старшая группа. | Плакаты: «Счет до 10» «Цвет»; «Форма». Школа семи гномов Счет, форма, величина Логика, мышление Прописи для малышей Время, пространство | Новикова В. П. ФГОС Математика в д/с. Демонстрационный материал.
| Технология | Парциальная программа | Технология | зона для настольно-печатных игр | ||||
Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. | 1 квартал 4 неделя Занятие№1 (4) стр.17 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (9) стр.24 2 квартал 4 неделя Занятие№3 (18) стр.37 2 квартал 4 неделя Занятие№3 (22) стр.43 2 квартал 5 неделя Занятие№4 (23) стр.44 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (25) стр.47 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (26) стр.48 3 квартал 5 неделя Занятие №4 (27) стр.50 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (28) стр.51 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (32) стр.48 | Шестой год обученияЛогика, мышление (ШСГ 6-й год обучения), развивающее пособие Книга с развивающей игрой и наклейками Счет, форма, величина (ШСГ 6-й год обучения), развивающее пособие Книга с развивающей игрой и наклейками | |||||||||
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан- ному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). | 1 квартал 1 неделя Занятие № 1 стр.12 1 квартал 2 неделя Занятие №2 (2) стр.14 1 квартал 3 неделя Занятие №3 (3) стр.16 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (5) стр.18 1 квартал 2 неделя Занятие№3 (6) стр.20 1 квартал 3 неделя Занятие№4 (7) стр.21 1 квартал 4 неделя Занятие №1 (8) стр.23 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (9) стр.24 1 квартал 3 неделя Занятие№3 (10) стр.26 1 квартал 4 неделя Занятие №4 (11) стр.27 1 квартал 5 неделя Занятие№1 (12) стр.28 2 квартал 2 неделя Занятие№3 (14) стр.31 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (17) стр.36 2 квартал 5 неделя Занятие№4 (23) стр.44 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (26) стр.48 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (29) стр.53 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (30) стр.55 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (32) стр.48 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (34) стр.55 3 квартал 5 неделя Занятие№4 (35) стр.48 | ||||||||||
Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. | 1 квартал 1 неделя Занятие № 1 стр.12 1 квартал 2 неделя Занятие №2 (2) стр.14 1 квартал 3 неделя Занятие №3 (3) стр.16 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (5) стр.18 1 квартал 2 неделя Занятие№3 (6) стр.20 1 квартал 3 неделя Занятие№4 (7) стр.21 1 квартал 4 неделя Занятие №1 (8) стр.23 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (9) стр.24 1 квартал 3 неделя Занятие№3 (10) стр.26 1 квартал 4 неделя Занятие №4 (11) стр.27 1 квартал 5 неделя Занятие№1 (12) стр.28 2 квартал 2 неделя Занятие№3 (14) стр.31 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (17) стр.36 2 квартал 5 неделя Занятие№4 (23) стр.44 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (26) стр.48 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (29) стр.53 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (30) стр.55 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (32) стр.48 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (34) стр.55 3 квартал 5 неделя Занятие№4 (35) стр.48 | ||||||||||
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). | 3 квартал 3 неделя Занятие №2 (33) стр.37 | ||||||||||
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета) | 2 квартал 1 неделя Занятие№2 (13) стр.30 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (26) стр.48 3 квартал 5 неделя Занятие №4 (27) стр.50 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (32) стр.48 3 квартал 5 неделя Занятие№4 (35) стр.48 | ||||||||||
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один. | 2 квартал 3 неделя Занятие№4 (19) стр.39 2 квартал 2 неделя Занятие№1 (20) стр.40 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (21) стр.41 2 квартал 4 неделя Занятие№3 (22) стр.43 3 квартал 2 неделя Занятие№1(24) стр.46 3 квартал 5 неделя Занятие №4 (31) стр 56 | ||||||||||
Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО |
Наименование подраздела: Величина.
Основная часть ООП ДО | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||||||
№п/п | Основные задачи | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая) | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая) | Развитие воспитанников в культурных практиках | Сетевая реализация ООП ДО | |||||
УМК-наименование | УМК | УМК | Парциальная программа | Технология | Парциальная программа | Технология | Другое | |||||
Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д | 1 квартал 3 неделя Занятие №3 (3) стр.16 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (5) стр.18 1 квартал 2 неделя Занятие№3 (6) стр.20 1 квартал 3 неделя Занятие№4 (7) стр.21 1 квартал 3 неделя Занятие№3 (10) стр.26 1 квартал 5 неделя Занятие№1 (12) стр.28 2 квартал 3 неделя Занятие№4 (15) стр.32 2 квартал 4 неделя Занятие№1 (16) стр.34 2 квартал 4 неделя Занятие№3 (22) стр.43 3 квартал 2 неделя Занятие№1(24) стр.46 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (30) стр.55 3 квартал 3 неделя Занятие №2 (33) стр.37 | |||||||||||
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосре-дованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. | 1 квартал 2 неделя Занятие №2 (2) стр.14 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (25) стр.47 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (28) стр.51 | |||||||||||
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему | 2 квартал 4 неделя Занятие№1 (16) стр.34 2 квартал 4 неделя Занятие№3 (18) стр.37 3 квартал 4 неделя Занятие№3 (34) стр.55 | |||||||||||
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого | 3 квартал 5 неделя Занятие №4 (27) стр.50 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (28) стр.51 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (32) стр.48 | |||||||||||
Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО |
Наименование подраздела: Форма.
Основная часть ООП ДО | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||||||
№п/п | Основные задачи | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая) | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая) | Развитие воспитанников в культурных практиках | Сетевая реализация ООП ДО | |||||
УМК-наименование | УМК | УМК | Парциальная программа | Технология | Парциальная программа | Технология | Другое | |||||
Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. | Темы занятий, с указанием страниц УМК | |||||||||||
Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. | 2 квартал 1 неделя Занятие№2 (13) стр.30 2 квартал 2 неделя Занятие№3 (14) стр.31 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (21) стр.41 | |||||||||||
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки сто- лов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. | 1 квартал 1 неделя Занятие № 1 стр.12 1 квартал 4 неделя Занятие№1 (4) стр.17 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (5) стр.18 1 квартал 5 неделя Занятие№1 (12) стр.28 2 квартал 4 неделя Занятие№1 (16) стр.34 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (17) стр.36 2 квартал 3 неделя Занятие№4 (19) стр.39 2 квартал 5 неделя Занятие№4 (23) стр.44 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (29) стр.53 | |||||||||||
Треугольник | 1 квартал 4 неделя Занятие №4 (11) стр.27 2 квартал 2 неделя Занятие№3 (14) стр.31 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (21) стр.41 | |||||||||||
Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | 15 |
Наименование подраздела: Ориентировка в пространстве.
Основная часть ООП ДО | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||||||
№п/п | Основные задачи | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая) | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая) | Развитие воспитанников в культурных практиках | Сетевая реализация ООП ДО | |||||
УМК-наименование | УМК | УМК | Парциальная программа | Технология | Парциальная программа | Технология | Другое | |||||
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». | 1 квартал 2 неделя Занятие №2 (2) стр.14 1 квартал 4 неделя Занятие№1 (4) стр.17 1 квартал 2 неделя Занятие№3 (6) стр.20 1 квартал 4 неделя Занятие №1 (8) стр.23 1 квартал 5 неделя Занятие№2 (9) стр.24 1 квартал 5 неделя Занятие№1 (12) стр.28 2 квартал 1 неделя Занятие№2 (13) стр.30 2 квартал 3 неделя Занятие№4 (15) стр.32 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (17) стр.36 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (21) стр.41 3 квартал 2 неделя Занятие№1(24) стр.46 3 квартал 5 неделя Занятие №4 (31) стр 56 | |||||||||||
Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). | 2 квартал 4 неделя Занятие№3 (18) стр.37 2 квартал 3 неделя Занятие№4 (19) стр.39 2 квартал 2 неделя Занятие№1 (20) стр.40 3 квартал 2 неделя Занятие №1 (28) стр.51 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (29) стр.53 3 квартал 3 неделя Занятие №2 (33) стр.37 | |||||||||||
Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | 18 |
Наименование подраздела: Ориентировка во времени.
Основная часть ООП ДО | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||||||
№п/п | Основные задачи | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Вид деятельности – НОД (познавательно-исследовательская); количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Совместная деятельность взрослых и воспитанников (познавательно-исследовательская, игровая) | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (познавательно-исследовательская, игровая) | Развитие воспитанников в культурных практиках | Сетевая реализация ООП ДО | |||||
УМК-наименование | УМК | УМК | Парциальная программа | Технология | Парциальная программа | Технология | Другое | |||||
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. | 1 квартал 1 неделя Занятие № 1 стр.12 1 квартал 3 неделя Занятие№4 (7) стр.21 1 квартал 4 неделя Занятие №4 (11) стр.27 | |||||||||||
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра | 1 квартал 3 неделя Занятие №3 (3) стр.16 2 квартал 2 неделя Занятие№3 (14) стр.31 2 квартал 3 неделя Занятие№4 (15) стр.32 2 квартал 3 неделя Занятие№2 (17) стр.36 2 квартал 2 неделя Занятие№1 (20) стр.40 3 квартал 3 неделя Занятие№2 (25) стр.47 3 квартал 5 неделя Занятие №4 (31) стр 56 | Время, пространство (ШСГ 6-й год обучения), развивающее пособие Книга с развивающей игрой и наклейками | ||||||||||
Итого: количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | 10 |
Учебный план по реализации образовательной области «» образовательной программы дошкольного образования в возрастной группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
22.04.2020 Формирование элементарных математических представлений (форма, величина)
Задаци:Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения. Сортировать предметы двух резко различающихся размеров. Закрепить понятие «много»....
«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).
Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме математической игры «Квест» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет
Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительнос...