Кружок" Умный кролик"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Вербицкая Ольга Федоровна

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Агинский детский сад №3 «Родничок»

Тематический план работы кружка:

Химическая лаборатория  «Умный кролик»

(возраст 5-6 лет)

Руководитель кружка: воспитатель

 Вербицкая О.Ф.

2018-2019гг.

 

       Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира  является  метод  экспериментирования,  который  относится  к  познавательно речевому  развитию.  (область  «познание»)  Экспериментирование  способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную  деятельность.  Опыты  имеют  большое  значение  для  осознания  детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребѐнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,  приобретение  знаний  самостоятельно  или  под  тактичным  руководством взрослого.

        Основная  задача  ДОУ -поддержать  и  развить  в  ребенке  интерес  к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

         Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Принципы обучения:

  • доступности, использование доступного материала детям;
  • наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
  • последовательности, изложение материала идет последовательно;
  • систематичности, в определенной последовательности, системе;
  • индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • Воспитание положительного отношения к объектам живой и неживой природы
  • Обучение решению прогнозных исследовательских задач, развитие навыков диалектического мышления.

Цель программы

Развитие  познавательных  интересов,  потребности  и  способности,  самостоятельной

поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

 Задачи  программы

  1. Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Воспитание положительное отношения к объектам живой и неживой природы
  3. Формирование представлений о здоровом образе жизни, расширение знания об организме человека.
  4. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
  5. Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения
  6. Развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления
  7. Развитие познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  8. Развитие умения выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
  9. Активизация речи и обогащение словарного запаса детей.
  10. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

Планируемые результаты:

В области образовательных умений и способностей:

  • умение пользоваться образовательным пространством группы;
  • получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,

телевизором и др. как источниками информации;

  • умение применять полученную информацию для выполнения задания;
  • увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
  • получение опыта взаимодействия со специальными предметами:   свечами, монетами, воздушными шарами, гвоздями;
  • получение опыта взаимодействия со специальными веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, силикатным клеем, лимонной кислотой, уксусом;  
  • получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем.

Диагностика и мониторинг.

  • Проведение викторин по материалам образовательного курса.
  • В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
  • Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

  1. Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов.
  2. Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.
  3. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.
  4. В конце курса проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.

   Общие сведения о кружке:

Вид – познавательный, речевой

Количество детей – 8

Возраст – 5-6 лет

Количество занятий в неделю – 1

 

Перспективный план работы кружка

На 2018 – 2019 учебный год

№ занятия

Тема

Цель

1

Химия или магия?

Познакомить детей с наукой о превращениях - химией.

2

Что тебе понадобится для опытов.

Вызвать  интерес к химии-науке о веществах и превращениях.

3

Правила безопасности.

Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов,  чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих.

4

Как уберечь яблоко?

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить забавные опыты.

5

Надуй шарик с помощью лимона.

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить  опыты, проникать в тайны взаимодействия разных веществ.

6

Монетки меняют цвет.

Знакомить детей с интересными превращениями, происходящими с медными монетами.

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить  опыты.

7

Есть ли в газировке кислота?

Пропагандировать здоровое питание, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать, обсуждать.

8

Что ещё можно сделать с монеткой?

Учить наблюдать, делать вывод.

Сообщать детям  интересные случаи из истории химии для расширения  познавательных интересов.

9

Пожиратель мела

Познакомить детей с уксусной кислотой и её взаимодействием с различными веществами. Наблюдать  за опытом, обсуждать и сравнивать.

10

Извержение  вулкана

(Сода + уксус

Знакомить детей  с химическими  свойствами соды, уксуса,  мела,

взаимодействием   веществ     друг с  другом.

11

Разбегающиеся зубочистки.

Знакомить детей  с химическими  свойствами сахара, жидкого мыла для мытья посуды.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

12

Научи яйцо плавать.

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, воды.  

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

13

Добываем соль.

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

14

Картошка для химии.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, белым хлебом, мукой, киселём, картофелем.

Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат.

15

Картошка для химии.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, сырым и варёным  картофелем.

Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат.

16

Картошка «надутая» и картошка «съёжившаяся».

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, воды, сока, содержащегося в картошке.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат

17

Яблоко зелёное, яблоко красное.

Химический анекдот.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, зелёным и спелым яблоком.

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

18

А в тебе есть крахмал?

Химический анекдот.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями.

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

19

Почему вода в море солёная?

Приключения соли.

Знакомить детей  с химическими  свойствами воды.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями природы.

20

Играем в песочек.

Знакомить детей  с химическими  свойствами воды: вода- прекрасный растворитель.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

21

Как йод играл в прятки с кошкой. (Случай из истории химии).

Кошкин опыт.

Расширять познавательную сферу ребёнка.

Познакомить с химическими свойствами перекиси водорода.

22

Йод- любитель масла.

Знакомить детей  с химическими  свойствами йода.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

23

«Разноцветные» опыты.

Химический анекдот.

Знакомить детей  с химическими  свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами.  

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

24

Рисуем с помощью химии.

Знакомить детей  с химическими  свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами - силикатным клеем.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

25

Индикаторы на кухне.

Знакомить детей   с химическими  свойствами уксусной кислоты, нашатырного спирта и их взаимодействием с овощами: свёклой, краснокочанной  капустой, салатом.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

26

Индикаторы на кухне

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с чаем, лимоном, содой, йодом, картофелем.

Знакомить детей   с химическими  свойствами уксусной кислоты, соды и их взаимодействием с фруктами: черникой, вишней, малиной, черносливом; с лепестками цветов: ириса, фиалки, бордовых пионов.

27

Старая знакомая.

Познакомить со свойствами зелёнки-« раствора бриллиантового зелёного».

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

28

«Добрая « марганцовка.

Познакомить со свойствами перманганата калия.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

29

Мяч для богов.

Расширять познавательную сферу ребёнка.

Познакомить детей с историей появления мяча.

30

Акварельные краски.

Увеличить долю самостоятельности детей в проведении опытов из растений, которые растут на даче и в огороде. Учить наблюдать  и обсуждать.

31

Мыло и вода.

Познакомить детей со свойствами щелочей, содержащихся в мыле.

Произвести  самостоятельно наблюдения с мылом, дождевой и водопроводной водой и сделать выводы.

32

Полезные мыльные пузыри.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Приготовить самостоятельно раствор для мыльных пузырей.

33

Опыты с желатином.

Познакомить детей со свойствами желатина.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

34

Занятие-развлечение «Удивительный мир химии».

Подготовить кроссворды, проблемные вопросы, побуждающие детей проявить и применить свои знания.

Список литературы.

1.Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009

2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера. М.,2010

3.Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.  Сфера. М.,2010

4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город»,2009.

5. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город»,2009

6.Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что?  Зачем? Почему? М.,2003

7.Репьев С.А. Забавные химические опыты. « Карапуз». М., 1998

8.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.

 М.: Владос,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:Подумайте:стоит ли заводить кролика?

Кролики-нежные и хрупкие животные,если в доме есть дети,придётся следить за тем,чтобы ребёнок не покалечил ушастого.Лучше не заводить кролика,если ребёнку нет шести лет.Кроличья шерсть,необходимое жив...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе "Наблюдение за кроликом"

"Наблюдение за кроликом"   (первичное наблюдение) .   Програмное  содержание: Познакомить детей с новым для них животным-кроликом. Знакомим  с особенностями его внешнего ...

занятие по математике "Поможем братцу Кролику"

Работа по формированию элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе....

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "В гости к братцу кролику"

В данном занятии малыши вспоминают названия домашних животных,что едят,как кричат и т.д.за счет чего происходит активизация словаря детей....

Методическая разработка по природному миру "Домашние животные: курочка, кролик, петушок - их повадки"

Методическая разработка занятия по природному миру в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Конспект занятия "Наблюдение за кроликом"

это конспект занятия в старшей группе по экологии на тему " Наблюдение за кроликом"...