Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»
консультация
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа
детский сад № 61 комбинированного вида
Консультация
«Педагогическая технология
«Дети – волонтеры»
как средство эффективной социализации дошкольников»
Выполнила:
Селезнёва Наталья Викторовна
(Старший воспитатель)
«Педагогическая технология «Дети – волонтеры»
как средство эффективной социализации дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В детских садах педагоги реализуют технологиюэффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагогипомогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство- это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении
младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой
деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показуи рассказу воспитателя.
Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в режимных моментах предоставлять старшим детям возможность помочь или научитьмладших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбевоспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу инаучить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести непосредственную образовательную деятельность у малышей,помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Опыт внедрения технологии «Дети-волонтёры» показал, что самый простой способорганизации разновозрастного общения – проведение еженедельных «Клубных часов» напрогулке, ведь для этого не нужно особенных условий, только желание самогопедагогического коллектива. Старшие дошкольники же всегда готовы пойти на площадкук малышам.
Однако, большинство воспитателей (до 80 % от числа опрошенных) не считают организацию и проведение этойтехнологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумениеэто делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода.
Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возрастаиграть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольникаразновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реальноотвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов испециалистов дошкольного учреждения.
При реализации данной технологии взаимодействие детей проявлялось в различных совместных действиях:
- дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты
- в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
- были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
- у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми;
- многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
- дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
- педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.
Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации волонтёрского движения в ДОУ. Статья раскрывает со...
Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.
Дети - волонтеры...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...
Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...
Статья на тему: "Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников"
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых соци...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников...