Технология «Дети – волонтеры» как средство формирования инициативности и самостоятельности дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temavolontyor.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Технология «Дети – волонтеры» как средство формирования инициативности и самостоятельности дошкольников.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
В своей практике в целях формирования инициативности и самостоятельности мы применяем технологию: «Дети - волонтёры». Данная технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Принципы волонтёрской деятельности:
- Принцип самостоятельности и инициативности (выбирать любой вид добровольческой деятельности, вносить предложения при обсуждении различных видов деятельности);
- Принцип толерантности (равный обучает равного);
- Принцип личностного роста (будь образцом для окружающих).
Для организации и реализации данной технологии разработали проект «Доброта спасёт мир». Цель данного проекта: формирование и развитие представлений о традиционных гуманистических ценностях дошкольников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Мы помогали старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры: «Чудесный мешочек», «Прокати мячик», «Угадай», «Постройки из кубиков» « Кто ушел?» «Съедобное- несъедобное», одеваться, лепить и рисовать. Ребята впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей. Помогая младшим, у детей формируется ощущение «взрослости», возникает инициатива к решению более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них появляется уверенность в себе, повышается самооценка.
Учувствовали в различных акциях: «Чтение сказок», «Азбука светофора», расчистка участка от снега для малышей, помощь в сборе игрушек, сопровождение до музыкального или спортивного зала, помощь в одевании детей на прогулку. Марафоны добрых дел – изготовление: раскрасок, подарков к праздникам концерт для детей, изготовление книжек-малышек. Также родители участвовали в волонтёрских движениях, как «Посади дерево», «Сбереги елочку», «Поможем птицам перезимовать». Такие добрые дела развивают у детей интерес и инициативу бережно относится к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача научить детей быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к окружающим. Доброй традицией нашего сада является внимание к ветеранам, к одиноким пожилым людям, к детям инвалидам. С большой любовью и старанием дети делают своими руками сувениры, открытки, готовят концерты, сказки.
Дети-волонтеры: с благодарностью относятся к помощи и знакам внимания; дети проявляют инициативу в заботе о младших; у детей увеличился словарный запас, что позволяет им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми; научились решать спорные вопросы и улаживать конфликты; у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности. Повысился уровень самоконтроля; более объективной стала оценка детьми своих возможностей; стали более самостоятельными и инициативными.
Таким образом учить человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми.
Литература:
Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99
https://infourok.ru/tehnologiya-deti-volonteri-kak-sredstvo-effekt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Креативная игра-драматизация как средство развития инициативности и самостоятельности дошкольников, имеющих нарушение зрения»
На протяжении последнего времени приоритетным направлением моей профессиональной деятельности является развитие инициативности и самостоятельности детей с нарушением зрения. Используя навыки про...
Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации волонтёрского движения в ДОУ. Статья раскрывает со...
Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...
Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
Сценарий конкурса чтецов «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...