Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
статья

Казанцева Ольга Валерьевна

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает содержание понятия «волонтерство», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Казанцева

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18 г. Йошкар-Олы «Изюминка»»

 

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

      Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

       В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

       По мнению Н.П. Гришаевой, технология  «Дети - волонтёры» -  это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация  волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

       Само понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, когда Указом Президента Российской Федерации  2018 год был объявлен годом  добровольца (волонтерства) в России. Мы считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству.  В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».

       Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

       Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать  на основе проектного метода «Твори добро». На  начальном этапе реализации  проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и  план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей", «Что такое  добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.    

        Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. 

        Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая  младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания,  совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений,  доставило эмоциональную радость.

       Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного  взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц зимой», «Плюшкин день», «Добрые сердца», «Помоги бездомным животным», «Помоги пойти учиться», «Подари радость». Благодаря таким акциям мы произвели сбор благотворительных пожертвований для бездомных животных, изготовили кормушки, скворечники для птиц. Сдали 500 кг макулатуры, оказали помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, передали игрушки, одежду в детский дом «Малютка», совершили экскурсии  и подарили игрушки, книжки-малышки младшим группам. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание,  милосердие к окружающим.

          Волонтерское движение  при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

          Я считаю, что  приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

     

 

Библиографический список

1.         Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –

С. 80-81.

2.         Вертинская В.И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи.

3.         Каблучко Л.Б. Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников. 2012 год.

 4.         Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...

Статья на тему: "Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников"

    Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых соци...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников...