Отчет по самообразованию
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Тема "Игры с мячом как важный фоктор в развитии физических качеств у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr._igry_s_mchom.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию за 2015-2017 год
Тема: "Игры с мячом как важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"
Тема моей работы по самообразованию "Игры с мячом как важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников". Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Выбранная тема мною не случайно, поскольку считаю её актуальной и важной для формирования двигательной активности детей.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Во время изучения данной темы я выяснил, что важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям.
Значительное место, на мой взгляд, в развитии двигательной деятельности дошкольника нужно отводить обучению играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Игры с мячом - это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Цель моей системы работы: формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой посредством использования мяча.
Представленная мною цель позволила сформулировать следующие задачи:
- Изучить педагогическую и психологическую литературу по вопросу использования игр с мячом в физическом развитии детей дошкольного возраста.
- Разработать приёмы и методы работы, направленные на развитие двигательной сферы детей.
- Создание на занятиях по физическому развитию условий, способствующих стимулированию двигательной активности воспитанников и навыков.
- Разработка и реализация программы по использованию мяча в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Основу содержания образовательной деятельности с детьми, составляют современные организационные модели деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии мною определены как основополагающие, поскольку игра - это единственный ненасильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость
Для подвижных игр с мячом характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач. Это является важным фактором развития координации движений и других двигательных способностей.
Здоровьесберегающее направление моей деятельности предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Работая над данной темой, понял, что физическое развитие дошкольников неразрывно связано уровнем развития двигательной сферы детей (воспитанников), с этой целью необходимо было определить:
- уровень развития и сформированности двигательных навыков и умений воспитанников;
- уровень сформированности навыков обращения с мячом.
Проанализировав первоначальные результаты, пришёл к выводу, что преимущественно на начальном этапе в средних, старших группах преобладает средний уровень развития таких двигательных умений и навыков как, катание мяча, бросание, ловля. В диагностике приняли участие дети средней, старшей и подготовительной групп.
Из анализа полученных данных выяснил, что у большинства воспитанников средних групп движения с мячом напряженные, скованные, плохо скоординированные, реакция на ловлю мяча замедленная.
В старших группах дети допускают ошибки в технике движения с мячом. Не соблюдают темп и ритм задания, действуют только в сопровождении показа взрослого. Упражнения с мячом выполняют неуверенно.
Воспитанники подготовительной к школе группы, выполняя упражнения с мячом, часто не замечают своих ошибок, не обращают внимание на качество действий я мячом, не соблюдают заданный им ритм и темп работы с мячом.
Учёл рекомендации данные в педагогической литературе и пришёл к выводу, что:
- для дальнейшего развития двигательных умений и навыков необходимо продолжать обучать детей приёмам работы с мячом: броскам, катанию, ловле, и другим приёмам работы с мячом;
- развивать общую моторную ловкость в процессе упражнений с использованием мячей;
- использовать игровые здоровьесберегающие технологии в процессе работы с мячом в различных формах, с целью создания повышенного интереса и активности детей.
Значит, в процессе образовательной деятельности надо создать такие условия, которые бы стимулировали активность и развивали индивидуальные двигательные способности дошкольников.
Обоснование актуальности темы педагогической системы.
Актуальность моей работы по данной теме определена направленностью определённого комплекса упражнений с мячом на оздоровление детей, что и позволит разработать рациональную систему мероприятий данного направления и осуществить разумную интеграцию образовательного процесса. Новизна данной работы заключается в использовании на занятиях средств оздоровительной гимнастики и теоретического материала, направленного на формирование здорового образа жизни, знаний о собственном здоровье, создании мотиваций к систематическим занятиям по физической культуре с использованием мяча.
С целью обеспечения воспитания здорового ребёнка, работа на данном этапе мною в детском саду проведена по нескольким направлениям:
-анализ научно-методической литературы;
- создание материально-технических, организационных, научно-методических условий;
- разработка программы кружка «Школа мяча»;
- оценка степени развития двигательной сферы воспитанников;
- анкетирование родителей.
Повышая уровень теоретических знаний по теме, изучил литературу:
1. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Кн.для воспитателей дет.сада / Просвещение,1992.
2. Ашмарина, Б.А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов ффк М.: Просвещение, 1990.
3. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет».
Мозаика-Синтез Москва, 2014.
4. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!». Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2004.
5. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
6. Николаева Н.И. Школа мяча: учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство - Пресс»,
7. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
8. Гужаловский А.А., Развитие двигательных качеств. - Мн., 1978. - 88 с.
9. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001.
10. Литвинова М.Ф., «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Ди. дактика, 2003.
При изучении данной литературы отметил, что для развития двигательной сферы дошкольника необходимо обеспечить устойчивый интерес к моим занятиям на основе деятельностного метода и игровых методов работы с детьми, добиваться стремления к активности детей без принуждения.
Таким образом, моя педагогическая система представляет собой комплексный подход к обучению и развитию у детей дошкольного возраста двигательной сферы, общей моторной ловкости, посредством использования мяча. При использовании игровых развивающих технологий каждый воспитанник включается в активную и эффективную деятельность. Ребёнок имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует повышению мотивации на моих занятиях, положительно сказывается на результативности.
Педагог дополнительного образования
Ваганов Александр Сергеевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».
Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...
Отчет по самообразованию.
"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...