ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое ручки»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Копылова Дарья Александровна


ПЛАН-КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по исследовательской деятельности

«Путешествие в прошлое ручки»

 

Цель занятия: научить детей понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека, научить устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать интерес к прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_proshloe_ruchkm.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:


ПЛАН-КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по исследовательской деятельности

«Путешествие в прошлое ручки»

Цель занятия: научить детей понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека, научить устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать интерес к прошлому.

Материалы и оборудование: спортивные модульные дуги, 4 – 5 обручей, канат; бумага для рисования, ватман, прикрепленный на мольберт для коллективной работы; угольки, гусиные перья, ручки со стальным наконечником, чернильные, цветные шариковые и гелиевые ручки на каждого ребенка; дидактическая игра «Чем нарисована картинка».

Ход.

- Ребята, сегодня у нас будет интересный разговор, а о чем он будет, вы узнаете, отгадав мою загадку.

В снежном поле по дороге

 Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след (ручка).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о самой обыкновенной ручке. У каждого из вас дома есть ручки. Скажите, для чего они предназначены? (ответы детей). – Действительно, взрослые пишут ручкой важные документы, бабушка может написать письмо, ученики пишут уроки, а еще ручкой можно рисовать.

- Послушайте сказку о ручке.

Жили – были две сестрички: Таня и Катя. Однажды мама повела своих дочек гулять в парк. Девочки долго играли, а когда стали уходить, заметили в траве ручку. – Посмотри, мама, какой – то ученик потерял ручку и не заметил. Ей здесь грустно и одиноко, давай возьмем ее себе. Принесли девочки ручку домой. – Я первая хочу ручкой пописать, - говорит Катя. Начала Катя писать, только очень быстро отшвырнула ручку и обиженно сказала: - Ничего эта ручка не умеет: буквы кривые получаются и со строки все время сползают. - Катя, дай я попробую, - говорит Таня. Села Таня за стол, а Катя пошла готовить кукольный обед. Покормив всех кукол, Катя подошла к столу, за которым занималась сестренка. Смотрит Катя, и глазам не верит: Танины буквы ровные, аккуратные точно по строке написаны. Поняла тут Катя, что не бывает плохих ручек, а просто самому стараться нужно.

- Понравилась вам сказка, ребята? А как вы думаете, ручка всегда была у человека? Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как появилась ручка.

Чтобы нашему отряду в составе 10 человек не потеряться во времени, прикрепите себе эмблемы и начнем перемещение во времени.

Физминутка.

Эй! Попрыгали на месте, (прыжки) 

Эх! Руками машем вместе (движение «ножницы» руками)

Э-хе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть) 

Посмотрели на картинки (нагнувшись, поднять голову как можно выше) 

Э-ге-ге! Нагнулись ниже (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе (дотронуться руками до пола)

 Э-э-э! Какой же ты лентяй! (Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем) 

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки) 

Повертись на месте ловко (покружиться, в этом нам нужна сноровка!

Раз, два, повернись, в прошлом очутись!

Ребята, мы с вами оказались у первобытных людей.

- Посмотрите и скажите, где они живут? (они живут в пещере). – Что делают первобытные люди? (Мама ведет своего ребенка к костру, который развели прямо в пещере, охотник вносит в пещеру добычу). – А вы знаете, ребята, что в эти давние времена люди еще не умели разговаривать, как мы сейчас, но они придумали способ рассказывать о себе и своей жизни с помощью рисунков.

– Как вы думаете, чем же рисовали первобытные люди? (Ответы детей). – Когда дрова в костре сгорали и остывали, этими угольками можно было рисовать прямо на стенах пещеры. – Скажите, кого изображает первобытный художник? (Животных). – Люди изображали то, что видели вокруг себя: человеческие фигурки, животных, сцены охоты. Я предлагаю вам порисовать на мольберте древесными угольками, как это делали первобытные люди.

Ребята, нам пора дальше. Перед нами тоннель времени (составлении из спортивных модульных дуг). Пробирайтесь друг за другом, не касаясь руками пола и старайтесь не отстать. Весь отряд на месте? Максим, пересчитай членов отряда.

- Посмотрите, ребята, мы с вами в древней Руси.

– Кого вы видите на экране? (Ответы детей). – Как вы думаете, что это за комната? (Ответы детей). – Как вы догадались, что это школа? (Ответы детей). – Ребята, а чем же пишут ученики? (Ответы детей).

– Дети пишут птичьими перьями, обмакивая заостренный конец пера в чернила. Перья могли быть гусиные, совиные или вороньи. Писать пером было тяжело: все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы давались с трудом и даже в умелых руках нередко вызывали брызги. Вы хотите пописать перьями? (На столе разложены бумага, чернильницы и гусиные перья).

- С дедушкой ручки – пером - вы познакомились, значит, пора дальше, тоннели времени нас ждут (Дети прыгают из обруча в обруч. Лена, проверь, дети из нашего отряда не растерялись по дороге? – Посмотрите на изображение

Чтобы перо так быстро не стиралось при письме, придумали железные наконечники, а потом стали их надевать на деревянную палочку, формой напоминающую современную ручку. Называлось это приспособление для письма стальное перо. Подойдите к столу и попробуйте что – нибудь нарисовать или написать такой ручкой.

- Чем дальше, тем интересней наше путешествие. Чтобы оказаться на следующем этапе, нужно не сойти с узкой тропинки (дети идут по канату). Все сумели преодолеть препятствие? Посмотрите на экран.

- Перед вами чернильная ручка. Такой ручкой писали ваши бабушки и дедушки, когда учились в школе. Ее уже не нужно было макать в чернила. Внутри нее находилась специальная колбочка, куда чернила заливались через специальное отверстие. Возьмите ручки, попишите и порисуйте, как ваши бабушки и дедушки.

- Много мы узнали о пролом ручки, а чтобы узнать о настоящем, вернемся снова в наш детский сад.

Эй! Попрыгали на месте, (прыжки) 

Эх! Руками машем вместе (движение «ножницы»руками)

Э-хе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки (нагнувшись, поднять голову как можно выше) 

Э-ге-ге! Нагнулись ниже (глубокий наклон вперёд, руки на поясе) 

Наклонились к полу ближе (дотронуться руками до пола) 

Э-э-э! Какой же ты лентяй! (Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем) 

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки) 

Повертись на месте ловко (покружиться, в этом нам нужна сноровка!

Раз, два, повернись, в детском саду очутись!

Вот мы и вернулись из прошлого в настоящее, где пишут и взрослые, и дети шариковой ручкой, которую придумали в середине прошлого века.

Она пишет не чернилами, а масляной пастой, уже заправленной в стержень. На конце стержня вставлен шарик, который вращаясь при письме, обмакивается в пасту, поэтому и ручка называется шариковой. Раньше паста была только фиолетовая, позже изобрели зеленую, черную и красную. В настоящее время не только цвета пасты самые разные, но вместо пасты стержни заполняют пишущим гелием, поэтому и ручки называют гелиевые.

Подобными ручками мы пользуемся с вами каждый день.

- А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Чем нарисована картинка». Я буду показывать вам картинку, а вы постараетесь отгадать, чем она нарисована (проводится игра). Молодцы, все правильно отгадали. Вам понравилось путешествие?

– Какая помощница есть у человека для письма? - Ручка всегда была у человека? – Чем люди писали до изобретения современной ручки? – Какими ручками мы пишем сейчас? – Почему они так называются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Поможем Винни-Пуху».

ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.  Знакомить с качественной характеристикой воздуха   (невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать про...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: «Русские горки» для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Задачи:1....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности В средней группе «Путешествие в город Фигур»

План - конспект  непосредственно  образовательной  деятельности В средней   группе «Путешествие  в   город Фигур»      ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в прошлое нашего города»

Тема НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое нашего города»»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для всех возрастов Путешествие в прошлое (посвященное 23 февраля)

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: фо...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему «Солнышко лучистое» для детей 2 младшей группы.

План – конспект непосредственно образовательной   деятельности по изобразительной деятельности на тему «Солнышко лучистое» для детей 2 младшей группы.Воспитатель: Юсупова А...