Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
материал (развитие речи, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
Консультация для воспитателей
«Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении сформировано 5 групп комбинированной направленности, большую численность которых составляют дошкольники с ОНР. Дети данного речевого недоразвития не всегда владеют развернутой фразой, в их речи наблюдаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является простое предложение. Поэтому одним из важных и самых сложных умений, которое должен сформировать педагог, является составление предложений и рассказов. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. С этой целью можно использовать мнемотехнику, т.е систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Простая схема, состоящая из двух предметных картинок,
во-первых, заменяет слово-действие, а во-вторых, указывает на объект – субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.
Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
Мнемодорожка для составления рассказа «Как дети гуляли в парке»
-при пересказе, составлении рассказов по картинке и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
-при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».
В процессе формирования навыка составления рассказа – описания и рассказа по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:
- цепная связь (предложения сцепляются между собой, одно вытекает из другого);
-лучевая связь (называется объект, и каждое предложение раскрывает один из его признаков).
Есть еще и параллельная связь, когда предложения сопоставляются или противовопоставляются друг другу, но для детей дошкольного возраста предпочтение отдается рассказам цепной и лучевой структуры.
Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица.
Мнемотаблица к сказке «Три медмедя»
Ее назначение - с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы ребенок мог с опорой на такой вид наглядности вспоминать и воспроизводить сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях.
На начальном этапе моделирования детям предлагают мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящие из 3-4 изображений.
Мнемодорожка для заучивания стихотворения
Одним из важных жанров устного народного творчества является скороговорка, замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи, помогающая тренировать артикуляционный аппарат, развивать речевой слух, обогащать словарный запас. Ребенок сам воспроизводит текст с опорой на мнемотаблицу. При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.
Хочется отметить, что использование метода наглядного моделирования повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Работа с мнемотаблицами делает обучение интересным и увлекательным, позволяет обучить ребенка правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания, научить ребенка пересказывать текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Метод наглядного моделирования довольно широко применякется в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает познакомить ребенка с миром символов и схем, которые сопровождают нас на протяжении в...
Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...
Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенк...
Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка....