Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
консультация (средняя группа)
Сценарий конкурса чтецов «Россия – Родина моя!»
Консультация:
Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Тополек» корпус 2
г. Бабушкин
Консультация:
Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
Составила :
Старший воспитатель Казакова Л.В.
Г. Бабушкин -2019 г.
Технология «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации детей – дошкольников»
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Д. С. Лихачев [5, 3]
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. [9] В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей
В нашем дошкольном образовательном учреждении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.
Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. [10]
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
В сотрудничестве коллектива педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации ребенка – дошкольника».
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия (см. табл. 1)
Таблица 1
Перспективный план работы с детьми в детской «Школе волонтеров»
Месяц Тема Задачи Содержание работы Взаимодействие с родителями
Сентябрь Кто такие волонтеры?
Наша дружная семья Формирование у детей представлений о том, что детский сад – это дружная семья, где взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах. Беседа «Кто такие волонтеры?». Экскурсия по детскому саду. Запись в «Школу волонтеров». Составление правил и обязанностей учеников «Школы волонтеров».
Разработка флага и герба «Школы волонтеров». Рассказы детей о том, чем они любят заниматься. Участие родителей в разработке флага и герба «Школы волонтеров».
Октябрь Научим малышей одеваться.
Научим малышей убирать за собой игрушки. Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей. «Неделя добрых дел» - помощь малышам в одевании на прогулку и раздевании после. Обучение малышей убирать игрушки после игры, в группе и на игровом участке. Практикум «Самообслуживание в условиях семьи».
Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»
Ноябрь Как помочь в проведении занимательного дела.
Побуждение интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере Показ кукольного театра «Репка», «Колобок». Рекомендация художественных произведений для чтения в кругу семьи.
Декабрь Как играть с малышами Создание ситуации развития, при формировании игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях. Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».
Мастер - класс «Елочные игрушки».
Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе. Привлечение к совместному изготовлению новогодних игрушек из бросового материала
Январь Знаем, как помочь в проведении игр-забав Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей. «Неделя добрых дел» - помогать малышам, одеваться на прогулку.
Организовывать совместные игры на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).
Клубный час «Зимушка хрустальная».
«Рождественский концерт». Беседа «Что такое самостоятельность?»
Февраль Знаем, как помочь в проведении занятий Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста «Необычное приключение Колобка».
Показ теневого театра «Храбрый заяц»
Мастер - класс «Поздравительная открытка для папы «Может ли ребенок быть самостоятельным?»
Март Театральная неделя для малышей Создание ситуации развития театрально-игрового опыта. Поддержка индивидуальности и инициативности детей через недирективную помощь. Театрализованная постановка по литературному произведению для формирования и развития личности ребенка: Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Мастер - класс «Поздравительная открытка для мамы»
Клубный час «Играй-ка» - разучивание п/и «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др. Привлечение к изготовлению театральных
Апрель Научим разрешать конфликты Создание условий для осознания великой силы добра. Развитие коммуникативных способностей детей. позволяющий решать конфликтные ситуации со сверстниками. Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
Целевые прогулки на территории детского сада.
Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю».
Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.
Май Я - ты - он - она вместе дружная семья Обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка. Развлечение «В гостях у Светофорчика».
Акция «Игрушка на память».
Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа по росписи деревянных игрушек. Родительское собрание «Что может мой ребенок?»
Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает нам решать следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. [7, 69]
Дети быстро адаптировались в создавшихся условиях.
Взаимодействие детей проявлялось:
• дети- волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
• у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
• дети- волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;
• многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети- волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеров из родителей.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.
Закончить статью хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»». [10, 7]
Библиографический список
1. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Гришаева Н. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
3. Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета. 1988. 30 июня
4. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с. 98-99
5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
7. Филипович И. В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь. с. 75
8. http://www.efremova.
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
10. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940 «Письма о добром»: Азбука, Азбука Аттикус; СПб.:; 2013 ISBN 978 5 389 05877 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации волонтёрского движения в ДОУ. Статья раскрывает со...
Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...
Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.
Дети - волонтеры...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...
«Дети волонтеры» как средство эффективной социализации детей дошкольников.
Целью технологии «Дети - волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармон...