Методический материал на основе теории решения изобразительных задач
картотека на тему

Жук Ирина Михайловна

Игровые упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал на основе теории решения изобразительных задач

Игровые упражнения

Где признак

  Цель: найти как можно больше встречающихся значений имен признаков объекта в тексте, развитие внимания и наблюдательности, слуховой памяти.

   Ход игрового упражнения:

   Воспитатель читает предложения из текста. Ребята должны назвать слова, обозначающие тот или иной признак объекта, который встречается в том предложении.

Волшебники рядом с нами

   Цель: актуализировать знания о волшебниках, развивать внимание и наблюдательность, слуховую память.

    Ход игрового упражнения:

    Воспитатель читает отрывок из произведения, ребята называют волшебников, которые «поработали» в той сказке.

Тетушка Рифма

   Цель: отрабатывать навык составлять стихотворение на основе сочинения лимериков. Активизировать речь детей за счет рифмующихся слов.

    Ход игрового упражнения:

    Сначала дети подбирают рифмующиеся слова. Выбирается объект, про который будет сочиняться стихотворение. Затем выбираются признаки объектов, по которым они будут характеризоваться. По схеме составляется лимерика и короткое стихотворение.

Мир вокруг нас

    Цель: формировать классификационные навыки.

    Ход игрового упражнения:

    Воспитатель называет объект, а дети определяют, к какой классификационной группе он относится. Например, «обезьяна» -это природный мир, живая природа, мир животных, зверь. И так поместить все предложенные картинки.

Задаем вопросы

    Цель: учиться задавать вопросы по всем типам, учиться строить предложения с причинно-следственной связью.

    Ход игрового упражнения:

     Воспитатель выставляет на схеме вопроса значки с типом вопроса, с именем признака и карточку объекта. Дети задают вопрос и отвечают на него.

Загадка

    Цель: учиться составлять загадки про выбранные объекты.

    Ход игрового упражнения:

    Ребята выбирают объекты, про которые хотят сочинить загадки. Затем определяем основные характеристики объекта, опираясь на имеющиеся знания и следуя схеме. Используем модель мышления – сравнение. Сочиняем загадки.

Поезд времени

    Цель: учить выстраивать линию развития объекта на основе знаний о нем.

    Ход игрового упражнения:

     Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены этапы развития такого объекта, и предлагает построить для него поезд времени. Ребята совещаются между собой и выстраивают в цепочку, и подробно рассказывают все этапы развития.

Составляем сравнения

     Цель: повторить помощников умной головы, их функции. Закрепить способы сравнения объектов.

     Ход игрового упражнения:

     Объект и их характеристики подбираются в соответствии с общей темой занятия. Воспитатель на схеме сравнения объекта и значки имен признаков. Дети составляют сравнение и отвечают на вопрос: «Какой помощник умной головы помог определить этот признак?»

Классификация видов транспорта (по месту: наземный, воздушный, водный транспорт)

     Цель: физическая разрядка. Закрепления навыков классификации по признаку.

     Ход игрового упражнения:

     Дети стоят по кругу. Воспитатель показывает картинку – дети проговаривают название и показывают условные движения:

  -водный транспорт – выполнять движение «покачивание»;

  -наземный (подземный) транспорт – присесть, дотронуться руками пола;

  -воздушный – поднять руки вверх, высоко подпрыгнуть.

Игра «Да-нет» пространственная со сменой точки зрения

    Цель: учить детей задавать вопросы о местонахождении загаданного объекта относительно загадывающего или отгадывающих.

    Ход игрового упражнения:

    На столе раскладываются карточки с изображением разных объектов. Один из ребят – загадывающий объект, остальные располагаются напротив него и отгадывают объект. Отгадывающие задают вопросы по расположению объекта с точки зрения загадывающего.

ТРИЗ –игротека

Настольная игра «Детективные истории»

   Цель: игра направлена на развитие речи и обучение детей устанавливать причинно-следственную связь между двумя объектами или событиями. Обратить внимание на многообразие причин и следствий. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление. Данное пособие оформлено в виде планшетов на которых изображены причины или следствия событий.

   Ход игры: ребенку предлагается выбрать объекты (игровые карточки) и установить причину, затем следствие, составить предложение путем установления причинно-следственной связи.

Дидактическая настольная игра

«Помощники умной головы»

    Цель: развитие представления детей о возможностях анализаторов и их непосредственной значимости, закрепление навыков определения признаков объектов с помощью помощников умной головы.

     Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением «помощников умной головы» (анализаторов: уши, глаза, руки, нос, язык) и набор предметных картинок. Нужно правильно собрать весь блок, подобрав соответствующие картин6ки; рассказать о возможностях анализаторов и объяснить принцип подбора предметных картинок.

Настольная игра «Что я знаю?»

      Цель: упражнять детей в умении задавать вопрос себе и отвечать на него, задавать вопрос играющим в игру, закреплять знания о признаках и их значениях.

      Ход игры: вводить в игру игральные кубики по мере изучения с детьми признаков объектов. Дети поочередно кидают три кубика одновременно: признаки, объекты, «Я, ТЫ, ВЫ». В зависимости оттого какой стороной выпал кубик «Я, ТЫ, ВЫ», задают вопрос сверстнику «ТЫ», взрослому «ВЫ» или отвечают на него сами «Я».

 

Настольная игра «Что изменилось?»

     Цель: закреплять знания детей о признаках объектов, умение находить отличия.

     Ход игры: дети выбирают карточку – планшет с изображением объектов и схемами изменения по признакам, нужно подобрать картинку в соответствии с преобразованием признаков.

Настольная игра «Найди пару»

    Цель: закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака», усвоение детьми общего способа составления сравнений. Формирование навыков образной речи.

    Ход игры: Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.

Настольная игра «Загадочные прятки»

    Цель: закреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, составлять описательные рассказы, загадки. Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, мыслить творчески.

    Ход игры: даётся экран (планшет), на нем в центре стоит знак вопрос, нужно выбрать объект для описания. В других ячейках указаны значки с именами признаков. Из картинок, находящихся на столе, ребёнок подбирает сравнения с объектом.

Настольная игра «Занимательная собирайка»

     Цель: обучать детей работе с признаками объектов и значением этих признаков, учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей, развивать умение исследовать и классифицировать объекты по разным признакам.

    Ход игры: участники игры берут планшет с признаком, озвучивают значение этого признака, далее выбирают карточки с изображением предметных картинок, дают им характеристику, содержащую значение имени признака и заполняют планшет.

Настольная игра «Где живут маленькие человечки?»

     Цель: закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.

     Ход игры: в трех обручах – домиках –символы тверого. Жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ. По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.

Настольная игра «Как это бывает»

    Цель: закреплять знания об агрегатных состояниях вещества. Познакомить дошкольников с влияние температуры на агрегатное состояние (замерзание, таянье, испарение и т.д.). развивать у етей наблюдательность, любознательность умение сравнивать и анализировать. Развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса новыми словами, умение работать в команде. Закреплять умение считывать схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Учить схематически изображать протекание явления неживой природы.

     Ход игры: разрезать карточки-пазлы. Карточки с изображениями явлений природы разделить между тремя игроками. Карточки-схемы выложить в центре стола изображением вверх. Дети подбирают к явлению природы схему. Выигрывает тот, кто первый соберет свои пазлы.

Настольная игра «Домино. Волшебное электричество»

     Цель: с формировать у детей знание о том, что в электрических приборах бытовой техники, электрическом транспорте, инструментах и т.д., электрическая энергия превращается в другие виды энергии; энергию света, тепла, движения, преобразовывается в звук.

     Ход игры: играют двое –трое детей. Карточки делятся между игроками поровну. Начинает игру тот игрок, у кого окажется дубль «схема-схема». Игроки по очереди выкладывают карточки, подбирая к изображению схемы электрический прибор. Действующий по этой схеме. К изображению прибора подбирается схема, объясняющая его действие. Если игрок не может подобрать карточку, он пропускает ход. Побеждает тот игрок, у которого не остается карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немноги...

Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»

Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми  технологию ТРИЗ....

Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"

научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....

Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....