Кружок" Умный кролик"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Агинский детский сад №3 «Родничок»
Тематический план работы кружка:
Химическая лаборатория «Умный кролик»
(возраст 5-6 лет)
Руководитель кружка: воспитатель
Вербицкая О.Ф.
2018-2019гг.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно речевому развитию. (область «познание») Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребѐнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Основная задача ДОУ -поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Принципы обучения:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
- Воспитание положительного отношения к объектам живой и неживой природы
- Обучение решению прогнозных исследовательских задач, развитие навыков диалектического мышления.
Цель программы
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной
поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи программы
- Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Воспитание положительное отношения к объектам живой и неживой природы
- Формирование представлений о здоровом образе жизни, расширение знания об организме человека.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
- Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения
- Развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления
- Развитие познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развитие умения выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
- Активизация речи и обогащение словарного запаса детей.
- Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.
Планируемые результаты:
В области образовательных умений и способностей:
- умение пользоваться образовательным пространством группы;
- получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,
телевизором и др. как источниками информации;
- умение применять полученную информацию для выполнения задания;
- увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
- получение опыта взаимодействия со специальными предметами: свечами, монетами, воздушными шарами, гвоздями;
- получение опыта взаимодействия со специальными веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, силикатным клеем, лимонной кислотой, уксусом;
- получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем.
Диагностика и мониторинг.
- Проведение викторин по материалам образовательного курса.
- В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
- Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
- Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов.
- Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.
- Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.
- В конце курса проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.
Общие сведения о кружке:
Вид – познавательный, речевой
Количество детей – 8
Возраст – 5-6 лет
Количество занятий в неделю – 1
Перспективный план работы кружка
На 2018 – 2019 учебный год
№ занятия | Тема | Цель |
1 | Химия или магия? | Познакомить детей с наукой о превращениях - химией. |
2 | Что тебе понадобится для опытов. | Вызвать интерес к химии-науке о веществах и превращениях. |
3 | Правила безопасности. | Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов, чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих. |
4 | Как уберечь яблоко? | Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить забавные опыты. |
5 | Надуй шарик с помощью лимона. | Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить опыты, проникать в тайны взаимодействия разных веществ. |
6 | Монетки меняют цвет. | Знакомить детей с интересными превращениями, происходящими с медными монетами. Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить опыты. |
7 | Есть ли в газировке кислота? | Пропагандировать здоровое питание, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать, обсуждать. |
8 | Что ещё можно сделать с монеткой? | Учить наблюдать, делать вывод. Сообщать детям интересные случаи из истории химии для расширения познавательных интересов. |
9 | Пожиратель мела | Познакомить детей с уксусной кислотой и её взаимодействием с различными веществами. Наблюдать за опытом, обсуждать и сравнивать. |
10 | Извержение вулкана (Сода + уксус | Знакомить детей с химическими свойствами соды, уксуса, мела, взаимодействием веществ друг с другом. |
11 | Разбегающиеся зубочистки. | Знакомить детей с химическими свойствами сахара, жидкого мыла для мытья посуды. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
12 | Научи яйцо плавать. | Знакомить детей с химическими свойствами соли, воды. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
13 | Добываем соль. | Знакомить детей с химическими свойствами соли, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
14 | Картошка для химии. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с йодом, белым хлебом, мукой, киселём, картофелем. Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат. |
15 | Картошка для химии. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с йодом, сырым и варёным картофелем. Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат. |
16 | Картошка «надутая» и картошка «съёжившаяся». | Знакомить детей с химическими свойствами соли, воды, сока, содержащегося в картошке. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат |
17 | Яблоко зелёное, яблоко красное. Химический анекдот. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с йодом, зелёным и спелым яблоком. Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии. |
18 | А в тебе есть крахмал? Химический анекдот. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями. Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии. |
19 | Почему вода в море солёная? Приключения соли. | Знакомить детей с химическими свойствами воды. Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями природы. |
20 | Играем в песочек. | Знакомить детей с химическими свойствами воды: вода- прекрасный растворитель. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
21 | Как йод играл в прятки с кошкой. (Случай из истории химии). Кошкин опыт. | Расширять познавательную сферу ребёнка. Познакомить с химическими свойствами перекиси водорода. |
22 | Йод- любитель масла. | Знакомить детей с химическими свойствами йода. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
23 | «Разноцветные» опыты. Химический анекдот. | Знакомить детей с химическими свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами. Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии. |
24 | Рисуем с помощью химии. | Знакомить детей с химическими свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами - силикатным клеем. Получить первичный практический опыт экспериментирования. |
25 | Индикаторы на кухне. | Знакомить детей с химическими свойствами уксусной кислоты, нашатырного спирта и их взаимодействием с овощами: свёклой, краснокочанной капустой, салатом. Получить первичный практический опыт экспериментирования. |
26 | Индикаторы на кухне | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Выполнить самостоятельно опыты с чаем, лимоном, содой, йодом, картофелем. Знакомить детей с химическими свойствами уксусной кислоты, соды и их взаимодействием с фруктами: черникой, вишней, малиной, черносливом; с лепестками цветов: ириса, фиалки, бордовых пионов. |
27 | Старая знакомая. | Познакомить со свойствами зелёнки-« раствора бриллиантового зелёного». Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
28 | «Добрая « марганцовка. | Познакомить со свойствами перманганата калия. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать. |
29 | Мяч для богов. | Расширять познавательную сферу ребёнка. Познакомить детей с историей появления мяча. |
30 | Акварельные краски. | Увеличить долю самостоятельности детей в проведении опытов из растений, которые растут на даче и в огороде. Учить наблюдать и обсуждать. |
31 | Мыло и вода. | Познакомить детей со свойствами щелочей, содержащихся в мыле. Произвести самостоятельно наблюдения с мылом, дождевой и водопроводной водой и сделать выводы. |
32 | Полезные мыльные пузыри. | Получить первичный практический опыт экспериментирования. Приготовить самостоятельно раствор для мыльных пузырей. |
33 | Опыты с желатином. | Познакомить детей со свойствами желатина. Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат. |
34 | Занятие-развлечение «Удивительный мир химии». | Подготовить кроссворды, проблемные вопросы, побуждающие детей проявить и применить свои знания. |
Список литературы.
1.Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009
2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера. М.,2010
3.Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Сфера. М.,2010
4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город»,2009.
5. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город»,2009
6.Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М.,2003
7.Репьев С.А. Забавные химические опыты. « Карапуз». М., 1998
8.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: Владос,1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:Подумайте:стоит ли заводить кролика?
Кролики-нежные и хрупкие животные,если в доме есть дети,придётся следить за тем,чтобы ребёнок не покалечил ушастого.Лучше не заводить кролика,если ребёнку нет шести лет.Кроличья шерсть,необходимое жив...
Конспект по развитию речи в первой младшей группе "Наблюдение за кроликом"
"Наблюдение за кроликом" (первичное наблюдение) . Програмное содержание: Познакомить детей с новым для них животным-кроликом. Знакомим с особенностями его внешнего ...
занятие по математике "Поможем братцу Кролику"
Работа по формированию элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе....
Интегрированное занятие по экологии «Наблюдение за кроликом»
наблюдение за кроликом...
Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "В гости к братцу кролику"
В данном занятии малыши вспоминают названия домашних животных,что едят,как кричат и т.д.за счет чего происходит активизация словаря детей....
Методическая разработка по природному миру "Домашние животные: курочка, кролик, петушок - их повадки"
Методическая разработка занятия по природному миру в группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....
Конспект занятия "Наблюдение за кроликом"
это конспект занятия в старшей группе по экологии на тему " Наблюдение за кроликом"...